21 июня 2021 г. |
Дело N А43-24869/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2021 по делу N А43-24869/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приоритет Моторс" (ОГРН 1195275019598, ИНН 5257188868) о признании недействительными сообщений Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода от 18.05.2020 N 21326 и от 08.06.2020 N 968412.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Нижегородской области - Синицына О.В. по доверенности от 15.12.2020 N 13-13/020315 сроком действия 1 год;
общества с ограниченной ответственностью "Приоритет Моторс" - Галкин С.Н. по доверенности от 16.10.2020 сроком действия 3 года.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет Моторс" (далее - Общество) 06.05.2020 и 03.06.2020 обратилось с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) о выплате субсидий за апрель и май 2020, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
По состоянию на 01.03.2020 и на момент обращения с заявлениями в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) у Общества в качестве основного вида деятельности значился код 45.11 по Общероссийскому классификатору экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми малой грузоподъемности".
Сообщениями от 18.05.2020 N 21326 и от 08.06.2020 N 968412 Инспекция отказала в предоставлении спорных субсидий в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность Обществом не относится к отраслям, поименованным в Перечне отраслей российской экономике, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, а именно: 45.11.2 - торговля легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах; 45.11.3 - торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) с жалобой на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года.
Решением Управления от 17.07.2020 N 09-12/12236@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными сообщений Инспекции от 18.05.2020 N 21326 и от 08.06.2020 N 968412.
Решением от 12.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что для целей предоставления мер государственной поддержки определение вида деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с кодом ОКВЭД, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, в силу прямого указания Постановления N 576. Действующим законодательством не предусмотрено иного порядка определения основного вида деятельности.
Налоговый орган настаивает на том, что он не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в Постановлении N 576.
Инспекция считает, что у нее отсутствует обязанность определять получателя субсидий по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции поддержал заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из ЕГРЮЛ от 11.06.2021.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил указанный документ к материалам дела.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
На основании пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Данными Правилами установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей,
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 01.05.2020 до 01.06.2020, для получения субсидии за май 2020 года - с 01.06.2020 до 01.07.2020 (пункт 5 Правил).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил).
Перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности Общества являлась торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (код 45.11 ОКВЭД).
В силу положений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами" включает в себя группу 45.11 "Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности", которая включает: оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами.
К подгруппе 45.11.1 относится "Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами". К подгруппе 45.11.2 относится "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах". К подгруппе 45.11.3 относится "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая".
К отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, относит вид деятельности "Розничная торговля непродовольственными товарами", которая включает в себя вид деятельности "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" ОКВЭД 45.11.2, вид деятельности "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая" ОКВЭД 45.11.3.
То есть, в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, приведен не весь подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", а лишь отдельные его подгруппы, в частности, 45.11.2, 45.11.3, что свидетельствует о поддержке конкретных отраслей, связанных именно с розничной торговлей легковыми автомобилями.
Как установлено судом апелляционной инстанции, по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ в качестве основного вида экономической деятельности Общества, соответствующего Перечню, коды ОКВЭД 45.11.2, 45.11.3 не указаны.
Последующее внесение Обществом изменений в ЕГРЮЛ относительно кода основанного вида деятельности не имеет правового значения для целей применения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 и Правил.
Следовательно, отказ Инспекции в предоставлении субсидии является правомерным.
Оснований для исследования в суде фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления рассматриваемой субсидии не имеется, поскольку Правила устанавливают основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
С учетом изложенного Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении субсидии, поскольку отрасль, в которой по сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 Обществом велась деятельность, не относилась к отраслям, включенным в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2021 по делу N А43-24869/2020 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет Моторс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24869/2020
Истец: ООО "ПРИОРИТЕТ МОТОРС"
Ответчик: ИФНС России по Канавинскому району г. Н.Новгорода, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