г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А26-5903/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14809/2021) ООО "Автоспецтранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2021 по делу N А26-5903/2020, принятое
по иску Петрозаводского муниципального унитарного предприятия "Автоспецтранс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс"
о взыскании,
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Медвежьегорское энергосетевое предприятие",
УСТАНОВИЛ:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Автоспецтранс" (ОГРН 1021000526315, ИНН 1001043249; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523; далее - Общество) о взыскании 3 206 939 руб. 86 коп., в том числе 2 537 079 руб. 15 коп. задолженности, 669 860 руб. 71 коп. пеней, начисленных по состоянию на 10.03.2021.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие "Медвежьегорское энергосетевое предприятие".
Решением суда от 17.03.2021 исковые требования удовлетворить частично, с Общества в пользу Предприятия взыскано 3 176 975 руб. 31 коп., в том числе 2 537 079 руб. 15 коп. задолженности, 639 896 руб. 16 коп. пеней, а также 38 670 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 17.03.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
Общество в жалобе ссылается на то, что в населенных пунктах, в которых отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), сбор должен осуществляться бесконтейнерным способом. По мнению подателя жалобы, истцом не представлено доказательств, принятия всех необходимых и исчерпывающих мер по исполнению обязательств, предусмотренных договором по охвату всех населенных пунктов в составе муниципального образования. Ответчик указывает на то, что действующим законодательством не закреплена обязанность регионального оператора по выявлению мест (площадок) накопления ТКО.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по итогам открытого аукциона (протокол N 29 от 26.11.2018) между Предприятием (исполнитель) и Обществом (региональный оператор, заказчик) заключен договор N07-19/223 от 13.12.2018 (далее - договор) в редакции дополнительных соглашений от 13.02.2019 и 24.07.2019, согласно которому исполнитель принял обязательство оказывать по поручению регионального оператора услуги по транспортированию ТКО на территории Республики Карелия в пределах зоны его деятельности, определенной границами территории в соответствии с приложением N 1, а региональный оператор - принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
В соответствии с приложением N 1 к договору территорией оказания услуг являются Петрозаводский городской округ, Прионежский, Пудожский и Медвежьегорский районы Республики Карелия. По Пудожскому муниципальному району границы территорий: Пудожское городское поселение, Авдеевское, Красноборское, Кривецкое, Кубовское, Куганаловское, Пчльмское и Шальское сельские поселения; по Медвежьегорскому району: Медвежьегорское городское поселение, Великогубское, Паданское, Пиндушское, Повенецкое, Толвуйское, Чёбинское, Чёлмужское, Шуньгское сельские поселения.
Исполнитель обязан оказывать услугу всем без исключения потребителям в полном объеме с надлежащим качеством (пункт 1.2 договора).
Порядок оказания услуг по транспортированию ТКО установлен в разделе 2 договора. Срок оказания услуг по договору определен с 01.01.2019 по 31.12.2022 (пункт 2.2).
Планируемый объем и состав ТКО, подлежащих транспортированию, указан в приложении N 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью (пункт 2.4 договора).
Исполнитель обязан предоставить региональному оператору постоянный удаленный доступ к системе спутниковой навигации и к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в течение трех календарных дней после подписания договора (пункт 2.12 договора).
Сроки и порядок оплаты услуг определены сторонами в разделе 3 договора.
Предельная (максимальная) цена договора на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 определена пунктом 3.1 договора и составляет 200 605 538 руб. 00 коп.
Цена является твердой и изменению не подлежит, включает все без исключения расходы, связанные с оказанием услуг (пункт 3.2 договора).
При уточнении фактических объемов ТКО, подлежащих транспортированию по договору, и их изменении в сторону увеличения, цена договора остается неизменной и пересмотру не подлежит, за исключением случая корректировки территориальной схемы, повлекшей изменение единого тарифа на услугу регионального оператора и норматива накопления ТКО (пункт 3.3 договора).
Объём и стоимость услуг исполнителя определены в приложении N 9 к договору. Региональный оператор оплачивает услуги исполнителя за каждый отчетный период (в соответствии с пунктом 3.4 договора расчетным периодом является календарный месяц), исходя из расчетного объема транспортированных исполнителем ТКО, который определяется на основании расчетных документов, но не более объема, предусмотренного за отчетный период. Оплата услуг производится региональным оператором не позднее 30 дней со дня подписания акта, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг (пункт 3.5 договора).
В Приложении N 9 максимальный ежемесячный объем услуг, оказываемых по Пудожскому муниципальному району, установлен в размере 3 376 644 руб. 83 коп., исходя из объема 3 953, 92 куб.м., по Медвежьегорскому муниципальному району - 2 141 715 руб. 33 коп., исходя из объема 6 225,92 куб.м.
Исполнитель представляет региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, акт оказания услуг, составленный по форме, указанной в приложении N 7, с приложением детализированного отчета на бумажном и электронном носителях системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству, заверенных копий отчетных документов - маршрутного журнала, составленного на основании путевых листов с указанием номеров путевых листов, дат, маршрутов, адресов и принадлежности контейнерных площадок, количества и объема контейнеров, объёмов транспортированных ТКО (пункта 3.6 договора).
Региональный оператор обязан рассмотреть и подписать акт оказания услуг в течение 15 рабочих дней после его получения от исполнителя и направить второй экземпляр исполнителю. В случае наличия возражений региональный оператор направляет в адрес исполнителя в течение 15 рабочих дней с момента получения акта мотивированный отказ.
За нарушение региональным оператором срока исполнения обязательств по договору, в том числе обязательств по оплате, предусмотренных договором, региональный оператор по требованию исполнителя уплачивает последнему пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки Региональным оператором предусмотренных договором обязательств, начиная со дня, следующего после истечения установленного Договором срока исполнения обязательств (пункту 6.4 договора).
В период с января по март 2020 года Предприятие в рамках заключенного сторонами договора оказало услуги по транспортировке ТКО в Пудожском и Медвежьегорском муниципальных районах, направив в порядке пункта 3.6 договора региональному оператору акты приемки оказанных услуг и счета-фактуры.
Акты за период взыскания подписаны ответчиком с разногласиями.
Как следует из актов N ТКО/М1370120 от 31.01.2020, ТКО/М3300220 от 29.02.2020, ТКО/М4850320 от 31.03.2020 за январь, февраль, март 2020 года оказаны услуги по транспортированию ТКО в Медвежьегорском муниципальном районе ежемесячно в объеме 6 225,91 куб.м. на сумму 2 141 713 руб. 04 коп.
Ответчик принял оказанные услуги частично: за январь в объеме 4 833,80 куб.м. на сумму 1 662 827 руб. 20 коп., за февраль в объеме 5 214,83 куб.м. на сумму 1 793 901 руб. 52 коп., за март в объеме 5 223,53 куб.м. на сумму 1 796 894 руб. 32 коп.
Из актов N ТКО/П1360120 от 31.01.2020, N ТКО/П3290220 от 29.02.2020 следует, что за январь, февраль, март 2020 года оказаны услуги по транспортированию ТКО в Пудожском муниципальном районе ежемесячно в объеме 3 953,92 куб.м. на сумму 3 376 644 руб. 84 коп.
Ответчик принял оказанные услуги частично: за январь в объеме 3 689,01 куб.м. на сумму 3 150 414 руб. 54 коп., за февраль в объеме 3 732,5 куб.м на сумму 3 187 555 руб., за март в объеме 2 841,22 куб.м на сумму 2 426 401 руб. 88 коп.
Основания для отказа в принятии части услуг изложены Обществом в письмах от 03.03.2020, 05.03.2020, 18.03.2020, 26.03.2020, направленных в Предприятию. Согласно указанным письмам при приемке услуг региональным оператором установлен факт оказания услуг не на всей территории районов, объём подлежащих оплате услуг определен с учётом процента охвата услугой территории соответствующего района. По данным ответчика в январе 2020 года процент охвата составил по Медвежьегорскому району - 77,64 %, по Пудожскому району - 93,3%; в феврале 2020 года по Медвежьегорскому району - 83,76 %, по Пудожскому району - 94,4%; в марте 2020 года по Медвежьегорскому району - 83,9 %, по Пудожскому району - 95%. При расчете процента охвата услугой по транспортированию ТКО территорий Медвежьегорского и Пудожского муниципальных районов региональный оператор руководствовался сведениями о численности потребителей в населенных пунктах, исходя из данных, предоставленных органами местного самоуправления указанных муниципальных районов, по Повенецкому городскому поселению - сведениями статистического бюллетеня территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия.
Ответчик с учётом произведенного им расчёта процента охвата территорий Медвежьегорского и Пудожского муниципальных районов оплатил оказанные услуги в той части, которая признана фактически исполненной.
После произведенных в ходе рассмотрения дела платежей задолженность за спорные периоды составляет 2 537 079 руб. 15 коп. и состоит из непринятых ответчиком услуг. Претензия о добровольном погашении задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
После уточнения истцом исковых требований спор между сторонами по существу сводится к оценке положений о порядке исполнения договора, а также установлению факта надлежащего исполнения истцом условий договора в части вывоза ТКО на территории Пудожского и Медвежьегорского муниципальных районов.
Общество полагает, что в соответствии с пунктом 1.3 договора вне зависимости от наличия либо отсутствия в территориальной схеме мест сбора и накопления ТКО исполнитель своими силами оказывает услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных договором, на всей без исключения территории в пределах границ, определённых в приложении N 11 к договору в пределах зоны деятельности регионального оператора. При этом в силу пункта 2.8 договора перечень мест приема и передачи ТКО по договору не является исчерпывающим. С учётом положений пунктов 2.18, 4.1.25, 4.1.29 договора истец обязан оказывать услуги по транспортированию ТКО на всей обслуживаемой территории, включая все населенные пункты, а не только в местах накопления, указанных в приложении N4 к договору, в том числе населенные пункты, в которых отсутствуют места (площадки) накопления ТКО, в которых сбор должен осуществляться бесконтейнерным способом.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 ГК РФ).
Пунктом 2.7 договора установлен порядок определения объема оказанных услуг. Данный порядок предусматривает определение объемов ТКО, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема и (или) количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (в соответствии с условиями договоров с собственниками ТКО (потребителями).
Установленный договором порядок аналогичен определенному пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) и применяется в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил N 505). Иной порядок ни договором, ни Правилами N 505 не предусмотрен.
Как следует из представленных истцом доказательств и не опровергнуто ответчиком, за спорный период объем ТКО, вывезенных Предприятием на территории Медвежьегорского и Пудожского муниципальных районов, определенный в соответствии с пунктом 2.7 договора, соответствует согласованному сторонами объему ТКО, подлежащему вывозу за указанный период.
Согласно пункту 9 Правил N 505 обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил N 505 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Таким образом, именно региональный оператор является ответственным за обращение с ТКО в зоне своей деятельности лицом, должен выявлять места (площадки) накопления ТКО, быть инициатором корректировки территориальной схемы обращения с отходами, а также реестра мест (площадок) накопления ТКО. Являясь заказчиком услуг по транспортированию ТКО, региональный оператор должен корректировать указанные в договоре с оператором места (площадки) накопления ТКО с учётом территориальной схемы обращения с отходами и реестра мест (площадок) накопления ТКО. Возможность возложения данной обязанности на иное лицо действующим в рассматриваемой сфере законодательством не предусмотрена.
Наличие в пунктах 4.1.25, 4.1.29 договора условия об обеспечении Предприятием за свой счет наличия контейнеров и бункеров для накопления ТКО, а также транспортирования безконтейнерным способом ТКО, собранных потребителями в пакеты, мешки и иные емкости, не освобождает регионального оператора от исполнения вышеперечисленных обязанностей, установленных Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предприятие как исполнитель услуг по обращению с ТКО в рамках заключенного с региональным оператором договора осуществляет деятельность по транспортированию ТКО.
В соответствии абзацем третьим пункта 2 Правил N 505 под "вывозом твердых коммунальных отходов" понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров признается "контейнерной площадкой".
