г. Санкт-Петербург |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А56-7358/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенкова И.В.
судей Пряхина Ю.В., Семиглазов В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Васильева Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15215/2021) Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2021 по делу N А56-7358/2020 (судья Бутова Р.А.), принятое по иску Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция транспортного строительства" к ООО "Строительная компания "Орион плюс" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Строительная Компания "Орион Плюс" (далее - Общество) об обязании в течение 5 календарных дней с даты вступления решения в законную силу приступить к содержанию объекта до даты утверждения приемочной комиссией акта приемки законного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14.
Решением суда от 23.04.2021 в иске отказано.
В апелляционной жалобе Санкт-Петербургское ГКУ "Дирекция транспортного строительства" просит решение отменить, иск удовлетворить. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (заказчик) и ООО "СК "Орион плюс" (далее - подрядчик) заключен государственный контракт от 23.10.2019 N С - 73 на выполнение работ по объекту "Строительство проезда по Южному берегу Обводного канала от Глухоозерского шоссе до пр. Обуховской Обороны с мостом через ковш Обводного канала и транспортной развязкой с пр. Обуховской Обороны (2 этап - участок от Атаманского моста до протоки "Французского ковша" с мостом через протоку)". Завершение работ (далее - Объект).
Между Учреждением (заказчиком) и Обществом заключен Контракт от 24.12.2019 N С-94 (далее - Контракт) на выполнение работ по объекту "Реконструкция автодороги М-11 "Нарва" от ж.-д. станции Лигово до г. Красное Село в административных границах Санкт-Петербурга. 1-й этап. Реконструкция Гореловского путепровода" с разработкой рабочей документации. Завершение работ для нужд Санкт - Петербурга (далее - Объект).
По заданию Учреждения (заказчика) Общество обязалось выполнить строительные работы на Объекте, завершить работы для нужд Санкт-Петербурга и сдать объект заказчику по акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (Форма N КС-14) в установленный Контрактом срок.
По условиям п. 4.8 Контракта по завершению Подрядчиком реконструкции объекта Заказчик по заблаговременному (но не позднее, чем за 30 суток) уведомлению Подрядчика подготавливает приказ, проводит на объект приемочную комиссию по приемке объекта, и направляет в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - СГСНиЭ) извещение о завершении реконструкции объекта.
В силу пункта 4.11 Контракта при приемке заказчиком выполненных работ подрядчик остается ответственным за случайную гибель строящегося объекта и (или) вред третьим лицам, до утверждения заказчиком акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией и оформления заключения СГСНиЭ о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
На основании пункта 5.2.25 Контракта подрядчик несет ответственность перед третьими лицами при ДТП и других несчастных случаях за соответствие дорог установленным требованиям (правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам) в части обеспечения безопасности дорожного движения в период производства работ до передачи объекта эксплуатирующей организации, отвечающей за качественную эксплуатацию объекта.
Согласно пункту 3.2.22 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), производитель работ обязан содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга.
В свою очередь, согласно пункту 1.4.8. Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков.
B соответствии с пунктом 1.4.20. Правил N 875, производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков.
Согласно пункту 1.4.25. Правил N 875 строительная площадка - территория, используемая для производства работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники строительных материалов, оборудования на указанной территории.
Заказчик письмом от 27.12.2019 потребовал от подрядчика соблюдения обязанности по содержанию Объекта, поскольку строительные работы на указанную дату не завершены и приемка объекта заказчиком не состоялась.
Общество письмом от 29.12.2020 N 94, указав на обязанность по содержанию Объекта в пределах строительной площадки, оставила требования Учреждения без удовлетворения.
Поскольку во внесудебном порядке стороны к соглашению об обязательствах по содержанию завершенных строительством дорог не пришли, спор рассмотрен арбитражным судом.
Решением от 23.04.2021 суд в иске отказал. Решение обжаловано.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 721 ГК РФ предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии с частью 1 статьи 741 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
Обязанность по содержанию завершенных строительством и открытых для движения тротуаров и проезжей части объекта отсутствует в Контракте, в связи с чем правовых оснований для обязания ответчика приступить к содержанию объекта не имеется.
Дорожно - строительные работы завершены, открыто движение, о чем составлен акт комиссии по открытию движения от 24.08.2018. Открытый для движения участок не является строительной площадкой подрядчика.
При заключении Контракта Общество оценивало собственную возможность выполнения работ по Контракту, исходя из расценок и объемов работ, указанных в приложениях к проекту контракта. Возложение на подрядчика дополнительных обязанностей, не предусмотренных Контрактом, нарушает права Общества как добросовестного участника правоотношений.
Из буквального содержания пунктов 4.11, 5.2.25 Контракта не следует обязательства подрядчика по содержанию завершенных строительством объектов.
Пункт 5.2.24 Контракта предписывает подрядчику обеспечить содержание строительной площадки, под которой в п. 1.4.25. Правил N 875 понимается территория, используемая для производства работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования на указанной территории. Завершенный строительством и готовый к вводу в эксплуатацию объект, на котором разрешено движения транспортных средств к строительной площадке не относиться.
В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2011. "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" сезонная уборка открытых по акту приемочной или рабочей комиссии завершенных строительством участков проезжей части и тротуаров не входит в перечень обязанностей генподрядчика.
В соответствии с условиями Контракта подрядчик обеспечивает систематическую уборку строительной площадки в период производства работ до передачи объекта эксплуатирующей организации.
При этом Контрактом не предусмотрена обязанность Общества по содержанию действующей автомобильной дороги в процессе выполнения работ на Объекте, так как соответствующие средства расчетом контрактной цены по Объекту не предусмотрены.
Таким образом, Общество вплоть до сдачи результата работ заказчику по акту приемочной комиссии осуществляет содержание строительной площадки, за исключением территории действующей автомобильной дороги.
В силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального, местного значения, в том числе обслуживание тротуаров. Поскольку в спорных документах обязательства Общества по содержанию завершенных строительством и открытых для движения тротуаров и проезжей части Объекта отсутствует, исковые требования обосновано признаны судом первой инстанции не подлежащим удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2021 по делу N А56-7358/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Ю.В. Пряхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7358/2020
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства"
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ОРИОН ПЛЮС"