г. Пермь |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А71-12140/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике - Чунарев О.М., служебное удостоверение, доверенность от 13.01.2021, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 марта 2021 года
по делу N А71-12140/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий-профилакторий "Ижсталь" (ОГРН 1041800253043, ИНН 1831094955)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800550021, ИНН 1831038252)
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии от 18.05.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий-профилакторий "Ижсталь" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 марта 2021 года заявление удовлетворено. Признано незаконным сообщение инспекции от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии ООО "Санаторий-профилакторий "Ижсталь". На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Налоговый орган считает, что вывод суда первой инстанции о необходимости проведения налоговым органом проверки заявления общества на предмет фактического осуществления определенного вида деятельности в зависимости от экономических и иных показателей, основан на неверном применении норм материального права. По мнению инспекции, единственным допустимым доказательством осуществления соответствующего вида деятельности, предоставляющего право претендовать на получение субсидии, является информация из Единого государственного реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на 1 марта 2020 года. По состоянию на эту дату в качестве основного вида деятельности в ЕГРЮЛ обществом указан вид по ОКВЭД 86 - деятельность в области здравоохранения, который не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. Фактическое осуществление юридическим лицом деятельности в сфере, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не является обстоятельством, которые свидетельствует о наличии оснований для предоставления субсидии.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Санаторий-профилакторий "Ижсталь" обратилось в налоговый орган с заявлением от 08.05.2020 о предоставлении субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N576).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень N434).
Инспекция сообщением от 18.05.2020 отказала обществу в предоставлении субсидии в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность обществом, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (вместо деятельности по коду ОКВЭД 86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций", включенной в Перечень N434, основным видом деятельности заявителя, по данным ЕГРЮЛ, является по коду ОКВЭД 86 "Деятельность в области здравоохранения").
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 28.01.2021 N 06-07/01419@ жалоба ООО "Санаторий-профилакторий "Ижсталь" на сообщение инспекции от 18.05.2020 оставлено без изменения.
Несогласие заявителя с сообщением налогового органа об отказе в предоставлении субсидии послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил их.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно пункту 1 Правил N 576 они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 г. получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил N 576).
Как уже указано в постановлении, в Перечень N 434 включена деятельность по коду ОКВЭД 86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций".
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного вида деятельности ООО "Санаторий-профилакторий "Ижсталь" был указан ОКВЭД 86 - "Деятельность в области здравоохранения".
Таким образом, формальные основания для отказа в предоставлении субсидии у налогового органа имелись.
Однако на основании представленных в дело документов судом установлено и сторонами также не оспаривается, что фактически с 2004 года общество осуществляет именно санаторно-курортную деятельность (60-70% выручки; остальные доходы приходятся на гостиничные услуги, услуги столовой).
Так, заявителем в материалы дела представлена копия лицензии от 01.04.2014 N ЛО-18-01-001370 на осуществление медицинской деятельности при санаторно-курортном лечении. Данные об указанной лицензии занесены в ЕГРЮЛ, никаких других лицензий у общества не имеется.
В материалы дела представлены также финансово-хозяйственные документы, подтверждающие ведение обществом деятельности по осуществлению санаторно-курортной деятельности: пояснительные записки к бухгалтерским балансам за 2017 г., 2018 г., 2019 г., единая (упрощенная) налоговая декларация за 2019 г., расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2019 г., справка-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2019 г., оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.1, расшифровка выручки предприятия за периоды 2015-2020 гг., из которых следует, что основным видом деятельности общества все время являлось оказание услуг по санаторно-курортному лечению, наибольший процент выручки от реализации услуг получен именно от данного вида деятельности.
Кроме того, заявителем представлены акт от 22.12.1978 приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения - профилактория на 300 мест, копии государственных контрактов на оказание услуг по санаторно-курортному лечению с актами выполненных работ.
Приказами от 28.03.2020 N 86Б, от 01.06.2020 N 140Г подтверждается факт приостановки деятельности ООО "Санаторий-профилакторий "Ижсталь" в период с 28.03.2020 по 30.06.2020, что инспекцией не оспаривается.
10.06.2020 регистрирующим органом внесены изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об основном виде деятельности общества (с кода 86 изменено на 86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций") лишь в связи с подтверждением ранее фактически осуществляемой деятельностью.
Налоговый орган не ссылается на то, что внесение в июне 2020 года изменений в ЕГРЮЛ в части уточнения кода ОКВЭД до пяти цифровых знаков (86.90.4) связано с изменением основного вида деятельности общества.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Фактическое осуществление обществом деятельности санаторно-курортной организации сомнения не вызывает, налоговым органом не оспаривается. Общество бесспорно относится именно к тем организациям, для поддержания деятельности которых Правительство Российской Федерации предусмотрело субсидию.
В данном случае лишь формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям нормативного акта, устанавливающего условия получения субсидии (Постановление Правительства от 24.04.2020 N 576), может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресатов субсидии.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции поддерживается вывод суда первой инстанции об отсутствии у инспекции оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 марта 2021 года по делу N А71-12140/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12140/2020
Истец: ООО "Санаторий-профилакторий "Ижсталь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике