г. Киров |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А29-13013/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей
истца: Равенской Д.А. по доверенности от 24.05.2021,
ответчика: Чамашкина В.А. по доверенности от 08.02.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2021
по делу N А29-13013/2020
по иску Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми
(ОГРН: 1171101003644; ИНН: 1109014236)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр"
(ОГРН: 1021100509517; ИНН: 1101461306)
о взыскании ущерба,
третье лицо: Потапова Ирина Васильевна,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми (далее - истец, Центр) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр" (далее - ответчик, Учреждение) 72 082 рублей 27 копеек ущерба, причиненного выплатой излишних сумм страховой пенсии работающему пенсионеру Потаповой Ирине Васильевне.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Потапова Ирина Васильевна (далее - третье лицо, Потапова И.В.)
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик считает, что Учреждением устранена ошибка в сведениях по форме СЗВ-М в отношении Потаповой И.В. путем подачи сведений в отношении указанного лица за январь 2018 года 07.02.2018.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу позицию ответчика поддержало.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми, представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение, являющееся работодателем пенсионера Потаповой И.В., 09.01.2018 представило в Центр сведения по форме СЗВ-М "исходные" за декабрь 2017 года в отношении 48 застрахованных лиц, в которых сведения о Потаповой И.В. отсутствовали.
Следовательно, по данным Учреждения, представленным 09.01.2018, Потапова И.В. в декабре 2017 года не являлась застрахованным лицом.
Ввиду отсутствия информации об осуществлении пенсионером Потаповой И.В. работы в декабре 2017 года Центром принято решение от 16.02.2018 о выплате ей сумм страховой пенсии с 01.12.2017 с учетом повышений как неработающему пенсионеру.
Сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за декабрь 2017 года в отношении застрахованного лица Потаповой И.В. Учреждение представило 16.07.2020.
Выявив факт работы пенсионера в спорный период и излишнюю выплату ему сумм пенсий из-за недостоверно представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М на указанное лицо, Центр обратился с претензией к Учреждению о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсий за период с 01.12.2017 по 31.08.2020 в сумме 72 082 рублей 27 копеек.
Поскольку требования Центра не были удовлетворены Учреждением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 1 - 8 статьи 26.1, частями 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Из указанной нормы права следует, что в случае возобновления работы пенсионером после осуществления индексации (корректировки) страховая пенсия продолжает выплачиваться в повышенном размере.
Работодатель (страхователь) представляет ежемесячные сведения только на работающих у него граждан. Сведения об уволившихся лицах им не представляются. Таким образом, представление страхователем ежемесячной отчетности с такими данными, которые как в данном случае, являются подтверждением того, что пенсионер в отчетном периоде является неработающим, является основанием для Центра тому, что выплата пенсии ему должна осуществляться с учетом индексации по правилам статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В связи с этим представление на пенсионера сведений, как на работающего, за последующие месяцы правового значения не имеет. Доводы Учреждения о необходимости учета последующих месяцев отклоняются, как неправомерные.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года с кодом "дополняющая" в отношении Потаповой И.В. (как работающего пенсионера) были поданы Учреждением 16.07.2020, то есть после принятия Центром решения от 16.02.2018 о выплате сумм страховой пенсии с учетом повышений с 01.12.2017.
На дату принятия указанного решения Центр располагал сведениями о том, что Потапова И.В. не работала в декабре 2017 года.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно удовлетворен иск Центра, апелляционная жалоба Учреждению удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2021 по делу N А29-13013/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13013/2020
Истец: ГУ Центр по Выплате Пенсий и Обработке Информации Пенсионного Фонда Российской Федерации В Республике Коми
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр"
Третье лицо: Потапова Ирина Васильевна, Второй арбитражный апелляционный суд