город Омск |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А70-19505/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4444/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тюмень-Торг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу N А70-19505/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень-Торг" (ОГРН 1077203061891, ИНН7202171410, 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 9) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 (ИНН 7203000979, ОГРН 1047200671880, 625009, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Товарное Шоссе, 15), к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (ИНН 7204087130, ОГРН 1047200667051, 625009, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Товарное Шоссе, 15), к Федеральной налоговой службе (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513, 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23) о признании незаконными действий по исключению сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Тюмень-Торг" из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, об обязании восстановить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Тюмень-Торг" в едином реестре малого и среднего предпринимательства путем внесения соответствующих сведений в реестр,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюмень-Торг" - Марамыгина Е.Л. по доверенности N 4-ю от 26.01.2021; Карманова Е.В. по доверенности N 12-Ю от 11.03.2021;
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Липчинская Н.П. по доверенности N 04-14/10437 от 23.12.2020;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Гладкова О.С. по доверенности от 02.02.2021 N 81;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень-Торг" (далее - заявитель, ООО "Тюменьторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 (далее - инспекция, ИФНС России N 3 по г. Тюмени), управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС России по Тюменской области, управление) в котором просил: признать незаконными действия инспекции по исключению сведений об ООО "Тюмень-Торг" из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; обязать ИФНС России по г. Тюмени N 3 внести корректирующую запись о восстановлении (включении) сведений ООО "Тюмень-Торг" в единый реестр субъектов мало и среднего предпринимательства. При отсутствии сведений об ООО "Тюмень-Торг" в едином реестре после актуализации на следующий день после внесения указанной записи, направить в УФНС России по Тюменской области сообщение об исправлении некорректных данных (с использованием программного обеспечения, обеспечивающего формирование единого реестра), а также направить заявку на сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и проконтролировать ее исполнение; обязать УФНС России по Тюменской области после получения от ИФНС России N 3 по г.Тюмени сообщения об исправлении некорректных данных внести сведения об ООО "Тюмень-Торг" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу N А70-19505/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что при разрешении вопроса по исключению юридического лица из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства должны соблюдаться требования, установленные пунктом 4 части 1.1. статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ, Закон N 209-ФЗ), следовательно, выводы суда первой инстанции об о исключении юридических лиц без установления срока несоответствия юридического лица критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, основаны на неверном истолковании права. Так, в соответствии с пунктом 4 части 1.1. статьи 4 Закона N209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2,2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Впервые реестр СМСП сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев. Общество включено в реестр 10.08.2016, таким образом, впервые категория субъекта малого и среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию имеющихся сведений на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Разъяснения о порядке изменения статуса ФНС России приведены в письме от 07.09.2016 NСД-4-3/16672@. При этом согласно представленным в налоговый орган отчетам, Общество превысило предельно допустимые значения по среднесписочной численности и доходу только в 2019 году, т.е. менее трех календарных лет, следующих один за другим.
Инспекцией и Управлением представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители инспекции и управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФНС России, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
10.08.2016 ООО "Тюменьторг" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) в качестве малого/среднего предприятия/микропредприятия, о чем имеется копия сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированных с официального сайта ФНС России по состоянию на 07.05.2020.
10.08.2020 ООО "Тюменьторг" исключено из Реестра, в связи с чем, 12.08.2020 заявитель обратился в инспекцию с запросом N Т/268 от 12.08.2020 о разъяснении причин исключения общества из Реестра и даты, с которой сведения об обществе исключены из Реестра.
Согласно ответу инспекции N 11-2-24/018324 от 28.08.2020 общество 10.08.2020 исключено из Реестра в связи с невыполнением условий, установленных пунктом 3 части 1.1. статьи 4 Федерального закона N 209, а именно: превышено, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за 2019 год для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а также превышено, установленное Федеральным законом N209-ФЗ предельное значение среднесписочной численности сотрудников общества за 2019 год.
13.10.2020 в порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество обратилось с жалобой на действия инспекции об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра (исх. N Т/338 от 13.10.2020) в уФНС россии по Тюменской области.
12.11.2020 общество получило ответ Управления N 18-44/17037 от 06.11.2020 с разъяснениями, аналогичными позиции инспекции.
Полагая, что при исключении общества из Реестра, налоговым органом не соблюден трехлетний срок, установленный с пунктом 4 части 1.1. статьи 4 Федерального закона N 209, ООО "Тюменьторг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
22.03.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом N 209-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.
Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия -2 млрд. рублей.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены следующие предельные значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год: до 15 человек - микропредприятие, до 100 человек - малые предприятия, от 100 до 250 человек - средние предприятия.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.12.2007 ООО "Тюмень-Торг" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1077203061891.
В период с 01.08.2016 по 09.08.2020 ООО "Тюмень-Торг" содержалось в Реестре как малое предприятие.
По данным налоговой отчетности, представленной самостоятельно ООО "Тюмень-Торг" доход общества, полученный от предпринимательской деятельности за 2019 год составил 2 203 065 422 руб., среднесписочная численность работников составила 387 человек.
Таким образом, при формировании Реестра по состоянию на 10.08.2020 использовались сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 и сведения о доходе, полученном обществом от осуществления предпринимательской деятельности за 2019 год, исходя из которых установлено, что общество перестало отвечать требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, в связи с чем, сведения об Обществе исключены из реестра 10.08.2020.
При таких обстоятельствах действия Управления по исключению общества из Реестра является законными.
Отклоняя доводы общества о том, что факт превышения предельных значений дохода не является основанием для исключения ООО "Тюмень-Торг" из Реестра, поскольку категория субъекта малого или среднего предпринимательства может измениться лишь в случае, если предельные значения юридического лица отличаются от установленных законодательством предельных значений в течение трех календарных лет следующих подряд один за другим, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения ля применения к спорным правоотношениям сторон части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, поскольку положения названной нормы устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. В рамках настоящего дела рассматривается вопрос об исключении общества из Реестра, а не об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу N А70-19505/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19505/2020
Истец: ООО "Тюмень-Торг" в лице генерального директора Колодиной Оксаны Владимировны
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТЮМЕНИ N 3, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: Арбитражный суд Тюменской области, Восьмой Арбитражный Апелляционный Суд