В соответствии с пунктом 24 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
В силу подпункта "г" пункта 25 Правил N 505 места приема и передачи твердых коммунальных отходов, а также маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами являются существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Стороны в течение двадцати пяти рабочих дней со дня его подписания должны провести актуализацию способов накопления и реестра мест накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, путем подписания сторонами акта инвентаризации по форме, предусмотренной приложением N 5 к договору (пункт 2.14 договора).
Исполнитель в течение десяти рабочих дней после заключения договора представляет региональному оператору на согласование график транспортирования ТКО, включающий бесконтейнерный способ приема ТКО у собственников ТКО (потребителей), составленный исполнителем с учётом климатических условий и условий, предусмотренных договором по форме согласно приложению N 6 к договору. В Графике транспортирования должна содержаться следующая информация: время начала оказания услуги, маршруты движения мусоровозов, последовательность мест приема и накопления ТКО по пути следования мусоровоза, адреса мест приема и накопления ТКО, время вывоза (для безконтейнерного способа), время окончания оказания услуг (пункт 2.18 договора).
Стороны в договоре определили перечень действий, которые они должны совершить после заключения договора в целях окончательного определения существенного условия договора, указанного в подпункте "г" пункта 25 Правил N 505. Полный перечень мест приема и накопления ТКО сторонами не определен, договор не содержит исчерпывающего перечня населенных пунктов, с которых Предприятием должен осуществляться вывоз ТКО.
Вывоз ТКО осуществлялся Предприятием не только с мест их приема и передачи, поименованных в приложении N 4 к договору, но и с иных мест, указанных в реестрах мест (площадок) накопления ТКО, утвержденных органами местного самоуправления Медвежьегорского и Пудожского муниципальных районов.
Предприятие приняло на себя обязательства осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 2 договора, и требованиями, установленными действующим законодательством (пункт 4.1.2 договора).
Пунктом 2.9 договора установлен запрет на передачу ТКО при их транспортировании в местах передачи, не указанных в пункте 2.8 Договора.
Места приема и передачи ТКО, маршруты транспортирования ТКО определены в соответствии с территориальной схемой и указаны в приложении N 4 к договору; перечень мест приема и передачи ТКО не является исчерпывающим (пункт 2.8 договора).
Предприятие, руководствуясь условиями договора, оказывало услуги так же в отношении мест (площадок), указанных в реестрах мест (площадок) накопления ТКО, опубликованных в общедоступных источниках (размещение соответствующих постановлений на официальных сайтах органов местного самоуправления).
Довод ответчика о том, что согласно реестру оказанных услуг по Медвежьегорскому муниципальному району услуги не оказываются в п.Водла, поименованном в приложении N 4, является несостоятельным, поскольку данный поселок входит в границы Пудожского муниципального района, и указан в соответствующем реестре оказанных услуг.
Обществом не доказало, что Предприятие не осуществляло услуги по вывозу ТКО из населенного пункта, места приема и передачи твердых коммунальных отходов, которые отражены в договоре, схеме обращения, реестрах мест накопления.
Указанные в приложении N 1 к договору городские и сельские поселения, входящие в границы территорий указанных районов, исполнителем в спорном периоде охвачены и соответствующие услуги оказаны.
Доказательства того, что имеются претензии органов местного самоуправления спорных муниципальных районов или входящих в их состав поселений, либо находящихся на их территории потребителей - юридических или физических лиц в части неоказания услуг или ненадлежащего оказания услуг в исковом периоде по вывозу ТКО, отсутствуют. Документы, подтверждающие, что в указанных Обществом населенных пунктах, с территории которых не производился вывоз ТКО, в спорном периоде осуществлялось накопление потребителями ТКО, в материалах дела отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах доводы Общества о неоказании услуг в населенных пунктах Медвежьегорского и Пудожского муниципальных районов отклоняются как недоказанные.
Кроме того, контррасчет стоимости оказанных услуг не основан на условиях договора, заключенного с истцом, примененные в расчёте данные не обоснованы надлежащими доказательствами.
