Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2021 г. N Ф08-7908/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 июня 2021 г. |
дело N А53-33684/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азимус"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.03.2021 по делу N А53-33684/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимус" (ИНН 0571014897, ОГРН 1190571009155)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица: Федерального казенного учреждения "Южный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (ИНН 6163153357, ОГРН 1176196013212)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азимус" (далее - ООО "Азимус", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 16.09.2020 N РНП-61-360.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Южный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что подрядчик в срок, предусмотренный п. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) не выполнил обязательства по муниципальному контракту.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Азимус" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что единственным производителем изделия медицинского назначения "Аптечка индивидуальная носимая для военнослужащих (АИ-3-1ВС)" согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru), является ООО "НПФ "ТРАНСМЕДТЕХ". Перед принятием участия в электронном аукционе по извещению N 0858400001020000031 ООО "Азимус" руководствовалось информацией, размещенной на официальном сайте ООО "НПФ "ТРАНСМЕДТЕХ" (распечатка прилагается), а также посредством телефонной связи заручилось коммерческим предложением производителя на закупку указанного товара. После составления итогового протокола по закупке общество неоднократно обращалось к ООО "НПФ "ТРАНСМЕДТЕХ" с запросом на закупку изделия медицинского назначения, однако обществу было отказано в поставке товара, поскольку на территории Ростовской области у производителя имеется региональный дилер, а также в связи с тем, что аптечки производятся в интересах силовых ведомств РФ и изготавливаются согласно плану производства, утверждаемому ежегодно в январе-феврале месяце текущего года. Общество принимало меры по закупке аптечек с использованием интернет ресурсов. ООО "Азимус" не выполнило условия контракта по обстоятельствам, не зависящим от поставщика, выразившихся в противодействии ООО "НПФ "ТРАНСМЕДТЕХ" (единственного производителя изделия медицинского назначения) нормальному ходу исполнения контракта в интересах регионального дилера, а также в связи со сложной эпидемиологической ситуацией по COVID-19. Общество полагает, что имеет место недобросовестное поведение заказчика в части намерения расторгнуть контракт в одностороннем порядке со дня его заключения.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 03.04.2020 учреждением в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0858400001020000031 на поставку товара "Аптечка индивидуальная носимая для военнослужащих (АИ-3-1 ВС)".
По результатам проведенного электронного аукциона 06.05.2020 заключен государственный контракт N 49 на поставку товара. Цена контракта составила 877 053 рублей.
Согласно указанному контракту срок исполнения поставщиком обязательств по поставке товара - 15.06.2020 (п. 3.1 контракта).
По состоянию на 15.06.2020 ООО "Азимус" обязательства по контракту не выполнило, товар заказчику не поставлен.
Учреждение 19.06.2020 направило в адрес поставщика претензию о надлежащем исполнении обязательств по контракту в максимально короткие сроки (исх.964/19-682).
В связи с неисполнением обществом обязательств по контракту 24.07.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено в адрес ООО "Азимус" заказным письмом с уведомлением, 24.07.2020 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Антимонопольным органом 16.09.2020 на основании обращения заказчика было принято решение N РНП-61-360 о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно данному ненормативному акту решено внести сведения об ООО "Азимус" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Полагая, что указанное решение управления, является незаконным, общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) законодателем предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет антимонопольный орган.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в письменной форме обоснованием причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 названных Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Управление при решении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Правил N 1062 осуществило проверку представленной заказчиком информации и документов, подтверждающих недобросовестное поведение общества, не установило нарушений процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Антимонопольный орган исходил из того, что в установленный срок общество не осуществило поставку товара, предусмотренного условиями контракта, не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Общество не оспаривая факт неисполнения контракта, ссылается на добросовестное поведение и отсутствие умысла на уклонение от исполнения контракта, на отсутствие возможности исполнить свои обязательства по не зависящим от него причинам и совершение действий, направленных на исполнение контракта.
