город Омск |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А46-198/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Сафронова М.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Ефремовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5571/2021) акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", (регистрационный номер 08АП-7074/2021) общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.04.2021 по делу N А46-198/2020 (судья Беседина Т.А.), принятое по иску публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к акционерному обществу "Газпромнефть-Омский НПЗ" (ИНН 5501041254, ОГРН 1025500508956) о понуждении заключить договор N 18.5500.4182.19 и по встречному иску акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (ИНН 5501041254, ОГРН 1025500508956) к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) о понуждении заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, указанных в проекте договора от 24.04.2020 N ОНЗ-20/10804/00286/Р/78,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" (ИНН 7728640182, ОГРН 1077762940331), Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418),
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "ГазпромнефтьОмский НПЗ" - Туренко О.В. по доверенности от 21.04.2021;
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Голушкова Д.А. по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное обществом "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее - АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", ответчик) об обязании заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, указанных в проекте договора от 30.10.2019 N 18.5500.4182.19.
В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" предъявлен встречный иск о понуждении ПАО "Россети Сибирь" заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, указанных в проекте договора от 24.04.2020 N ОНЗ-20/10804/00286/Р/78.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" (далее - ООО "Газпромнефть - СМ"), Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.04.2021 первоначальные исковые требования ПАО "Россети Сибирь" удовлетворены, разрешены разногласия сторон, возникшие при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.5500.4182.19. Встречный иск АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" оставлен без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" и ООО "Газпромнефть - СМ" обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
ООО "Газпромнефть - СМ" в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворении встречного иска.
Мотивируя свою позицию, третье лицо указывает следующее: редакция договора ПАО "Россети Сибирь" включает в объем услуг по передаче электроэнергии, подлежащей оплате истцом как смежной сетевой организации, объема собственного потребления АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", что приведет к двойной оплате услуги по передачи электроэнергии на собственное потребление, поскольку таковая будет оплачена как в составе тарифа на покупку электроэнергии, так и в рамках индивидуального тарифа между смежными сетевыми организациями; нормативное правовое регулирование и правоприменительная практика едины в том, что оплата единого котлового тарифа монопотребителей возможна только в ситуации фактического использования объектов электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации для передачи электроэнергии монопотребителю; истцом не представлено документов, свидетельствующих о том, что по линиям электропередачи, принадлежащим на праве собственности ПАО "Россети Сибирь", ведется передача электрической энергии в электроустановки потребителя (ООО "Газпромнефть - СМ"); весь объем потребляемой электрической энергии ООО "Газпромнефть - СМ" получает от генерирующего оборудования ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 АО "ТГК-11" через сети моносетевой организации АО "Газпромнефть-Омский НПЗ";
в силу положений действующего законодательства ООО "Газпромнефть - СМ" не обязано осуществлять оплату за передачу электроэнергии в адрес моносетевой организации (АО "Газпромнефть-Омский НПЗ") по ставкам единого котлового тарифа, а у последней не может возникнуть обязанность оплачивать ПАО "Россети Сибирь" неоказанные услуги.
АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворении встречного иска.
Мотивируя свою позицию, ответчик указывает следующее: редакция договора ПАО "Россети Сибирь" включает в объем услуг по передаче электроэнергии, подлежащей оплате истцом как смежной сетевой организации, объема собственного потребления АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", что приведет к двойной оплате услуги по передачи электроэнергии на собственное потребление, поскольку таковая будет оплачена как в составе тарифа на покупку электроэнергии, так и в рамках индивидуального тарифа между смежными сетевыми организациями; показатель мощности по договору оказания услуг между сетевыми организациями должен включать в себя суммарный объем мощности конечных потребителей - субабонентов, водящих в состав "котла" АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", за исключением объема передачи электрической энергии для монопотребителя ООО "Газпромнефть - СМ"; вывод суда о том, что определение объема оказанных услуг только исходя из объема субабонентов не соответствует тарифно-балансовому решению на 2020 год; приведет к недополучению НВВ истцом, является необоснованным.
Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
10.06.2021 в материалы дела от ПАО "Россети Сибирь" поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых истец выражает несогласие, с доводами подателей жалоб, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционных жалобах, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Газпромнефть - СМ" поддержал требования, изложенные в апелляционных жалобах, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
РЭК Омской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителе в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (в настоящее время - ПАО "Россети Сибирь") и АО "Газпромнефть - Омский НПЗ" заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 19.03.2019 N 18.5500.813.18 в интересах потребителей, технологически присоединённых к электрическим сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ".
В соответствии с пунктом 7.4 указанного договора последний считается продлённым на следующий календарный год на тех же условиях, если в срок не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не направила другой стороне уведомление о расторжении либо о внесении в него изменений.
Письмом от 30.04.2019 N 18/13420 АО "Газпромнефть-ОНПЗ" сообщило ПАО "МРСК Сибири" о расторжении данного договора и прекращении его действия с 00 часов 00 минут 01.01.2020.
Письмом от 08.05.2019 N 070-28/1934 АО "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "ПСК"), выполняющее функции гарантирующего поставщика на территории Омской области, уведомило Региональную энергетическую комиссию Омской области о наличии обязанности заключить с 01.01.2020 договор оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах потребителей гарантирующего поставщика, технологически присоединённых к электрическим сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ".
Письмом от 17.05.2019 N 070-28/2057 АО "ПСК" сообщило ПАО "МРСК Сибири" о своём намерении заключить с АО "Газпромнефть-ОНПЗ" договор оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах потребителей гарантирующего поставщика, технологически присоединённых к электрическим сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ".
Письмом от 03.10.2019 N 78/31881 АО "Газпромнефть-ОНПЗ" предложило ПАО "МРСК Сибири" заключить договор об оказании услуг по передаче электроэнергии по схеме "котёл снизу" в отношении точек поставки потребителей, присоединённых к сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ".
ПАО "МРСК Сибири" (далее - исполнитель) подготовило и письмом от 31.10.2019 N 1.5/01-04/12573-исх направило в адрес АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (далее - заказчик) проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, содержащий все существенные условия договора.
Письмом от 10.12.2019 N 78/39630 АО "Газпромнефть-ОНПЗ" возвратило проект договора без подписания и без протокола разногласий по условиям договора. Данное письмо согласно штампу входящей корреспонденции поступило в адрес ПАО "МРСК Сибири" 11.12.2019.
По мнению исполнителя, указанные действия АО "Газпромнефть-ОНПЗ" свидетельствуют об уклонении от заключения договора, в связи с чем он обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Заказчик, в свою очередь, указывает, что проект договора возвращен им с просьбой о предоставлении корректной версии проекта договора в связи с несоответствием его условий условиям, обсужденным ранее на рабочем совещании в РЭК Омской области от 10.07.2019, а именно - не указанием в проекте договора в качестве планового количества электрической энергии суммарного объема электрической энергии, передаваемой абонентам АО "ПСК".
По мнению заказчика, проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии между сторонами на 2020 год должен содержать перечень 26 потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации (заказчика), за которые в рамках заключаемого договора рассчитывается заказчик по договорной схеме "котел снизу", и объемы по передаче энергии, передаваемые данным 26 потребителям.
Поскольку от исполнителя заказчик не получил требуемой редакции договора, письмом от 30.04.2020 N 78/009731 направил в адрес ПАО "МРСК Сибири" проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.04.2020 N ОНХ-20/10804/00286/Р/78, содержащий перечень 26 субабонентов с указанием в качестве плановых объемов по договору - плановые объемы только для 26 абонентов (без включения в проект договора объемов по передаче для монопотребителя - ООО "Газпромнефть-СМ").
Однако письмом от 20.05.2020 N 1.5/01-01/4196-исх (вх. 016255 от 25.05.2020) предлагаемая заказчиком исполнителю оферта договора оказания услуг по передаче электрической энергии была возвращена без рассмотрения ввиду рассмотрения вопроса о заключении договора в рамках судебного дела А46-198/2020, а также по причине несоответствия оферты договора по схеме "котел снизу" тарифно-балансовому решению РЭК Омской области на 2020 год.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заказчик обратился со встречным исковым заявлением о понуждении ПАО "Россети Сибирь" заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, указанных в проекте договора от 24.04.2020 N ОНЗ-20/10804/00286/Р/78.
