г. Самара |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А72-7196/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Митиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.04.2021 по делу N А72-7196/2020 (судья Чудинова В.А.),
принятое по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области"
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 73 Федеральной службы исполнения наказаний"
о взыскании ущерба в размере 45 388 руб. 35 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 73 Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании ущерба в размере 45 388 руб. 35 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.06.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированным решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2020 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.02.2021 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А72-7196/2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Арбитражный суд Ульяновской области решением от 13.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей жалобы истец укaзал, что обеспечение дополнительным питанием на общую сумму 45 388, 35 рублей, положенным на период проведения химиопрофилактики осужденным, не получавшим медицинские препараты, но состоящим на диспансерном учете в III ГДУ и IV ГДУ за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 возникло по вине начальника филиала - врача филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришeл к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании предписания Федеральной службы исполнения наказаний от 11.04.2019 N исх-01-26532 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области за период с 01.06.2017 по 01.05.2019, в ходе которой была проведена проверка отдельных вопросов ФХД ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в период времени с 20.05.2019 по 22.05.2019.
По результатам проверки составлена справка от 22.05.2019, из которой следует следующее.
В ходе выборочной проверки порядка учета и обоснованности списания медицинских препаратов для противорецидивного курса больных осужденных, состоящих на диспансерном учете в III ГДУ (группа диспансерного учета), IV ГДУ в филиале "Медицинская часть N 6" Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 73 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России), находящемся на территории ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, установлено, что периоды проведения химиопрофилактики составляли по 2 месяца 2 раза в год (с 01.06.2017 по 31.12.2017). При выборочной проверке медицинских карточек установлено, что в большинстве случаев назначались препараты "Этамбутол" (3 таблетки ежедневно) и "Изониазид" (2 таблетки ежедневно).
Журнал учета лекарственных средств на 2017 год к проверке не представлен. Согласно данным, представленным МЧ-6 ФКУЗ МСЧ 73 ФСИН России, оборот лекарственных средств с 01.06.2017 по 31.12.2017 составлял: "Изониазид" - 1000 таблеток, "Этамбугол" - 700 таблеток. Количество больных осужденных, состоящих на диспансерном учете по 3 ГДУ и 4 ГДУ в указанный период, составляло 1167 человек.
В результате в период с 01.06.2017 по 31.12.2017 противорецидивные курсы больных осужденных, состоящих на диспансерном учете в III ГДУ, IV ГДУ в МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, находящемся на территории ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, в период времени с 01.06.2017 по 31.12.2017 не проводились, так как медицинские препараты в филиале МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по данным бухгалтерского учета были в наличии не в полном объеме.
Таким образом, в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в период времени с 01.06.2017 по 31.12.2017 необоснованно обеспечивались дополнительным питанием, положенным на период проведения химиопрофилактики в соответствии с приложением N 5 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 26.02.2016 N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" (далее - приказ Минюста от 26.02.2016 N 48), осужденные, состоящие на диспансерном учете в 111 ГДУ, IV ГДУ, не получавшие медицинские препараты на общую сумму 46 775, 50 рублей.
В последующем заместителем начальника ФКУ ИК N 10 02.07.2019 были отобраны объяснения Емелина Д.А. - начальника филиала - врача МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, майора внутренней службы, в которых Емелин Д.А. пояснил, что в 2017 году ответственным за противотуберкулезную работу в филиале МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России являлась медицинская сестра фтизиатрического кабинета Сафина Н.Ш. Именно данный сотрудник подготавливал списки осужденных, нуждающихся в лечебном питании и, в том числе, занимался контролем приема противотуберкулезных препаратов. Отобрать объяснения Сафиной Н.Ш. и обязать внести денежные средства в кассу учреждения не представляется возможным ввиду её увольнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в арбитражный суд с исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца негативных материальных последствий в виде уменьшения финансирования или применения иных последствий в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции указал, что отражение в справке проверки от 22.05.2019 суммы неправомерного списания продуктов питания не свидетельствует о возникновении убытков на стороне истца.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с этим выводом, поскольку на основании этих справок было выделено питание, что повлекло для истца неблагоприятные имущественные последствия (потери), выраженные в денежной форме.
Изучив приведенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они не могут служить основанием для отмены принятого решения и отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Предметом и целями деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области являются, в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 02.09.2016 N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Порядок N 696).
В силу раздела 1 Порядка N 696 в учреждениях уголовно-исправительной системы обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в таком учреждении.
В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания.
Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении уголовно-исправительной системы, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении уголовно-исправительной системы медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков.
Утвержденные начальником учреждения справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы.
В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения уголовно-исполнительной системы в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.
Пунктом 8 Порядка N 696 установлено, что за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых отвечает начальник учреждения уголовно-исполнительной системы.