Из материалов дела следует, что 06.05.2020 между учреждением и обществом был заключен контракт на поставку товара "Аптечка индивидуальная носимая для военнослужащих (АИ-3-1 ВС)".
Согласно п. 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку аптечек индивидуально носимых для военнослужащих (АИ-3-1ВС) в соответствие со спецификацией, а заказчик обязуется в порядке и сроки предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Срок исполнения поставщиком обязательств по поставке товара 15.06.2020 (п. 3.1 контракта).
Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара в установленный контрактом срок считается дата поступления товара, соответствующего требованиям контракта, на склад грузополучателя.
По состоянию на 15.06.2020 ООО "Азимус" обязательства по контракту не выполнило, товар заказчику не поставлен.
Учреждение 19.06.2020 направило в адрес поставщика претензию о надлежащем исполнении обязательств по контракту в максимально короткие сроки (исх.964/19-682).
В связи с неисполнением обществом обязательств по контракту 24.07.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено в адрес ООО "Азимус" заказным письмом с уведомлением, 24.07.2020 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Антимонопольным органом 16.09.2020 на основании обращения заказчика было принято решение N РНП-61-360 о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Из позиции подателя жалобы следует, что невозможность исполнения контракта была обусловлена внешними факторами (отказ в поставке товара производителем, отсутствием на момент поставки товара в необходимом объеме в свободной продаже) и неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 совместного Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Судом первой инстанции установлено, что срок исполнения контракта на поставку товара 15.06.2020, в связи с чем заявитель имел возможность для исполнения контракта после ослабления мер (с мая 2020 года), принятых с распространением пандемии.
Общество ссылается на принятие мер по исполнению контракта, так 16.04.2020 общество обратилось к ООО "НПФ "ТРАНСМЕДТЕХ" с запросом на закупку изделия медицинского назначения "Аптечка индивидуальная носимая для военнослужащих (АИ-3-1ВС)", в чем поставщику отказано со ссылкой на то, что на территории Ростовской области у производителя имеется региональный дилер.
Представитель ООО "Азимус" пояснил, что предпринимались попытки приобретения аптечек индивидуально носимых для военнослужащих (АИ-3-1ВС) посредством фирменных интернет-магазинов, например, аптечка индивидуальная носимая для военнослужащих (АИ-3-1ВС) доступна к продаже в одном интернет-магазине - "Будь готов" в количестве 93 шт., однако контрактом предусмотрено 430 шт.
Вместе с тем, указанное с учетом заключения контракта не подтверждает принятие всех мер обществом в целях исполнения контракта, доказательства принятия таких мер не представлено.
Доводы об отсутствии товара на рынке продаж, подлежит отклонению, поскольку не подтверждено материалами дела.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае ООО "Азимус" заключало контракт в условиях частично действующих карантинных мер, обширного распространения короновирусной инфекции, поэтому, общество могло и имело обязанность оценить риски влияния данных факторов на возможность исполнения обязательств, а также принять разумные меры по страхованию рисков неисполнения контракта.
Принимая решение об участии в торгах, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона. Общество, согласившись с условиями, изложенными в документации, заключило рассматриваемый контракт, приняло на себя обязательства.
Суд первой инстанции верно сделал вывод, что обществом не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение контракта в условиях принятых ограничений, не представлено доказательств отсутствия возможности приобретения товара с использованием сети Интернет, не обосновано наличие иных обстоятельств, которые могли бы являться объективной причиной неисполнения контракта.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии возможности осуществлять предпринимательскую деятельность и обеспечить исполнение контракта, обоснованно не принят судом первой инстанции.
При этом, заключение учреждением аналогичного контракта с иным поставщиком, а также его исполнение в период действия спорного контракта, не подтверждает добросовестность поведения общества в части исполнения контракта, заключенного с ним, или недобросовестность поведения заказчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2021 по делу N А53-33684/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33684/2020
Истец: ООО "Азимус"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЮЖНЫЙ ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"