22.04.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение об удовлетворении первоначальных исковых требований и оставлении без рассмотрения встречного иска, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12) проверка обжалуемого судебного акта, в отсутствии соответствующих возражений сторон, производится судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб.
В соответствии со статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В рассматриваемом споре исполнитель и заказчик по отношению друг к другу являются смежными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства которых имеют опосредованное присоединение через энергетические установки производителя электрической энергии (АО "Территориальная генерирующая компания N 11").
Эти отношения регулируются как общими положениями ГК РФ, так и специальными нормами.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Порядок заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электроэнергии устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в соответствии с пунктом 5 которых, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 34 Правил N 861 установлено, что по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 36 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.
В абзаце втором пункта 3 статьи 446 ГК РФ установлено, что при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В пункте 4 статьи 445 ГК РФ указано, что, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что стороны, предмет и основание первоначального иска совпадают со сторонами, предметом и основанием встречного иска по настоящему делу, в связи с чем судом сделан вывод о возможности разрешения возникшего спора путем урегулирования разногласий сторон, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.5500.4182.19 (первоначальных исковых требований).
Мотивированных возражений в указанной части апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем решение суда в данной части не подлежит повторной оценки апелляционным судом (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления N 12).
Из содержания апелляционных жалоб следует, что ключевые разногласия сторон сводятся к определению параметров заявленной мощности и объёмов электроэнергии в точках поставки.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьёй 6 Закона об электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по её передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
В соответствии со статьями 3, 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (часть 1 статьи 2 Закона об электроэнергетике).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, устанавливающие порядок исполнения договора оказания услуг по передаче электроэнергии.
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учётом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178)).
В рамках котловой экономической модели денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N 1178, пунктом 49 Методических указаний расчёт единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесённой на передачу электрической энергии. Для расчёта единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчётов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчёта и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII Методических указаний. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объёма этих услуг.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчёта тарифов используются объём отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путём на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утверждённых тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Из указанных правовых норм следует, что расчёты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных.
При расчётах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу, утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Соответственно, в целях сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Из материалов дела усматривается, что АО "Газпромнефть-ОНПЗ" в соответствии с Приложением N 3 к Основам ценообразования N 1178 является моносетевой организацией, обслуживающей преимущество одного потребителя - ООО "Газпромнефть - СМ" (не менее 80% передаваемой электроэнергии), и иных "мелких" потребителей (далее - субабоненты), и для расчетов с которыми РЭК Омской области установлены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Так, для расчетов с ООО "Газпромнефть - СМ" установлен монотариф - приложение N 7 приказа РЭК Омской области от 31.12.2019 N 578/91, для расчетов с остальными субабонентами - котловой тариф в соответствии с приказом РЭК Омской области от 31.12.2019 N 577/91.
ООО "Газпромнефть - СМ", как монопотребитель, приобретает электроэнергию на основании договора купли-продажи, заключенного с АО "Межрегионэнергосбыт" (переименовано в АО "Газпром энергосбыт"), ООО "Газпромнефть - Снабжение" также приобретает электроэнергию по договору энергоснабжения с АО "Межрегионэнергосбыт", остальные 25 субабонентов - на основании договоров энергоснабжения с АО "Омская энегосбытовая компания". В свою очередь, АО "Омская энергосбытовая компания" заключило с АО "Газпромнефть-ОНПЗ" договор оказания услуг по передаче электрической энергии для 25 субабонентов.
ООО "Газпромнефть - СМ" также заключило с АО "Газпромнефть-ОНПЗ" договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 14.03.2018 N ОНЗ-18/10800/00256/Д/78/198881.
Учитывая, что сети АО "Газпромнефть-ОНПЗ" непосредственно присоединены к энергогенерирующим установкам АО "ТГК-11" и получают от него электроэнергию, объекты электросетевого хозяйства ПАО "Россети Сибирь" не участвуют в передаче для субабонентов электрической энергии, что подтверждается схемами подключения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" к ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 АО "ТГК-11".
