г. Хабаровск |
|
25 июня 2021 г. |
А73-1289/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Дроздовой В.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 02.04.2021
по делу N А73-1289/2021
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ДВТГ ТЭО" (ОГРН 1102721006926, ИНН 2721179654)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 128 986,22 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДВТГ ТЭО" (далее - ООО "ДВТГ ТЭО", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с иском о взыскании неустойки за нарушение сроков ремонта вагонов: N 54270277, N 59870022, N 54928262, N 54928510, N 59870055, N 54270228, N 54900899, N 54927934, N 54928031, N 54928056, N 54929575, N 59870022, N 59870204, N 59873588, N 59873588, N 59873711 в сумме 128 986,22 руб.
Исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.04.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы, ссылаясь на пункты 3.7, 5.3 заключенных сторонами договоров, считает, что время в ремонте грузовых вагонов истца не превысило установленных договором сроков ремонта. Указывает на то, что акты о приеме-передаче колесных пар в/из ремонта, подписанные АО "ВРК-1" подтверждают осуществление ремонта колесных пар в вагоноремонтной организации. К апелляционной жалобе заявителем приложены: телеграмма ОАО "РЖД" от 12.03.2018 N 8985/ЦДИ, прейскурант цен на работы, выполняемые при ТР-2.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ДВТГ ТЭО" просило оставить решение от 02.04.2021 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ОАО "РЖД" представило возражения на отзыв истца.
В силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку прейскурант цен на работы, выполняемые при ТР-2 не отвечает приведенным в названной статье процессуального закона требованиям, ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела прейскуранта цен на работы, выполняемые при ТР-2 отклонено апелляционным судом.
Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела телеграммы ОАО "РЖД" от 12.03.2018 N 8985/ЦДИ, поскольку названный документ имеется в материалах настоящего дела (т. 2 л.д. 246), нормами АПК РФ не предусмотрено приобщение к материалам дела одних и тех же доказательств, телеграмма ОАО "РЖД" от 12.03.2018 N 8985/ЦДИ подлежит возврату ответчику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без вызова сторон.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 01.08.2018 N 3028386, согласно условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузового вагона N 54928510, принадлежащего заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 10.08.2018 N 3036879, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузового вагона N 54270277, принадлежащего заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Кроме того между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 14.08.2018 N 3044217, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 54928262, N 54270277, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 06.02.2019 N 3303914, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузового вагона N 59870022, принадлежащего заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 12.02.2019 N 3310321, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 59870055,N 54928643, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Вместе с тем между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 26.07.2019 N 3544405, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 54928056, N 54901194, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 27.09.2019 N 3622542, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузового вагона N 59870022, принадлежащего заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 05.11.2019 N 3674108, согласно условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 59870204, N 54270103, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 12.11.2019 N 3674161, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 54929575, N 59870154, N 54928031, N 54928593, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Кроме того между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД"" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 23.11.2019 N 3693000, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузового вагона N 54927934, принадлежащего заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 16.12.2019 N 3813678, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 59873588, N 69873620, N 59873711, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 04.07.2020 N 400423, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 59873588, N 54928460, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 20.07.2020 N 4013781, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузового вагона N 54900899, принадлежащего заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
Кроме того между ООО "ДВТГ ТЭО" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузовых вагонов от 24.08.2020 N 4047503, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства произвести текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 грузовых вагонов N 54270129, N 54270228, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационном вагонном депо Бологое - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузового вагона, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1 договора).
На основании пунктов 1.3 приведенных договоров в случае отсутствия у подрядчика необходимых для проведения ТР-2 грузового вагона запасных частей и невозможности их предоставления заказчиком ремонт грузового вагона производится путем ремонта снятых с забракованного грузового вагона запасных частей с последующей их установкой на грузовой вагон.
Пунктами 2.1 договоров установлено, что стоимость проведения ТР-2 вагона грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости (далее - РДВ), которая составляется на основании дефектной ведомости формы ВУ-22 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
В силу пункта 3.1 договоров отцепка грузового вагона заказчика в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23 ЭТД. Выпуск грузового вагона заказчика из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36 ЭТД.
Пунктами 3.7 договоров предусмотрено, что продолжительность нахождения одного грузового вагона заказчика в ТР-2 не должно превышать 78 часов (при условии перечисления заказчиком предоплаты) без учета времени на передислокацию грузового вагона на территории ВЧДЭ, начиная с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками:
- прибытия на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ (для грузового вагона, отцепленного на железнодорожной станции, на которой нет участка текущего отцепочного ремонта ВЧДЭ);
- раскредитования полного перевозочного документа представителем подрядчика (для грузового вагона, направляемого в адрес ВЧДЭ);
- завершения грузовых операций и выводки на пути общего пользования, на основании оформленного перевозочного документа с момента раскредитования полного перевозочного документа представителем подрядчика (для грузового вагона, отцепленного на железнодорожной станции, примыкающей к ВЧДЭ, пришедших под погрузку/выгрузку, промывку и пропарку, отстой);
- прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ (для грузового вагона, отцепленного в пути следования с незавершенным перевозочным документом).
В случае отсутствия у подрядчика собственных запасных частей временем начала ремонта грузового вагона считается 00 часов 00 минут суток, следующих за датой поступления от заказчика необходимых для проведения ТР-2 деталей на участок текущего отцепочного ремонта ВЧДЭ или поступления отремонтированных вагоноремонтным предприятием деталей грузового вагона.
Сдача-приемка выполненных объемов работ по ТР-2 грузовых вагонов производится путем оформления и подписания сторонами акта выполненных работ (оказанных услуг) (пункты 3.8 договоров).
В соответствии с пунктами 5.3 договоров за нарушение срока проведения ТР-2 грузового вагона заказчик вправе взыскать с подрядчика пени в размере ставки платы за нахождения на железнодорожных путях общего пользования грузового вагона (предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе.
Как установлено судом первой инстанции, на основании транспортной накладной N ЭШ948875 вагон N 54928510 направлен 31.07.2018 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон получен и на него раскредитованы грузополучателем ВЧДЭ перевозочные документы 31.07.2018 в 09 час 05 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 29 137,58 руб. на расчетный счет подрядчика. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 27.07.2018 в 18 часов 52 минуты.
Вместе с тем, текущий ремонт вагона N 54928510 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 271 час, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 15.08.2018 в 12 часов 36 минут.
В отношении вагона N 54270277 судом установлено, что названный вагон направлен 13.08.2018 по транспортной накладной N ЭЫ 450139 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон получен, и документы на него раскредитованы грузополучателем ВЧДЭ 13.08.2018 в 10 часов 28 минут.
ООО "ДВТГ ТЭО" осуществило 100% оплату денежными средствами в сумме 82 795,38 руб. на расчетный счет подрядчика. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 09.08.2018 в 18 часов 25 минут.
Вместе с тем, текущий ремонт вагона N 54270277 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 84 часа, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 20.08.2018 в 17 часов 14 минут.
Вагон N 54928262 направлен 13.08.2018 по транспортной накладной N ЭЫ573555 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон был получен, и документы на него раскредитованы грузополучателем ВЧДЭ 13.08.2018 в 11 часов 52 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 46 881,24 руб. на расчетный счет подрядчика. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 11.08.2018 в 20 часов 51 минуту.
Вместе с тем, текущий ремонт вагона N 54928262 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 84 часа, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 20.08.2018 в 17 часов 14 минут.
Вагон N 59870022 после выгрузки по ст.Ховрино ОКТ направлен в ремонт в порожнем состоянии в адрес ВЧДЭ, убран на пути общего пользования 07.02.2019 в 01 час 25 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 51 377,32 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 19.02.2019 N 229. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 09.02.2019 в 18 часов 29 минут.
Текущий ремонт вагона N 59870022 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 227 часа, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 20.02.2019 в 16 часов 33 минут.
Вагон N 59870055 после выгрузки по ст.Ховрино ОКТ направлен в ремонт в порожнем состоянии в адрес ВЧДЭ, вагон был убран на пути общего пользования 12.02.2019 в 00 часов 30 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 75 602,92 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением N 229 от 19.02.2019. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 09.02.2019 в 18 часов 29 минут.
Текущий ремонт вагона N 59870055 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 180 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 23.02.2019 в 17 часов 06 минут.
Вагон N 54928056 после выгрузки по ст.Ховрино ОКТ направлен в ремонт в порожнем состоянии в адрес ВЧДЭ, убран на пути общего пользования 25.07.2019 в 21 час 50 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 39 081,97 руб. на расчетный счет подрядчика платежными поручениями от 31.07.2019 N 1224, от 06.09.2019 N 1526. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 25.07.2019 в 06 часов 21 минуту.
Текущий ремонт вагона N 54928056 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 130 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 03.08.2019 в 15 часов 36 минут.
Вагон N 59870022 направлен 27.09.2019 по транспортной накладной N ЭС109203 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 27.09.2019 в 18 часов 11 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 10 766,07 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 28.10.2019 N 1876. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 26.09.2019 в 09 часов 23 минуты.
Текущий ремонт вагона N 59870022 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 60 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 03.10.2019 в 17 часов 24 минуты.
