город Томск |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А03-607/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (N 07АП-4709/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.04.2021 по делу N А03-607/2021 (судья Музюкин Д.В.) по заявлению публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (109052, г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, стр. 22, ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (656068, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47) о признании незаконным решения N 4051 от 25.08.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Гришин Е. А. по дов. от 15.12.2020, диплом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Промсвязьбанк" (далее - ПАО "Промсвязьбанк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее - МИФНС N 14 по Алтайскому краю, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 4051 от 25.08.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения..
Решением от 12.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) прямо установлены основания применения ставки земельного налога 0,3%; для применения ставки 0,3% в отношении земельного участка единственным необходимым условием является размещение на нем жилищного фонда.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласно с доводами заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ПАО "Промсвязьбанк" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1020 кв.м., расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Г.Исакова, 285, кадастровый номер 22:63:010309:10, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2015 N 22АД 707447 (л.д. 23).
На указанном земельном участке расположен принадлежащий на праве собственности заявителю жилой дом, назначение: жилое, площадь: общая 180,4 кв.м., этажность: 3, подземная этажность: 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2015 N 22АД 707446 (л.д. 24).
20.01.2020 обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 8 223,00 руб. При расчете земельного налога заявителем применена ставка налога 0,3% (л.д. 19-20).
Инспекцией проведена камеральная проверка, в ходе которой налоговым органом установлено, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, пункта 2.1 Решения Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 839 при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:63:010309:10 (г. Барнаул, ул. Г.Исакова, 285) налогоплательщиком неправомерно применена пониженная ставка налога 0,3% вместо 1,5% (акт налоговой проверки N 2669 от 30.04.2020, л.д. 25-27, дополнения к акту налоговой проверки N 2 от 23.07.2020, л.д. 30-33).
Рассмотрев материалы налоговой проверки и представленные обществом возражения, МИФНС N 14 по Алтайскому краю принято решение N 4051 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.08.2020, в соответствии с которым ПАО "Промсвязьбанк" был доначислен земельный налог в сумме 32 894,00 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3 482,52 руб., а также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 3 289,40 руб. (л.д. 36 - 41).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 08.10.2020 решение МИФНС N 14 по Алтайскому краю N 4051 от 25.08.2020 оставлено без изменения (л.д. 44-49).
Полагая доначисление земельного налога исходя из ставки 1,5% незаконным, ПАО "Промсвязьбанк" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В связи с наличием на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 22:63:010309:10, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Г. Исакова, 285, ПАО "Промсвязьбанк" является плательщиком земельного налога.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что налогоплательщики организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Из положений статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3% в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 839 утверждено Положение о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Решение N 839), которым установлены налоговые ставки по земельному налогу на территории города Барнаула.
В соответствии с Решением N 839 в редакции Решения Барнаульской городской думы от 31.08.2018 N 161 "О внесении изменений в решение городской Думы от 09.10.2012 N 839 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" ставка земельного налога в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, установлена для земельных участков: приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на которые прошло три года и более (за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций"; под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для осуществления жилищного строительства (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); предназначенных для сельскохозяйственного использования; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Ставка земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, установлена для земельных участков: предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; предназначенных для размещения военных объектов; предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения; улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; занятых водными объектами; в отношении прочих земельных участков.
Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.
Как верно отметил суд первой инстанции, из абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и Решения N 839 следует, что для применения льготной ставки земельного налога 0,3% необходимы два обязательных условия: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению, не связанному с осуществлением предпринимательской деятельности.
Отклоняя довод общества о том, что применению подлежит пониженная ставка налога в размере 0,3%, поскольку спорный земельный участок занят жилым фондом, суд правомерно учел следующее.
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, сам факт нахождения на земельных участках объектов жилых фондов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Судом установлено, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации жилого дома.
Понятие жилищного фонда закреплено в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно пункту 1 которой жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 19 ЖК РФ).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (статья 17 ЖК РФ, статья 288 ГК РФ).
При этом общество является коммерческой организацией, основным видом деятельности которого является денежное посредничество прочее (л.д. 53), в связи с чем не может быть использовано жилое помещение по своему прямому назначению организацией.
Судом учтены разъяснения, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 820-О, согласно которым налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен и отражен в ЕГРН. В противном случае для целей исчисления и уплаты земельного налога не соблюдается принцип экономического обоснования налога, так как невозможно определить объективные показатели элементов налогообложения, в том числе размер налоговой ставки.
В связи с изложенным Инспекцией правомерно в отношении спорного земельного участка применена налоговая ставка в размере 1,5%.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.04.2021 по делу N А03-607/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-607/2021
Истец: ПАО "Промсвязьбанк"
Ответчик: МИФНС России N 14 по Алтайскому краю.