Общество в своем расчёте при определении объема услуг, подлежащих оказанию ответчиком в рамках договора, использовало сведения о численности населения по Медвежьегорскому муниципальному району (исключая Повенецкое городское поселение), содержащиеся в письме администрации Медвежьегорского муниципального района от 18.10.2019, по Пудожскому муниципальному району - в письме администрации Пудожского муниципального района от 10.10.2019, по Повенецкому городскому поселению - в статистическом бюллетене территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия.
В письме администрации Медвежьегорского муниципального района от 18.10.2019 содержатся сведения о зарегистрированных по состоянию на 01.10.2019 гражданах. В письме администрации Пудожского муниципального района от 10.10.2019 сведения о зарегистрированных по состоянию на 01.01.2019 гражданах. Статистический бюллетень Карелиястата содержит сведения о численности населения по состоянию на 2018 год.
Изложенные сведения не являются актуальными применительно к спорному периоду (январь-март 2020 года) и допустимыми доказательствами, поскольку документально не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что процент охвата услугами Предприятия спорных территорий необоснованно определен как соотношение общего количества зарегистрированных на территории муниципального района граждан к количеству граждан, зарегистрированных в населенных пунктах, откуда вывоз ТКО не осуществлялся. Объем услуг, подлежащий оказанию в соответствии с условиями договора, по утверждению Общества, определен только исходя из данных о количестве зарегистрированных физических лиц, при этом осуществляющие деятельность на указанных территориях организации и индивидуальные предприниматели при определении пропорции не учитывались, в то время в расчете объема услуг включаются услуги, оказанные как потребителям - физическим лицам, так и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на соответствующей территории (юридические лица и индивидуальные предприниматели), что прямо следует из пункта 2.7 договора.
Из представленных в материалы дела документов не представляется возможным установить, какие исходные данные использовал региональный оператор при определении цены договора, учитывались ли при этом сведения о количестве зарегистрированных на территории муниципальных образований гражданах, либо объем подлежащих вывозу ТКО определялся иным образом.
Как указано в приложении N 2 к договору объем отходов определен в договоре с учётом сезонной составляющей; в летний и осенний период планируемый объем ТКО более чем в три раза превышает объем, запланированный к вывозу на зимний и весенний период. Если признать позицию ответчика обоснованной, то из содержащихся в приложении N 2 данных следует, что количество потребителей в летний и осенний период увеличивается в три раза. Однако ни один из представленных Обществом документов изменение количества жителей по сезонам не подтверждает. Данное обстоятельство также свидетельствует о несостоятельности довода ответчика о том, что в договоре объем подлежащего вывозу ТКО определялся исходя из количества зарегистрированных на территории муниципальных районов граждан.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первый инстанции пришел к верному выводу, что истец с учетом установленного приложением N 9 к договору максимального ежемесячного объема и стоимости услуг, оказываемых по Пудожскому и Медвежьегорскому муниципальным районам, обоснованно предъявил к оплате стоимость услуг по транспортировке ТКО на сумму 2 537 079 руб. 15 коп.
Ответчик не опроверг арифметическую правильность расчёта с учетом представленных истцом данных.
Мотивы отказа ответчика от подписания актов оказания услуг за спорные периоды признаются судом необоснованными, а акты - надлежащими доказательствами объема оказанных услуг и их стоимости.
Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме ответчик не представил, требование истца о взыскании 2 537 079 руб. 15 коп. задолженности являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За нарушение региональным оператором обязательств по оплате, предусмотренных договором, исполнитель уплачивает пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты неустойки ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после истечения установленного договором срока оплаты (пункт 6.4 договора).
Истец предъявил к взысканию пени, начисленные по состоянию на 10.03.2021 в размере 669 860 руб. 71 коп.
Суд первой инстанции правомерно, с учётом правовой позиции, содержащейся в вопросе N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2016), применил в отношении неоплаченной части задолженности ставки, действующей на день вынесения решения (4,25 %) и пересчитал размер пени, что составило 639 896 руб. 16 коп.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2021 по делу N А26-5903/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5903/2020
Истец: МУП Петрозаводское "Автоспецтранс"
Ответчик: ООО "Автоспецтранс"
Третье лицо: МУП "Медвежьегорское энергосетевое предприятие"