Вагон N 59870204 направлен 05.11.2019 по транспортной накладной N ЭС197750 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 05.11.2019 в 13 часов 59 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 85 228,12 руб. на расчетный счет подрядчика. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 07.11.2019 в 18 часов 16 минут.
Текущий ремонт вагона N 59870204 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 321 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 22.11.2019 в 14 часов 06 минут.
Вагоны N 54929575, N 54928031 направлены 12.11.2019 по транспортным накладным N ЭУ561001, N ЭУ561078 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагоны были получены, и перевозочные документы на них раскредитованы грузополучателем ВЧДЭ 12.11.2019 в 15 часов 47 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами за вагон N 54929575 в сумме 73 944,52 руб. на расчетный счет подрядчика платежными поручениями от 20.11.2019 N 2018, от 26.11.2019 N 2051; за вагон N 54928031 в сумме 52 066,12 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 20.11.2019 N 2018.
Для вагона N 54929575 уведомление по форме ВУ-23 выписано 11.11.2019 в 18 часов 45 минут, уведомление по форме ВУ-36 выписано 24.11.2019 в 17 часов 09 минут; для вагона N 54928031 уведомление по форме ВУ-23 выписано первично 11.11.2019 в 18 часов 47 минут, вагон разбракован, а потом уведомление выписано вторично 24.11.2019 в 18 часов 23 минуты, уведомление по форме ВУ-36 выписано 02.12.2019 в 13 часов 41 минуту.
Вместе с тем, текущий ремонт вагонов N 54929575, N 54928031 произведен с нарушением сроков: на 204 часа (вагон N 54929575) и на 392 часа (вагон N 54928031).
Вагон N 54927934 был направлен 25.11.2019 по транспортной накладной N ЭФ253250 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон был получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 25.11.2019 в 13 часов 07 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 63 592,80 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 17.12.2019 N 2209. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 23.11.2019 в 18 часов 55 минут.
Текущий ремонт вагона N 54927934 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 1787 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 11.02.2020 в 16 часов 17 минут.
Вагон N 59873711 направлен 18.12.2019 по транспортной накладной N ЭХЗ 84960 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон был получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 18.12.2019 в 09 часов 34 минуты.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 56 059,2 руб. на расчетный счет подрядчика. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 16.12.2019 в 18 часов 14 минут.
Вместе с тем, текущий ремонт вагона N 59873711 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 1259 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 13.02.2020 в 16 часов 59 минут.
Вагон N 59873588 направлен 18.12.2019 по транспортной накладной N ЭХЗ 84807 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 18.12.2019 в 09 часов 29 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 63 144,22 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 12.02.2020 N 209. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 14.12.2019 в 05 часов 09 минут.
Вместе с тем, текущий ремонт вагона N 59873588 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 1016 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 03.02.2020 в 13 часов 32 минуты.
Вагон N 59873588 был направлен 08.07.2020 по транспортной накладной N Э3088534 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон был получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 08.07.2020 в 10 часов 10 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 40 287,60 рублей на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 14.07.2020 N 972. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 07.07.2020 в 18 часов 59 минут.
Текущий ремонт вагона N 59873588 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 153 часа, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 18.07.2020 в 14 часов 15 минут.
Вагон N 54900899 направлен 21.07.2020 по транспортной накладной N ЭИ 233324 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), вагон был получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 21.07.2020 в 12 часов 47 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 40 287,60 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 27.07.2020 N 1057. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 20.07.2020 в 18 часов 56 минут.
Вместе с тем, текущий ремонт вагона N 54900899 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 60 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 27.07.2020 в 17 часов 10 минут.
Вагон N 54270228 направлен 21.07.2020 по транспортной накладной N ЭЛ154353 в ремонт в порожнем состоянии со ст. Ховрино ОКТ на ст. Ховрино ОКТ в адрес ВЧДЭ (пункт ремонта Ховрино), получен, и перевозочный документ на него раскредитован грузополучателем ВЧДЭ 25.08.2020 в 14 часов 00 минут.
Заказчиком произведена 100% оплата денежными средствами в сумме 74 138,40 руб. на расчетный счет подрядчика платежным поручением от 31.08.2020 N 1235. Уведомление по форме ВУ-23 выписано 24.08.2020 в 21 час 53 минут.
Однако, текущий ремонт вагона N 54270228 (без замены запасных частей и деталей) произведен с нарушением сроков его проведения на 58 часов, поскольку согласно уведомлению ВУ-36 вагон вышел из ремонта 31.08.2020 в 15 часов 10 минут.
Поскольку подрядчиком допущено нарушение сроков проведения ремонта по приведенным договорам, ООО "ДВТГ ТЭО" направило в его адрес претензию от 14.01.2021 N ДВТГ ТЭО 01-05-01 с требованием в течение трех банковских дней с момента получения настоящей претензии произвести оплату начисленной пени в общей сумме 128 986,22 руб.
ОАО "РЖД" в ответе на претензию от 22.01.2021 N 25 отказало в удовлетворении требований заказчика.
Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "ДВТГ ТЭО" в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил следующие нормы материального права.
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе условиям договоров: от 01.08.2018 N 3028386, от 10.08.2018 N 3036879, от 14.08.2018 N 3044217, от 12.02.2019 N 3310321, от 27.09.2019 N 3622542, от 05.11.2019 N 3674108, от 12.11.2019 N 3674161, от 23.11.2019 N 3693000, от 16.12.2019 N 3813678, от 24.08.2020 N 4047503, от 20.07.2020 N 4013781, от 04.07.2020 N 400423, транспортным накладным, уведомлениям по форме ВУ-23, ВУ-36, суд первой инстанции установил, что подрядчик осуществил ремонт грузовых вагонов N 54270277, N 59870022, N 54928262, N 54928510, N 59870055, N 54270228, N 54900899, N 54927934, N 54928031, N 54928056, N 54929575, N 59870022, N 59870204, N 59873588, N 59873588, N 59873711 с нарушением сроков выполнения текущего ремонта.
При этом из анализа представленных в дело претензии от 14.01.2021 N ДВТГ ТЭО 01-05-01, ответа на нее от 22.01.2021 N 25, суд установил, что ОАО "РЖД" не оплатило в добровольном порядке начисленные заказчиком пени, согласованные сторонами в пунктах 5.3 поименованных договоров.
Доказательства оплаты подрядчиком неустойки материалы дела не содержат.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Пунктами 5.3 поименованных договоров предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение срока проведения ТР-2 грузового вагона, предусмотренного пунктом 3.7 договоров, в виде пеней в размере ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузового вагона (предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения текущего ремонта грузовых вагонов N 54270277, N 59870022, N 54928262, N 54928510, N 59870055, N 54270228, N 54900899, N 54927934, N 54928031, N 54928056, N 54929575, N 59870022, N 59870204, N 59873588, N 59873588, N 59873711, осуществленный истцом на основании пунктов 5.3 договоров, в общей сумме 128 986,22 руб. проверен судом первой инстанции, признан верным.
Поскольку ответчиком не заявлено ходатайство о снижении неустойки, судом первой инстанции вопрос о применении статьи 333 ГК РФ не рассматривался.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Дав повторную оценку приобщенным в материалы дела доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Довод жалобы ОАО "РЖД" о том, что время в ремонте грузовых вагонов истца не превысило установленных договором сроков ремонта, со ссылкой на акты о приеме-передаче колесных пар в/из ремонта, подписанные АО "ВРК-1", отклонен апелляционным судом, как не влияющий на правильность выводов суда первой инстанции.
Так, из представленных в материалы дела актов о приеме-передаче колесных пар в/из ремонта (т. 2 л.д. 210-229), датированных 28.07.2018, 10.08.2018, 12.08.2018, 14.08.2018, 18.08.2018, 19.08.2018, 10.02.2019, 12.02.2019, 19.02.2019, 22.02.2019, 12.11.2019, 23.11.2019, 16.12.2019, 02.02.2020, 08.07.2020, 17.07.2020, 26.07.2019, 02.08.2019, 25.08.2020, 30.08.2020, невозможно установить, что замена колесных пар осуществлялась именно к вагонам N 54270277, N 59870022, N 54928262, N 54928510, N 59870055, N 54270228, N 54900899, N 54927934, N 54928031, N 54928056, N 54929575, N 59870022, N 59870204, N 59873588, N 59873588, N 59873711 в периоды проведения ответчиком ремонтных работ.
Само по себе наличие у ОАО "РЖД" правоотношений с вагоноремонтной организацией АО "ВРК-1" не является исключительным обстоятельством по смыслу пунктов 3.7, 5.3 договоров от 01.08.2018 N 3028386, от 10.08.2018 N 3036879, от 14.08.2018 N 3044217, от 12.02.2019 N 3310321, от 27.09.2019 N 3622542, от 05.11.2019 N 3674108, от 12.11.2019 N 3674161, от 23.11.2019 N 3693000, от 16.12.2019 N 3813678, от 24.08.2020 N 4047503, от 20.07.2020 N 4013781, от 04.07.2020 N 400423 для освобождения подрядчика от ответственности за нарушение сроков выполнения текущего ремонта.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушения норм процессуального права не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2021 по делу N А73-1289/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1289/2021
Истец: ООО "ДВТГ ТЭО"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО филиал "РЖД" октябрьская железная дорога юридическая служба