г. Хабаровск |
|
24 июня 2021 г. |
А16-3449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы"
на решение от 16.02.2021
по делу N А16-3449/2020
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" (ОГРН 1147907000780, ИНН 7903529038)
к муниципальному казенному учреждению "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области (ОГРН 1107907000200, ИНН 7903527739)
о взыскании 17 091 85,74 руб., о взыскании пени в размере 1/130, действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на сумму долга, о привлечении учредителя ответчика к субсидиарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском о взыскании с муниципального казенного учреждения "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области 14 413 138,50 руб. задолженности с 15.10.2017 по 14.10.2020 и 2 678 719,24 руб. пеней с 26.11.2017 по 26.11.2020 с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
При недостаточности денежных средств у учреждения истец просил произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области в лице администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области за счет казны муниципального образования.
Объем принятой воды и сточных вод в спорный период был определен истцом расчетным способом с учетом требований, установленных пп. "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Решением суда от 16.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Единые коммунальные системы" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 16.02.2020 отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении иска в полном объеме. В дополнении к жалобе истцом приведен расчет на сумму 1 310 244,68 руб., подлежащую взысканию с ответчика, за период с 079.07.2020 по 08.10.2020 (3 календарных месяца) с учетом положений пп. "б" пункта 49 Правил N 766 о неисправности узла учета.
В письменном отзыве администрация Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на незаконность требования платы. Потребление ресурса неопломбированным прибором не является самовольным, учреждением соблюдено правило об уведомлении истца о нарушении целостности пломб на исправном приборе учета. Несанкционированное вмешательство не установлено, не заактировано.
В ходе судебного разбирательства представители МКУ "Централизованное хозяйственное управление" МО "Смидовичский муниципальный район" ЕАО и администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области по доводам апелляционной жалобы возражали, просили отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании в порядке статей 158, 163 АПК РФ объявлялся перерыв, судебное разбирательство откладывалось.
Законность решения арбитражного суда проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "Единые коммунальные системы" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и МКУ "Централизованное хозяйственное управление" МО "Смидовичский муниципальный район" ЕАО (абонент) заключены муниципальные контракты холодного водоснабжения и водоотведения: N 01 от 28.02.2017, сроком действия до 31.12.2017; N 18 от 30.12.2017, сроком действия до 31.12.2018; N 07 от 01.01.2019, сроком действия до 31.12.2019; N 10/7/2020 от 23.12.2019, сроком действия 31.12.2020. Местом исполнения обязательств по контрактам является: п. Смидович, ул. Октябрьская, 8.
14.04.2017 в здании по указанному адресу произведен монтаж и опломбирование прибора учета - счетчика холодной воды, составлен акт ввода счетчика в эксплуатацию (межпроверочный интервал - 6 лет). Согласно Сведениям об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод (приложение N 5) дата опломбирования приборов учета - 14.04.2017, дата очередной поверки - 20.11.2022. Граница эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям зафиксирована и граница балансовой принадлежности зафиксированы в Актах.
Установлено, что 05.10.2020 учреждение обратилось в общество с письмом от 30.09.2020 за N 50, в котором просило установить новый счетчик холодной воды в связи с выходом из строя счетчика N 20132391544.
08.10.2020 комиссией в составе представителей общества и учреждения проведено обследование счетчика холодной воды в здании по адресу: п. Смидович, ул. Октябрьская, 8, в ходе которого выявлено, что на установленном приборе учета и на обводной трубе сорваны пломбы.
По результатам обследования составлен акт обследования.
14.10.2020 произведен монтаж и опломбирование нового прибора учета холодной воды, составлен акт ввода счетчика в эксплуатацию.
С учетом выявленного нарушения контрольных пломб общество на основании подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 произвело расчет водопотребления и водоотведения абонента с 15.10.2017 по 14.10.2020 по пропускной способности устройств и сооружений, согласно которому задолженность учреждения составила 14 413 138,50 руб.
Неоплата ответчиком в добровольном порядке указанной суммы послужила основанием для обращения истца в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований общества.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами N 644 и 776.
Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 20 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется 7 подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды; установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации ВКХ или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Те же требования установлены подпунктами "б", "л", "м" пункта 14 муниципальных контрактов.
На основании приведенных норм и условий муниципального контракта обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в ведении абонента сетей водоснабжения и исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением воды, возложена на абонента.
Несоблюдение этой обязанности влечет применение расчетного способа определения объема потребленного ресурса.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 416-ФЗ, под коммерческим учетом воды и сточных вод понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Частью 2 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пунктами 28, 82 Правил N 644 установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ и пункту 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
Часть 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ устанавливает, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в случае неисправности прибора учета.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в случае неисправности прибора учета.