Начальник учреждения через соответствующие службы учреждения уголовно-исполнительной системы: обеспечивает своевременное получение и организацию хранения продовольствия, содержание запасов продовольствия в размерах, установленных Министерством юстиции Российской Федерации; обеспечивает содержание в технически исправном состоянии помещений и оборудования столовой (пищеблока) учреждения уголовно-исполнительной системы, складов и хранилищ учреждения уголовно-исполнительной системы, своевременный их ремонт, контроль за работой и санитарным состоянием этих объектов; утверждает в соответствии с распорядком дня время приема пищи осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми; - рассматривает и утверждает раскладки продуктов (приложение N 1 к Порядку).
Согласно пункту 11 Приказа N 696 медицинский работник медицинского подразделения: участвует в разработке режима питания учреждения уголовно-исполнительной системы; представляет списки больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания; совместно с начальником ОИХО учреждения УИС организует лечебное питание. При этом начальник ОИХО учреждения УИС организует правильное применение положений нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС.
Пунктом 48 Порядка N 696 установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (пункт 49 Порядка N 696).
В соответствии с пунктом 52 Порядка N 696 при составлении раскладки продуктов учитываются: режим питания, установленный для питающихся; - наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения УИС; нормы питания.
Основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы являются данные о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов (пункт 71 Порядка N 696).
Согласно пункту 95 Порядка N 696 руководство учреждений уголовно-исполнительной системы организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания.
Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС (пункт 96 Порядка N 696).
В силу пункта 97 Порядка N 696 контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.
Из материалов служебной проверки не усматривается, что отсутствовали подготовленные работником медсанчасти списки больных на получение дополнительного питания, либо они не были утверждены или по ним имелись замечания начальника учреждения (истца).
Указанная обязанность, в том числе и проверка представленных списков на соответствие нормативным актам, возложена на должностных лиц истца.
Доказательств представления медицинским работником соответствующих списков без указания диагноза в материалы дела также не представлено. Каких-либо вопросов со стороны работников истца в отношении представленных списков не поступало. Доказательств ненадлежащего исполнения работником ответчика требований Приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 при представлении списков больных осужденных, нуждающихся в повышенных нормах питания, истцом не представлено.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции предлагал истцу представить первичные документы, подтверждающие причинение убытков и их размер; доказательства виновных противоправных действий (бездействия) ответчика, причинивших истцу убытки.
Такие документы истцом не предоставлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сама по себе справка (акт проверки), в отсутствие первичных документов, подлежащих исследованию судом по делам о взыскании убытков, не является бесспорным доказательством причинения убытков.
Согласно пунктам 354, 355 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005, диетическое питание по установленной норме назначается, независимо от места содержания подозреваемого, обвиняемого или осужденного: больным туберкулезом I, II ГДУ и лицам, состоящим на учете в III ГДУ; лицам, состоящим на учете в 0, IV, V, VI ГДУ, на период пробного или профилактического лечения.
Сведения о назначаемом подозреваемому, обвиняемому или осужденному диетическом питании вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.
В случае отказа от приема противотуберкулезных препаратов лицами, состоящими на учете по 0, IV, III ГДУ, диетическое питание не назначается.
Отказ подозреваемого, обвиняемого или осужденного от предлагаемого ему обследования, лечения, иного медицинского вмешательства оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подтверждается его личной подписью, а также подписью медицинского работника после беседы, в которой подозреваемому, обвиняемому или осужденному в доступной для него форме разъясняются возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно-диагностических мероприятий.
Нежелание подозреваемого, обвиняемого либо осужденного подтверждать свой отказ личной подписью обсуждается медицинскими работниками и фиксируется в медицинской документации (пункт 39 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005.
В справке проверки и в иске указано, что количество осужденных, состоявших на диспансерном учете по 3 ГДУ и 4 ГДУ, составляло 1 167 человек.
Доказательства отказа больных осужденных от приема противотуберкулезных препаратов в дело не представлено.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, указанное истцом расчетное число недополучивших лечение 1 602 человек не соответствует общему количеству человек, состоящих на учете, 1 167.
Согласно пунктам 347, 348, 349 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, профилактические курсы проводятся двумя противотуберкулезными препаратами, а не одним из указанных препаратов.
Соответственно, расчетное количество человек и стоимость питания является неверной.
Принимая во внимание, что между сторонами не имеется спора о диагнозе осужденных, способах лечения, учитывая отсутствие доказательств предоставления медицинским работником соответствующих списков без указания диагноза, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что стоимость дополнительного питания больных осужденных не может быть квалифицирована как убытки истца.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Расходы по государственной пошлине в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.04.2021 по делу N А72-7196/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7196/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 10 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ФКУ "ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 73 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ", ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 73 Федеральной службы исполнения наказаний"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8294/2021
13.04.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7196/20
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69717/20
13.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13771/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7196/20