По условиям пункта 15 (4) Правил N 861 доказыванию подлежит наличие факта перетока электроэнергии в сети монопотребителя, факта оказания услуг непосредственно монопотребителю, поскольку монопотребитель должен в соответствии с условиями проекта договора оплачивать единый котловой тариф в пользу территориальной сетевой организации только в случае, если объекты электросетевого хозяйства такой сетевой организации используются для передачи электроэнергии монопотребителю, что материалами дела на данный момент не доказано.
РЭК Омской области установила схему оплаты услуг по передаче электроэнергии по типу "котел снизу". Установление такой модели предусматривает адресность оплаты услуг по передаче электрической энергии той сетевой организации, к которой технологически присоединен потребитель. При оплате единого котлового тарифа в таком случае оплачиваются услуги тех сетевых организаций, к сетям которых подключен потребитель, а нижестоящие организации оплачивают "по цепочке" вверх услуги, оказанные вышестоящими сетевыми организациями.
Применительно к расчету с 26 субабонетами (за исключением ООО "Газпромнефть-СМ") расчет по договору оказания услуг по схеме "котел снизу" должен производиться из учета суммарного объема фактического потребления электрической энергии субабонентами АО "Омская энергосбытовая компания" и АО "Газпром энергосбыт", присоединенными к сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ".
Согласно пункту 2 Правил N 861 объем взаимных обязательств сторон при оказании услуг по передаче электрической энергии определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Применительно к смежным сетевым организациям услуга предоставляется в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации (пункт 34 Правил N 861).
Энергопринимающие устройства субабонентов, присоединенные к сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ", как моносетевой организации, не имеют технологического присоединения к сетям истца. Точки поставки электрической энергии ответчику, как моносетевой организации, расположены на границе балансовой принадлежности с производителем электроэнергии АО "ТГК-11". Общих границ разграничения балансовой принадлежности с сетями истца ответчик не имеет.
Поскольку договор заключается в целях передачи электрической энергии для субабонентов, присоединённых к ответчику, то в соответствии с вышеуказанными нормами объем переданной субабонентам электрической энергии должен считаться в точках отпуска электрической энергии для этих субабонентов, а не в точке отпуска всей электрической энергии для ответчика (точки ТЭЦ-3, ТЭЦ-4), как предлагает истец в редакции приложенного к иску договора (Приложение N 1 "Перечень точек поставки" к проекту договора от 30.10.2019 N18.5500.4182.19).
Таким образом, в редакции проекта договора, приложенного к иску, точки подключения и плановый объем электрической энергии указаны неверно.
В Приложении N 2 к проекту договора от 30.10.2019 N18.5500.4182.19 отражен весь объем электрической энергии, который планируется передать ответчику, который будет в несколько раз больше, чем объем электрической энергии, полученной субабонентами, поскольку ответчик сам, как производственный объект и потребитель, потребляет электрическую энергию. Заключение договора в редакции исполнителя приведет к возникновению неосновательного обогащения на его стороне.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что расчет по договору оказания услуг по схеме "котел снизу" должен производиться из учета суммарного объема фактического потребления электрической энергии субабонентов, входящих в состав котла АО "Газпромнефть-ОНПЗ" за исключением объема электроэнергии монопотребителя ООО "Газпромнефть-СМ".
Доводы подателей жалоб, согласно которым редакция договора ПАО "Россети Сибирь" включает в объем услуг по передаче электроэнергии, подлежащей оплате истцом как смежной сетевой организации, объема собственного потребления АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", что приведет к двойной оплате услуги по передачи электроэнергии на собственное потребление, поскольку таковая будет оплачена как в составе тарифа на покупку электроэнергии, так и в рамках индивидуального тарифа между смежными сетевыми организациями, отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно актам разграничения границ балансовой принадлежности между ПАО "Россети Сибирь" и АО "ТГК-11" от 01.11.2016, а также между АО "Газпромнефть-ОНПЗ" и "ТГК-11" N ТЗ/17 от 28.12.2016 электроустановки АО "Газпромнефть-ОНПЗ" имеют опосредованное технологическое присоединение к сетям ПАО "Россети Сибирь" на уровне напряжения 110 кВ через энергоустановки производителя электрической энергии (ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 - АО "ТГК-11").
