г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А56-38422/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Прохоровой А.Ю.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Демидовой А.С. по доверенности от 14.06.21 N 016;
от 3-его лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10016/2021) общества с ограниченной ответственностью "Фарм Дизайн" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 по делу N А56-38422/2020 (судья Новикова Е.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Евроинтех"
к обществу с ограниченной ответственностью "Фарм Дизайн"
3-е лицо: закрытое акционерное общество "Биокад"
о взыскании суммы основного долга, неустойки, расходов на представительство
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евроинтех" (далее - ООО "Евроинтех", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фарм Дизайн" (далее - ООО "Фарм-Дизайн", ответчик) о взыскании суммы основного долга 1179661 руб. 03 коп., в том числе НДС 20%, по договору субподряда N l87600 от 19.11.2018, договорной неустойки - 254806 руб. 78 коп., неустойки с 13.05.2020 до даты исполнения решения суда из расчета 0,1 % от суммы основного долга, суммы основного долга 932500 руб., в том числе НДС 20 %, по договору субподряда N l97700 от 28.01.2019, договорной неустойки-932500 руб., суммы основного долга 720000 руб., в том числе НДС 18 %, по договору субподряда N 187200-1803-03 от 09.04.2018, договорной неустойки-72000 руб. Также заявлено требование о взыскании представительских расходов в размере 70000 руб.
Решением суда от 11.02.2021 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Фарм-Дизайн" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в удовлетворении встречного иска отменить, взыскать по договору субподряда N l87600 от 19.11.2018 сумму в размере 12 584 руб. 75 коп., по договору субподряда N l97700 от 28.01.2019 сумму долга в размере 932 500 руб., 93 250 руб., по договору субподряда N 187200-1803-03 от 09.04.2018 сумму долга в размере 720 000 рублей, 72 000 руб. неустойки.
По мнению подателя жалобы, с учетом просрочки выполнения обязательств за выполненные работы стадии "Проектная документация", а также неустойку за некачественное выполнение работ стадии "Рабочая документация": размер задолженности по договору N 187600 в пользу ООО "Фарм Дизайн" составляет 12 584 руб. 75 коп.
13.05.2021 в канцелярию апелляционного суда от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица.
15.06.2021 в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав и оценив доводы представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
19.11.2018 между сторонами заключен договор субподряда на выполнение работ N 187600, согласно которого истец (исполнитель) обязался разработать и передать ответчику (заказчику) комплект документации на объекте: "Строительство комплекса зданий фармацевтического производства ЗАО "БИОКАД" 3 этап", расположенного по адресу: РФ, г. Санкт-Петербург, пос. Стрельна, территория особой экономической зоны, участок 16 (НОЙДОРФ), в следующем составе: выполнение работ по разработке документации по разделам проектирования, согласно техническому заданию: стадия "Проектная документация", стадия "Рабочая документация" (п. 1.1. договора).
Сроки работ определены началом - 19.11.2018, окончанием - 10.07.2019 (п.3.1 и п. 3.2 договора). Дополнительным соглашением N 1 от 09.07.2019 стороны изменили условия договора в части технического задания (исключили 1 пункт из стадии "Рабочая документация - 0618-07-АОВ. Автоматизация системы вентиляции), цены и срока окончания работ. Срок окончания работ 27.12.2019.
Цена договора с учетом дополнительного соглашения N 1 от 09.07.2019 составила 983050 руб. 86 коп., без учета НДС, с учетом НДС 20% - 1179661 руб. 03 коп. Предмет договора состоит из двух стадий - стадия "Проектная документация" (предмет договора не менялся дополнительным соглашением, сумма договора в этой части не менялась) и стадий "Рабочая документация" (предмет договора изменен дополнительным соглашением в части, т.е. из договора исключен пункт 0618-07-АОВ. Автоматизация системы вентиляции. Соответственно, цена договора изменена в сторону уменьшения на сумму 127118 руб. 64 коп.). В остальной части предмет договора не менялся.
Стороны согласовали в договоре оплату в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания акта выполненных работ и получения согласования генерального заказчика.
Работы по договору выполнены в полном объеме, что подтверждается актом приема-передачи документов от 16.08.2019, атом приема-передачи рабочей документации от 13.09.2019, актом сдачи-приемки проектной документации от 01.10.2019, подписанными с двух сторон, а также заключением экспертизы N 78-2-1-3-021274-2019 от 14.08.2019, утвержденной ООО "Негосударственный надзор и экспертиза". Согласно акту сдачи-приемки проектной документации от 01.10.2019, заказчик и генеральный заказчик претензий к исполнителю по объему, качеству и срокам выполненных работ не имеют, а также гарантируют оплату выполненных работ.
Согласно п. 10.2 договора стороны признают юридическую силу электронных копий документов до момента передачи оригиналов. Полный комплект документов по указанному договору направлен в адрес заказчика почтовым отправлением 10.01.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19734236053322. Также документы направлялись и адрес заказчика по электронной почте 11.12.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 05.02.2020.
