г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А56-5207/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Галенкина К.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13907/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2021 (мотивированное решение изготовлено 09.04.2021) по делу N А56-5207/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - Общество) о взыскании задолженности по договору аренды N 03/Р-2008-02 от 22.02.2008 по арендной плате за период с 01.10.2020 по 26.11.2020 в размере 266 305 руб. 18 коп. в федеральный бюджет, задолженности по арендной плате в размере 26 630 руб. 51 коп. в областной бюджет и неустойки за просрочку платежей с 01.10.2020 по 26.11.2020 в размере 126 350 руб. в областной бюджет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 28.03.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 266 305 руб. 18 коп. в федеральный бюджет, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
09.04.2021 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в той части, в которой в иске отказано, удовлетворить иск в полном объеме. Ссылается на необоснованность вывода суда об отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента, кроме того указывает на незаконность отказа во взыскании неустойки в областной бюджет.
От Общества поступило ходатайство о снижении размера неустойки.
Проанализировав материалы дела, доводы жалобы, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Как видно из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) 22.02.2008 заключен договор N 03/Р-2008-02 аренды лесного участка площадью 9,65 га, имеющего местоположение в соответствии с приказом Рослесхоза от 14.11.2007 N 452: Ленинградская обл., Выборгский район, Рощинское лесничество, Победовское участковое лесничество в квартале N 95 (части выделов 6, 8, 9, 13, 15) (ранее: Ленинградская обл., Выборгский район, Рощинский опытный лесхоз, Победовское лесничество в квартала N 95 (части выделов 6, 8, 9, 13, 15).
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности за период с 01.01.2020 по 26.11.2020 в размере 266 305 руб. 18 коп. в федеральный бюджет, а также в размере 26 630 руб. 51 коп. в областной бюджет, истец обратился в суд с настоящим иском. Кроме этого истцом предъявлена ко взысканию в областной бюджет неустойка в размере 126 350 руб. за просрочку указанных платежей.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, взыскав с ответчика 266 305 руб. 18 коп. задолженности в федеральный бюджет. В остальной части в иске отказал, мотивировав отказ незаконностью применения коэффициента 1,1 при исчислении арендных платежей.
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объем лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно требованиям статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В части 1 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Платность использования лесов установлена статьей 1 ЛК РФ и договором. Кроме того, в статье 94 этого Кодекса также указано, что использование лесов в Российской Федерации является платным.
В соответствии со статьей 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом; порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих внесение арендных платежей в федеральный бюджет, суд взыскал с ответчика 266 305 руб. 18 коп. долга. В этой части решение не обжалуется.
Вопреки доводам подателя жалобы, требование о взыскании 26 630 руб. 51 коп. задолженности в областной бюджет правомерно отклонено судом, поскольку договором, заключенным сторонами в результате проведенного аукциона, применение повышающего коэффициента 1,1 не предусмотрено, также как приложением N 5 к договору не предусмотрено внесение арендной платы в доход бюджета Ленинградской области.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании 126 350 руб. неустойки в областной бюджет, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для взыскания долга в областной бюджет.
Между тем, судом не учтено, что предъявленная неустойка включает в себя как неустойку, начисленную на долг в федеральный бюджет (в размере 114 863 руб. 64 коп.), так и неустойку, начисленную на долг в областной бюджет (в размере 11 486 руб. 36 коп.).
Согласно пункту 16 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей с 01.01.2020, суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
Статьей 4 ЛК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Таким образом, при наличии в договоре аренды лесного участка, стороной которого является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, условий о выплате штрафов, неустоек, пеней за ненадлежащее исполнение обязательств перед данным органом суммы таких штрафов, неустоек, пеней с 1 января 2020 года должны поступать соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет (бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого является указанный орган).
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 21.02.2020 N 02-05-10/12919 для учета поступлений штрафов, неустоек, пеней по договору аренды лесного участка, обязанность по уплате которых возникла после 1 января 2020 года, Приказом N 85н предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 16 07030 00 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением", детализированный по соответствующим элементам кода вида доходов бюджетов.
Таким образом, с 01.01.2020 неустойка по долгам, подлежащим оплате в федеральный бюджет и возникшим после 01.01.2020, взыскивается в областной бюджет.
В данном случае материалами дела подтвержден факт наличия долга в федеральный бюджет в размере 266 305 руб. 18 коп.
Размер неустойки, начисленной на этот долг, составляет 114 863 руб. 64 коп. Эта сумма подлежит взысканию с ответчика.
Оснований для взыскания неустойки, начисленной на долг в областной бюджет, не имеется по вышеизложенным основаниям.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит изменению.
Ходатайство Общества, заявленное в суде апелляционной инстанции, об уменьшении размера неустойки, не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Заявление Общества о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ. Соответствующие разъяснения даны в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
В абзаце 6 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции. Например, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции, если из закона не следует иное.
Учитывая, что Общество в суде первой инстанции не заявило о несоразмерности неустойки и ее уменьшении, в силу части 7 статьи 268 АПК РФ ходатайство об уменьшении неустойки не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные ответчиком в отзыве, представленном в суд первой инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2021 (мотивированное решение изготовлено 09.04.2021) по делу N А56-5207/2021 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Простор" в пользу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области 266 305 руб. 18 коп. задолженности в федеральный бюджет, 114 863 руб. 64 коп. неустойки, начисленной на указанный долг, в областной бюджет.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Простор" в доход федерального бюджета 10 351 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5207/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРОСТОР"