22 июня 2021 г. |
А43-18216/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кириловой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изоховым Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фролищенской поселковой администрации Володарского района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 09.04.2021 по делу N А43-18216/2020,
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (жилищно-коммунальный сектор N 11 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Западному военному округу) (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) к Фролищенской поселковой администрации Володарского района Нижегородской области (ИНН 5214001635, ОГРН 1025201762178) о взыскании задолженности,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом,
в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (жилищно-коммунальный сектор N 11 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России по Западному военному округу) (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Фролищенской поселковой администрации Володарского района Нижегородской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 1 146 767 руб. 25 коп. долга за период с 05.10.2018 по 31.12.2019 за потребленную тепловую энергию в жилых помещениях (квартирах), находящихся в собственности ответчика.
Решением от 09.04.2021 суд частично удовлетворил исковое требование: взыскал с Администрации в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 1 099 226 руб. 70 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.04.2021 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что на дату подписания, утверждения передаточного акта, с которым непосредственно суд связывает возникновение право собственности Администрации на имущество, отсутствовали характеристики, позволяющие определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, соответственно, несмотря на указания в пункта 5 приказа от 12.04.2017 N 351 относительно момента возникновения права собственности Администрации, право собственности де-факто не возникло. Заявитель жалобы полагает, что до разукрупнения жилых домов невозможно было внести передаваемое имущество в реестр муниципальной собственности в связи с отсутствием каких-либо индивидуально-определенных сведений по каждой квартире, соответственно Администрация была лишена права в полной мере осуществлять полномочия собственника, распоряжаться по своему усмотрению указанными объектами, предоставлять нанимателям, что освобождает ее от коммунальных платежей.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 30.04.2021 N 101.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в отзыве от 07.06.2021 указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155, в силу пункта 3 которого основной целью деятельности учреждения является, в том числе содержание объектов и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг.
Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 N 838-ТХ на основании пункта 6 приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на праве оперативного управления закреплен перечень имущества, позволяющего осуществлять деятельность, предусмотренную пунктом 3 указанного приказа Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа Министра обороны образован филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Западному военному округу, в состав которого входит жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 11, основной целью его деятельности является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах вооруженных сил Российской Федерации на территории Нижегородской области.
Истец с письмом от 17.12.2019 N 370/У/2/11/4050 направил ответчику для подписания муниципальный контракт на теплоснабжение N 01-11-52-01-438.
Ответчик от подписания контракта уклонился.
В отсутствие заключенного в письменной форме контракта истец с 05.10.2018 по 31.12.2019 поставил в поименованные в иске жилые помещения, находящиеся в собственности ответчика, коммунальные ресурсы на общую сумму 1 146 767 руб. 25 коп.
Ответчик поставленную в спорный период тепловую энергию не оплатил.
В направленной в адрес ответчика претензии истец предложил оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с соответствующим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Проанализировав сложившиеся правоотношения, суд первой инстанции верно определил, что у истца и ответчика сложились фактические отношения по отпуску и потреблению тепловой энергии.
На основании статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Данные отношения рассматриваются как договорные (пункт 3 статьи 438 ГК РФ, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают абонента от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
По договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ, абзацем 3 статьи 678 ГК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
С момента заселения жилых помещений в муниципальном жилищном фонде обязанность по несению таких расходов возлагается на нанимателя либо арендатора жилого помещения. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (части 2, 3 статьи 153 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 54 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, и плату за коммунальные услуги.
В обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, входит внесение платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 (пункт 1) ГК РФ).
Факт поставки тепловой энергии в поименованные в иске объекты в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен.
Вместе с тем, Администрация направила в адрес истца письмо от 30.04.2020 N 174, содержащее информацию о заключенных договорах для дальнейшего исключения их из списка по задолженности.
На основании постановления Администрации от 08.05.2019 N 56 "О внесении изменений в постановление от 12.04.2019 N 42 "О постановки на баланс и включении в Реестр муниципального имущества" включены и поставлены на баланс сорок три жилых квартиры общей площадью 2510,77 кв.м, расположенные по адресу: ул. Южная, д. 14, р.п. Фролищи, Володарский р-н, Нижегородская обл.
