г. Владимир |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А43-24248/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенный инженерный центр" (ИНН 525070140, ОГРН 1075256005868) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2023 по делу N А43-24248/2023, принятое по заявлению Центральной акцизной таможни о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединенный инженерный центр" суммы неуплаченного утилизационного сбора в сумме 1 192 500 рублей, пени в сумме 223 236 рублей 01 копейку.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Центральная акцизная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединенный инженерный центр" (далее - Общество) утилизационного сбора в сумме 1 192 500 рублей в отношении товаров, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/261121/0187323 и пеней за неуплату утилизационного сбора в размере 223 236 рублей 01 копейки.
Решением от 18.12.2023 арбитражный суд взыскал с Общества в пользу Таможни задолженность по оплате утилизационного сбора в размере 1 192 500 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 03.08.2023 в размере 141 907 рублей 51 копейка, а также пени, начисленные на сумму долга в размере 1 192 500 рублей, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в соответствующий период времени, начиная с 04.08.2023 по дату фактической оплаты. В остальной части отказал.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что у него отсутствует обязанность по уплате утилизационного сбора, поскольку ввезенный по ДТ N 10009100/261121/0187323 товар поставлялся для проведения опытно-конструкторских работ и не подлежал использованию на дорогах общего пользования. В подтверждение своей позиции апеллянт ссылается на содержание декларации на товары, а также отмечает, что ввезенное транспортное средство в обращение не выпускалось, паспорт транспортного средства не оформлялся. Полагает, что наличие паспорта транспортного средства является необходимым условием для выпуска колесных транспортных средств в обращение и соответственно основанием для утилизационного сбора. По мнению Общества, позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 08.06.2023 N 1406-О, в рассматриваемом случае не применима, поскольку ввезенный Обществом товар не является транспортным средством.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по ДТ N 10009100/261121/0187323 колесные транспортные средства:
Товар N 1: Автомобиль MAN TG2 VEHICLE TGL12.250 4X2 BL - 1 шт. грузовой автомобиль, предназначен для перевозки грузов. Кабина белого цвета. Автомобиль оборудован закрытым типом кузова - изотермический фургон-бокс. код ТНВЭД ЕАЭС 8704 22 990 7
В Дополнении к графе 31 ДТ указана следующая информация: "Автомобиль MAN TG2 VEHICLE TGL12.250 4X2 BL - 1 шт., фургон-бокс не соединен с кабиной, снаряженная масса грузовика 6135 кг, полная масса автомобиля 11990 кг, колесная база 5200 мм, габаритные размеры грузовика: длина 9000 мм, ширина 2500 мм, высота 3400 мм, габаритные размеры фургона: длина 7050 мм, ширина 2500 мм, производитель MAN Truck&Bus AG, товарный знак отсутствует.
При описании указанного товара указано, что товар поставляется для собственных нужд предприятия для проведения исследований и испытаний.
Товар выпущен таможенным органом в заявленной в графе 37 ДТ таможенной процедуре "Импорт 40" - выпуск для внутреннего потребления, с указанием кода особенностей перемещения "061" - товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, не связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования, - в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
Таможня 15.12.2022 направила в адрес Общества уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезённого транспортного средства и пени за просрочку его уплаты.
Неисполнение указанного уведомления послужило основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Виды и категории колесных транспортных средств и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила N 1291).
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты изложен в разделе II Правил N 1291.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
При таком положении доводы подателя жалобы о том, что ввезенный автомобиль в качестве транспортного средства не оформлялся и не эксплуатировался, паспорт транспортного средства на него не получался, автомобиль предназначался для проведения исследовательских испытаний, правового значения не имеют, на выводы суда апелляционной инстанции не влияют, поскольку не освобождают Общество как лицо, осуществившее ввоз автомобиля в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
Кроме того, по завершению исследовательских испытаний ввезённый автомобиль в дальнейшем также подлежит утилизации, то есть оказывает влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора.
Сумма подлежащего уплате утилизационного сбора исчислена Таможней в соответствии с Правилами N 1291 и Обществом не оспорена.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования таможенного органа о взыскании утилизационного сбора.
Пунктом 11 Правил N 1291 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель, представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу подпункта "а" пункта 11(2) Правил N 1291 документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 названных Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил N 1291, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, суд первой инстанции обоснованно взыскал пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Расчет заявленных Таможней к взысканию пеней за неуплату утилизационного сбора Обществом не оспорен. Возражений относительно взыскания пеней по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497, не заявлено.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2023 по делу N А43-24248/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенный инженерный центр" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24248/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Объединенный инженерный центр"
Третье лицо: ООО "ЛОГИСТСЕРВИСПРОМ"