Согласно пункту 15 Правил N 776, при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; 9 г) метод суммирования объемов воды. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что объем водопотребления в связи с выявленным фактом срыва пломб на приборе учета и на обводной трубе подлежит определению по подпункту "а" пункта 16 Правил N 776.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776, применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной 10 ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (абзац 11 пункта 2 Правил N 644).
При обращении в суд с настоящим иском, истец полагал, что при применении расчетного способа необходимо применить метод учета пропускной способности устройств и сооружений для случаев самовольного присоединения и пользования централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого такое пользование осуществлялось, но не более чем за три года.
В силу подпункта "в" пункта 49 Правил N 776 узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета вследствие неисполнения абонентом или транзитной организацией требований к эксплуатации узла учета (прибора учета) или к помещению, где расположен узел учета, в том числе к температурному режиму.
Отсутствие (повреждение) пломбы является квалифицирующим признаком неисправности прибора учета, а не самовольного пользования централизованными системами водоснабжения.
Из смысла пункта 3 статьи 307 ГК РФ следует, что при исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, с учетом буквального толкования подпункта "а" пункта 16 Правил N 776, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подключение учреждения к централизованным системам водоснабжения является санкционированным, потребление осуществлялось при наличии договорных отношений, демонтаж счетчика холодной воды N 20132391544, установка и опломбирование нового прибора учета холодной воды потребовались в связи с нарушением ранее установленных пломб.
Суд принял во внимание представленное представителем администрации свидетельство о поверке от 16.12.2020 (действительно до 15.12.2026), согласно которому счетчик воды N 20132391544 признан пригодным к применению.
Придя к выводу, что сам по себе факт водопотребления при осуществлении учета его объема с помощью неопломбированного узла учета не свидетельствует о том, что такое потребление может рассматриваться как самовольное, то есть несанкционированное пользование централизованными системами водоснабжения, суд отказал в иске.
Руководствуясь выше приведенными нормами права и разъяснениями, суд не установил оснований для определения объема потребленного ресурса на основании подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 по пропускной способности устройств.
Суд признал подлежащим применению в данном случае положений подпункта "б" пункта 16 Правил N 776, согласно которому применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 776 лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.
Судом установлено, что ответчиком пункт 50 Правил N 776 соблюден, поскольку с момента обнаружения нарушения и до подписания акта о его устранении и введении узла учета в эксплуатацию не истекли 60 дней.
Заявление учреждения об установлении нового счетчика холодной воды по причине выхода его из строя датировано 30.09.2020, поступило в общество 05.10.2020. Монтаж и опломбирование нового прибора учета холодной воды произведен 14.10.2020 в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
В отсутствие достоверных и допустимых доказательств иной даты неисправности прибора учета в виде нарушения контрольных пломб, суд признал датой возникновения неисправности прибора дату заявления учреждения об установлении нового счетчика - 30.09.2020.
Оснований считать датой возникновения неисправности прибора дату составления акта обследования 08.10.2020, нет.
Факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения истцом не подтвержден.
Ответчиком исполнена возложенная на него пунктом 50 Правил N 776 обязанность по уведомлению истца о срыве пломбе на узле учета.
Неисправность прибора учета устранена 14.10.2020 до истечения 60 дней со дня возникновения неисправности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд верно исходил из того, что применение истцом метода расчета поставленного ресурса по пропускной способности с даты проверки объекта ответчика (08.10.2020) на основании заявления последнего о срыве пломбы правомерным не является.
При таких обстоятельствах, оснований для начисления учреждению стоимости воды и водоотведения расчетным путем, и взыскания спорной суммы с ответчика нет.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции исследовал все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дал правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в апелляционной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Возражения истца в апелляционной инстанции о неприменении к рассматриваемым отношениям Пункта 50 Правил N 776, который регламентирует действия абонента при выходе из строя узла учета (прибора учета) являются необоснованными. Приведенный им во второй инстанции расчет иска на сумму 1 310 244,68 руб. за период с 09.07.2020 по 08.10.2020 (3 календарных месяца) на основании пп. "б" пункта 49, пункта 19(1) Правил N 766 обоснованным не является с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела и применённых норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.02.2021 по делу N А16-3449/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" (ОГРН 1147907000780, ИНН 7903529038) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-3449/2020
Истец: ООО "Единые коммунальные системы"
Ответчик: МО "Смидовичский муниципальный район" ЕАО в лице администрации Смидовичского муниципального р-на ЕАО, Муниципальное казенное учреждение "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области