С 01.08.2019 Администрация заключила пять договоров социального найма с гражданами:
- квартира 71 - Веселов П.Б. (договор социального найма N 1 и передаточный акт);
- квартира 55 - Назарова О.А. (договор социального найма N 3 и передаточный акт);
- квартира 31 - Латин А.С. (договор социального найма N 4 и передаточный акт);
- квартира 34 - Макарова А.А. (договор социального найма N 5 и передаточный акт);
- квартира 18 - Игонченков С.В. (договор социального найма N 2 и передаточный акт).
С 07.10.2019 Администрация заключила два договора специализированного жилого помещения с гражданами:
- квартира 54 - Тарасов С.А. (договор специализированного жилого помещения N 1 и передаточный акт);
- квартира 47 - Тюренкова Т.Б. (договор специализированного жилого помещения N 2 и передаточный акт).
В соответствии с абзацем 29 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон N 122-ФЗ) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
На основании Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
На основании изложенного суд первой инстанции верно установил момент возникновения права собственности у Администрации с даты утверждения передаточного акта.
Доводы заявителя жалобы об обратном судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Если на территории муниципального образования в соответствующих многоквартирных домах имеются жилые помещения, в отношении которых не реализовано право на приватизацию, не заключен договор социального найма, именно муниципальное образование должно осуществлять контроль за использованием муниципального имущества, оформлением прав на него, в том числе в рамках настоящего процесса установить и доказать суду наличие законных оснований для проживания в таких помещениях граждан и, соответственно обосновать, что право муниципальной собственности либо было прекращено, либо муниципалитет наделил проживающего законным титулом, переносящим бремя содержания помещения на фактически использующее его лицо.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Государственный и муниципальный жилищные фонды находятся соответственно в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 2 статьи 19 Кодекса), поэтому, пока жилые помещения из фондов публично-правовых образований не закреплены за конкретными лицами на том или ином правовом основании, расходы по содержанию жилых помещений несут уполномоченные государственные и муниципальные органы за счет соответствующих бюджетов.
Согласно системному толкованию изложенных норм под заселением жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке понимается заключение с лицом, которому предоставляется жилое помещение договора социального найма, договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшего государственную регистрацию договора или иного документа, выражающего содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ, поименованный в Жилищном законодательстве как основание закрепления за конкретным лицом жилого помещения государственного и муниципального фонда.
Из содержания статьи 67, части 3 статьи 153, части 4 статьи 155 ЖК РФ следует, что именно наниматели, проживающие в жилых домах по договорам социального найма, а не собственник (наймодатель) этих жилых помещений, должны вносить коммунальные платежи ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что Администрация как собственник несет соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РСФСР (утвержденного ВС РСФСР от 24.06.1983) договор найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение. В силу статье 47 данного Кодекса ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Установив, что с 01.08.2019 Администрация заключила пять договоров социального найма и два договора специализированного жилого помещения с гражданами, суд первой инстанции верно указал на отсутствие оснований для включения в исковые требования задолженности в части за период действия этих договоров.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, суд счел его верным и соответствующим требованиям действующего законодательства в спорный период в сумме 1 099 226 руб. 70 коп.
Доказательства оплаты поставленного ресурса на указанную сумму в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах требование истца в части взыскания основного долга в сумме 1 099 226 руб. 70 коп правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело доказательств.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2021 по делу N А43-18216/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фролищенской поселковой администрации Володарского района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Кирилова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18216/2020
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по ЗВО ЖКС N11, ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ
Ответчик: ФРОЛИЩЕНСКАЯ ПОСЕЛКОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОДАРСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЖИ Нижегородской области, ООО а/у "ГУЖФ" Соловьев М.В., ООО "ГУЖФ", ООО к/у "ГУЖФ" Соловьев М.В. САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