Следовательно, ПАО "Россети Сибирь" и АО "Газпромнефть-ОНПЗ" являются по отношению друг к другу смежными сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых имеют опосредованное технологическое присоединение через энергетические установки производителя электрической энергии.
Согласно положениям пункта 34 Правил N 861 услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
На основании пункта 5 Правил N 861 при опосредованном присоединении точкой поставки будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Предложенные АО "Газпромнефть-ОНПЗ" условия договора не соответствуют нормативному регулированию в области установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии и тарифно-балансовому решению на 2020 год.
Согласно пункту 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы) определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" как котлодержатель получает оплату от сбытовых организаций по котловым тарифам за услуги по передаче электроэнергии. Избыток средств, превышающий экономически обоснованную НВВ АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", должен направляться в адрес смежных сетевых организаций по установленным индивидуальным тарифам на услуги по передаче электроэнергии.
Для взаиморасчётов между парой смежных сетевых организаций - ПАО "МРСК Сибири" и АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" на основании документов, представленных указанными сетевыми организациями, приказом РЭК Омской области от 31.12.2019 N 578/91 установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Оплата услуг ПАО "МРСК Сибири" по передаче электроэнергии должна производиться АО "Газпромнефть ОНПЗ" исходя из объемов электроэнергии и мощности, учтенных при установлении указанного тарифа согласно приложениям N 3, 4 к протоколу заседания правления РЭК Омской области от 31.12.2019 N 91.
Согласно пункту 2 Правил N 861 заявленная мощность - это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Как следует из материалов дела, величины объемов полезного отпуска электроэнергии и заявленной мощности сформированы истцом по первоначальному иску в соответствии с положениями пункта 5 Правил N 861, по приборам учета, которые установлены на границе сети АО "Газпромнефть-ОНПЗ" и АО "ТГК-11". Данные объемы были учтены при формировании тарифно-балансового решения на 2020 год (на основе данных 2018 года).
В условиях котловой экономической модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций, входящих в "котел".
Впоследствии котловая выручка распределяется между "котлодержателем" и смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (пункт 3 Основ ценообразования N 1178, пункты 49, 52 Методических указаний).
Тариф устанавливается по инициативе регулируемой организации и при ее непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12, 25 Правил N 1178).
Таким образом, в тарифном решении, представляющем собой, по существу, план экономической деятельности электросетевого хозяйства региона и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в "котел".
Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа. Именно эти интересы подлежат судебной защите.
В Приложениях N 3, 4 к выписке из протокола заседания правления РЭК Омской области от 31.12.2019 N 91 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Газпромнефть-ОНПЗ" мощность 14,49 МВт на сумму 106792,18 тыс. руб. за 2020 год относится к доходной части формирования НВВ АО "Газпромнефть - ОНПЗ".
В данных приложениях к выписке из протокола N 91 указана расходная часть на оплату услуг ТСО, согласно которой расходы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на оплату услуг ПАО "Россети Сибирь" по индивидуальному тарифу 120,353 МВт на сумму 58663,91 тыс. руб. за 2020 год. По тексту выписки из протокола N 91 на странице 3 регулятором указано, что доходы, составляющие 106792,18 тыс. руб., обеспечивают возмещение расходов на содержание сетей и оплату потерь для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" в размере 48128,27 тыс. руб. Избыток средств в сумме 58663,91 тыс. руб. подлежит возмещению филиалу ПАО "МРСК Сибири" за объемы энергии и мощности, указанные в Приложении N 3, 4 к протоколу (соответствует объему 120,353 МВт).
Таким образом, при установлении индивидуального тарифа между сетевыми организациями ПАО "Россети Сибирь" и АО "Газпромнефть-ОНПЗ", для обеспечения НВВ ПАО "Россети Сибирь", в расчет принимался весь объем перетока в сети АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (котлодержатель) по точкам поставки от АО "ТГК-11" по 6, 35 кВ.