Со стороны ответчика не поступало письменных замечаний касательно акта выполненных работ, работы считаются принятыми.
В соответствии с п. 4.1.4 договора заказчик в случае возникновения изменении согласно п. 3.3 договора немедленно письменно извещает об этом исполнителя, при необходимости оформляет дополнительные письменные соглашения сторон.
А в случае несоответствия результата работ условиям договора заказчик в десятидневный срок направляет исполнителю мотивированный отказ от приемки работ, в котором указывает на недостатки и назначает разумный срок для их исправления (п.п. 5-2-5.6 договора).
Письменных замечаний от заказчика в адрес исполнителя не направлялось.
Счет на оплату N 187600-1 от 27.12.2019 выставлен ответчику и направлен по электронной почте 27.12.2019, а также 10.01.2020, и подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19734236053322.
Срок оплаты наступил 09.10.2019 (5 рабочих дней после подписания акта). Со стороны должника имеется просрочка в оплате, составляющая на дату обращения с иском в суд 216 календарных дней.
Согласно п. 6.2 договора за нарушение сроков оплаты, начисляется неустойка в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Соответственно сумма неустойки по просроченной задолженности составляет 254806 руб. 78 коп.
28.01.2019 между ответчиком ООО "Фарм Дизайн" (заказчик) и истцом ООО "Евроинтех" (исполнитель) заключен договор субподряда на выполнение работ N 197700, согласно которого исполнитель обязался разработать и передать заказчику комплект документации по объекту: "Цех гормональных препаратов с комплексом складских и лабораторных помещений ООО "Фармасинтез-Тюмень" (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований), расположенного по адресу: РФ, Тюменская область, г. Тюмень, участок с кадастровым номером 72:23:0103001:16, в следующем составе: разработка документации по разделам проектирования, согласно техническому заданию; выполнение сопровождения разработанной документации в экспертном учреждении до момента получения положительного заключения. Сроки работ определены началом - 28.01.2019, окончанием - 25.12.2019 в соответствии с графиком производства работ (доп. соглашение N 1 от 05.08.2019). Стороны определили общую стоимость работ с учетом дополнительного соглашения N 1 от 05.08.2019 к договору в сумме 1122500 руб., в том числе НДС 20%. Оплата аванса в размере 20% от общей стоимости работ в сумме 190000 руб., в том числе НДС 20%, в срок до 02.07.2019.
Окончательный расчет в размере 80% от общей стоимости работ в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения положительного заключения экспертного учреждения по разрабатываемому исполнителем комплекту документации. Окончательный расчет за выполненные работы производится при условии подписания акта сдачи-приемки выполненных работ, счет-фактуры и приемки-передачи документации. Предмет договора (объем работ, перечень) не менялся дополнительным соглашением, только в части цены и срока в сторону увеличения.
Работы по договору выполнены в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки N 197700-1 от 25.12.2019, актом окончательной сдачи-приемки выполненных работ от 25.12.2019, положительным заключением N 72-2-1-3-038185-2019 от 25.12.2019 экспертного учреждения ООО "Негосударственный надзор и экспертиза" по разрабатываемому исполнителем комплекту документации.
Согласно актам заказчик претензий к исполнителю по объему, качеству и срокам выполненных работ не имеет, а также гарантирует оплату выполненных работ.
Согласно п. 10.2 договора стороны признают юридическую силу электронных копий документов до момента передачи оригиналов. Полный комплект документов по указанному договору направлен в адрес заказчика почтовым отправлением 10.01.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19734236053322. Также документы направлялись в адрес заказчика по электронной почте 11.12.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 05.02.2020.
Со стороны ответчика не поступало письменных замечаний касательно акта выполненных работ, работы считаются принятыми.
Счет на оплату N 197700-1 от 25.12.2019 выставлен ответчику и направлен по электронной почте 25.12.2019, а также направлен почтой с уведомлением 10.01.2020 и подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19734236053322.
Задолженность заказчика перед исполнителем подтверждается актом сверки взаимных расчетов и составляет сумму 932500 (девятьсот тридцать две тысячи пятьсот) рублей, в том числе НДС 20%.
Срок оплаты наступил 09.01.2020 г. (5 рабочих дней после подписания акта окончательной сдачи-приемки выполненных работ от 25.12.2019). Со стороны должника имеется просрочка в оплате, составляющая 123 календарных дней. Согласно п. 6.2 договора за нарушение сроков оплаты, начисляется неустойка в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки, но не более 10%. Соответственно сумма неустойки по просроченной задолженности составляет 114697 руб. 50 коп. (с учетом ограничений - 93250 руб.).
09.04.2018 между ответчиком (заказчиком) ООО "Фарм Дизайн" и истцом (исполнителем) ООО "Евроинтех" заключен договор субподряда на выполнение работ N 187200-1803-03, согласно которого исполнитель обязался разработать и передать заказчику комплект проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий фармацевтического производства ЗАО "БИОКАД" (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований), расположенного по адресу: РФ, г. Москва, площадка "Алабушево", участок 1, кадастровый номер 77:10:0003001:1017, в следующем составе: разработка документации по разделам проектирования, согласно техническому заданию; выполнение сопровождения разработанной документации в экспертном учреждении до момента получения положительного заключения. Сроки работ определены началом - 09.04.2018, окончанием - 24.07.2018 в соответствии с графиком производства работ. С учетом дополнительного соглашения N 1 от 23.07.2018 к Договору срок окончания работ перенесен на 20.12.2018, а график производства работ утрачивает силу и не применяется. Предмет договора не менялся дополнительным соглашением (работы, объем). Стороны определили общую стоимость работ в сумме 900000 руб., в том числе НДС 18%.
Оплата первого аванса в размере 20% от общей стоимости работ в сумме 180000 руб., в том числе НДС 18%, в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания договора. Оплата второго аванса в размере 40% от общей стоимости работ в сумме 360000 рублей, в том числе НДС 18%, в течение 5 (пяти) рабочих дней после передачи комплекта документации. Окончательный расчет в размере 40% от общей стоимости работ в сумме 360000 руб., в том числе НДС 18%, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения положительного заключения экспертного учреждения по разрабатываемому исполнителем комплекту документации. Окончательный расчет за выполненные работы производится при условии подписания акта сдачи-приемки выполненных работ, счет-фактуры и приемки-передачи документации.
Работы по договору выполнены в полном объеме, что подтверждается актом N 187200-1 от 20.12.2018, актом сверки взаимных расчетов, положительным заключением экспертного учреждения по разрабатываемому исполнителем комплекту документации N 77-2-1-3-004743-2019 от 05.03.2019.
Согласно акту заказчик претензий к исполнителю по объему, качеству и сроку выполненных работ не имеет, а также гарантирует оплату выполненных работ.
Согласно п. 10.2 договора стороны признают юридическую силу электронных копий документов до момента передачи оригиналов. Полный комплект документов по указанному договору направлен в адрес заказчика почтовым отправлением 10.01.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19734236053322. Также документы направлялись в адрес заказчика по электронной почте 11.12.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 05.02.2020.
Со стороны ответчика не поступало письменных замечаний касательно акта выполненных работ, работы считаются принятыми.
Счет на оплату N 187200-1 от 22.01.2020 выставлен ответчику и направлен по электронной почте 22.01.2020, а также направлен почтой с уведомлением 10.01.2020 и подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19734236053322.
Задолженность заказчика перед исполнителем подтверждается актом сверки взаимных расчетов и составляет сумму 720000 руб., в том числе НДС 18%.
Срок оплаты наступил 28.12.2018 - 5 рабочих дней после подписания акта N 187200-1 от 20.12.2018. Со стороны должника имеется просрочка в оплате, составляющая 501 календарных дня. Согласно п. 6.2 договора за нарушение сроков оплаты, начисляется неустойка в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки, но не более 10%.
Соответственно сумма неустойки по просроченной задолженности составляет с учетом ограничения неустойки по договору - 72000 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить остаток выполненных работ и неустоек по договорам, которая оставлена ответчиком без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЕВРОИНТЕХ" с настоящим иском в суд.
В своем встречном исковом заявлении ООО "Фарм Дизайн" просит взыскать с ООО "ЕВРОИНТЕХ" неустойку в размере 236135 руб. 60 коп.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности первоначального иска в полном объеме, в оставлении встречного иска - без удовлетворенья.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик обжалует решение суда в части выводов по договору N 187600 от 19.11.2018.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По мнению подателя жалобы, с учетом просрочки выполнения обязательств за выполненные работы стадии "Проектная документация", а также неустойку за некачественное выполнение работ стадии "Рабочая документация": размер задолженности по договору N 187600 в пользу ООО "Фарм Дизайн" составляет 12 584 руб. 75 коп.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отметил, что ответчиком не представлено доказательств фиксации по договору N 187600 от 19.11.2018 наличия недостатков с участием ООО "ЕВРОИНТЕХ". Кроме того, исполнитель направлял в адрес заказчика акт сдачи-приемки N 187600-1 от 27.12.2019, акт окончательной сдачи-приемки выполненных работ от 27.12.2019 с указанием стоимости работ, счет-фактуру, акт сверки взаимных расчетов, однако, получив указанные документы, ответчик не направлял в адрес истца каких-либо замечаний по качеству, объему и срокам в части принятого результата работ по договору N 187600, следовательно, работы приняты и подлежали оплате в полном объеме.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 по делу N А56-40908/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38422/2020
Истец: ООО "ЕВРОИНТЕХ"
Ответчик: ООО "Евроинтех" ответчик по встречному иску, ООО "ФАРМ ДИЗАЙН"
Третье лицо: ЗАО "Биокад"