Определение объема оказанных услуг для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" по алгоритму заказчика приведет к недополучению НВВ ПАО "Россети Сибирь".
На 2020 год регулятором установлен доход ПАО "Россети Сибирь" от АО "Газпромнефть-ОНПЗ" в сумме 58,6 млн. руб., а при согласовании АО "Газпромнефть-ОНПЗ" объемов только по конечным потребителям сумма выручки составит примерно 1,2 млн. руб., т.е. недополучение истцом НВВ составит 57,4 млн. руб. (97%).
В отношениях с истцом по первоначальному иску АО "Газпромнефть-ОНПЗ" выступает, с одной стороны, как потребитель, который заключил отдельный договор оказания услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией, с другой стороны - как сетевая организация-котлодержатель, которая заключает договор оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах входящих в котёл потребителей-субабонентов.
С учетом вышеизложенного, расчет за оказанные услуги по передаче электроэнергии по схеме "котел снизу" между сторонами настоящего дела должен производиться по точкам приема электрической энергии в сеть АО "Газпромнефть-ОНПЗ", а не по точкам отпуска конечным потребителям.
При таких обстоятельствах требование ПАО "Россети Сибирь" об обязании заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, указанных в проекте договора от 30.10.2019 N 18.5500.4182.19, то есть, исходя из объемов 120,353 МВт, основано на тарифно-балансовом решении РЭК Омской области на 2020 год, в связи с чем является законным и обоснованным.
АО "Газпромнефть-ОНПЗ" и ООО "Газпромнефть-СМ" в обоснование своей позиции ссылаются на то что в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.02.2021 N 18.5500.674.21/ОНЗ-21/10804/00141/Р/78, заключенном между сторонами на 2021 год, заявленная мощность для целей передачи электрической энергии прочим потребителям составляет 1,867 МВт. Указанное значение мощности также отражено в Приложении 10 к протоколу заседания РЭК Омской области от 29.12.2020 N 93 и не превышает значений максимальной мощности прочих потребителей. При этом условия технологического присоединения прочих потребителей не изменились. Указанное, по мнению вышеназванных лиц, свидетельствует о том, что РЭК Омской области при установлении тарифа на 2021 год была исключена двойная оплата АО "Газпромнефть - ОНПЗ" услуг по передаче электрической энергии, которая в 2020 году приводила к нарушению основ законодательства.
Однако в рамках установленного на 2021 год индивидуального тарифа для пары сетевых организаций (ПАО "Россети Сибирь" и АО "Газпромнефть-ОНПЗ") также происходит перераспределение избыточной котловой выручки АО "Газпромнефть - ОНПЗ" в пользу ПАО "Россети Сибирь" в размере 109 791,80 тыс. руб. Данные протокола от 29.12.2020 свидетельствуют о правомерности позиции ПАО "Россети Сибирь" в настоящем деле, поскольку уменьшение применяемых в периоде регулирования параметров заявленной мощности и полезного отпуска электроэнергии (по году - 1,867 МВт) повлекло увеличение тарифа на услуги по передаче электроэнергии для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" с 20309,7 руб./МВт в мес. (в 2020 году) до 2450271,5 руб./МВт в мес. (в 2021 году).
Ссылка апеллянтов на наличие иной судебной практики (дело N А33-20384/2015), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Тождественность фактических обстоятельств настоящего спора с делом N А33-20384/2015 в рассматриваемом случае не усматривается (из содержания судебных актов невозможно уяснить, как формировался тариф, и каким способом при его формировании определялся объем услуг по передаче электроэнергии).
Учитывая изложенное, коллегия суда приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В целом, доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателей апелляционных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.04.2021 по делу N А46-198/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-198/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОМСКИЙ НПЗ"
Третье лицо: АО "Территориальная генерирующая компания N 11", ООО "Газпромнефть- смазочные материалы", Региональную энергетическую комиссию Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4590/2021
10.03.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-688/2023
12.12.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-198/20
08.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4590/2021
24.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5571/2021
22.04.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-198/20