г. Вологда |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А66-10613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от акционерного общества "Южно-Уральская промышленная компания" Курочкина А.В. по доверенности от 27.01.2021, от Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозовой А.С. по доверенности от 29.03.2021 N 32/02/02-20,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Южно-Уральская промышленная компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2021 года по делу N А66-10613/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Южно-Уральская промышленная компания" (ОГРН 1027739169193, ИНН 7705016517; адрес: 109028, Москва, переулок Б. Трехсвятительский, дом 1-3, строение 1, помещение 1, комната 213; далее - общество, АО "Южно-Уральская промышленная компания") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1076952035302, ИНН 6952015266; адрес: 170042, город Тверь, улица Горького, дом 97, кабинет 201; далее - министерство) о признании незаконным приказа от 01.06.2020 N 75-у об отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экспертизы на изменения проект освоения лесов и обязании ответчика провести государственную экспертизу изменений в проект освоения лесов, поступивших 19.05.2020, и выдать положительное заключение.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, горд Тверь, улица Горького, дом 97).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2021 года по делу N А66-10613/2020 к удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что ограждение существует больше 15 лет и за это время вопрос о законности его размещения не ставился. Считает, что ограждение не мешает гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесу, его размещение не противоречит лесному законодательству. Не согласилось с выводом суда о том, что ограждение не является объектом инфраструктуры.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и министерства, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопреемник - министерство) и ЗАО "Южно-Уральская промышленная компания" (ИНН 7705016517) заключен договор аренды лесного участка от 23.12.2008 N 37 (далее - договор аренды).
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды обществу предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 98,0 га, местоположение: Тверская область, Кимрский район, Кашинское лесничество Никулинское участковое лесничество, квартал 41, выдел 1-11.
Согласно пункту 1.4 договора аренды арендатору (обществу) предоставлен лесной участок для осуществления рекреационной деятельности.
В пунктах 8.1 и 8.2 договора аренды стороны согласовали, что договор вступает в силу с 01.01.2009 и подлежит государственной регистрации. Срок окончания договора - 09.03.2030.
ЗАО "Южно-Уральская компания" осуществляет использование лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу и получившим положительное заключение, утвержденное приказом министерства от 10.01.2019 N 1-у.
Проектом освоения лесов предусмотрено наличие на лесном участке двух объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (некапитальное нестационарное сооружение и пешеходная дорожка с мягким покрытием).
Наличие иных объектов существующих либо проектируемых проектом освоения лесов арендатором лесного участка не предусмотрено.
На основании пункта 4.4.6 договора аренды арендатор обязан осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, либо иных нарушений прав и законных интересов граждан.
В ходе патрулирования земель лесного фонда, проводимого и. о. лесничего Никулинского участкового лесничества Яковлевым И.В. 17.05.2019 на лесном участке в квартале 41 выделах 7, 10 Никулинского участкового лесничества (урочище Кимрское) Кашинского лесничества (далее - лесничество) выявлено нарушение - размещение забора на участке, находящемся в аренде.
Общество 19.05.2020 обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов, связанных, в том числе в связи с наличием деревянного ограждения протяженностью 510 м. В изменениях в проект освоения лесов констатируется факт его наличия.
В границах указанного лесного участка располагается особо охраняемая территория регионального значения - памятник природы "Бор Абрамовский".
По результатам рассмотрения изменений в проект освоения лесов министерством 01.06.2020 издан приказ N 75-у об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии, в котором указано, что в связи с тем, что арендуемый участок расположен в границах особо охраняемой природной территории "Бор Абрамовский", - устройство ограждения на арендуемой территории является нарушением режима особо охраняемой природной территории.
Общество, не согласившись с указанным приказом, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В рассматриваемом случае в границах арендованного лесного участка располагается особо охраняемая территория регионального значения - памятник природы "Бор Абрамовский".
Согласно статье 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно пункту 28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основании договора аренды лесного участка.
В силу пункта 29 упомянутого Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка
Пунктом 33 Приказа N 69 установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества или условий договора аренды.
Пунктом 4.4.1 договора аренды лесного участка предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и договором аренды лесного участка.
Арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок (пункт 4.4.6 договора), а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 11 указанного Кодекса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
На основании части 4 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
В силу пунктов 1, 2 части 5 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.
Из части 6 статьи 11 упомянутого Кодекса следует, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал, что в остальных случаях ограничение доступа граждан в леса является незаконным действием и пришел к выводу о том, что арендаторы не вправе ограничивать доступ граждан в леса.
По условиям пункта 1.4 договора лесной участок предоставлен обществу для осуществления рекреационной деятельности.
На основании части 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 3 статьи 41 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
В силу части 5 статьи 41 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями пунктов 6, 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 N 108, действующих на дату заключения договора аренды, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).
Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее - Правила N 62), действующие с 22.04.2012.
Согласно пункту 4 Правил N 62 для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
Виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее - Правила N 908), действующие с 01.01.2021, пунктом 3 Правил N 908 установлены аналогичные положения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень N 849-р).
Указанный перечень не содержит такой объект, как ограждение или забор.
Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса.
Из части 1 статьи 102 упомянутого Кодекса следует, что защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ).
Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, отнесены пунктом 2 части 2 статьи 111 вышеназванного Кодекса к защитным лесам.
Материалами дела подтверждается, что проект освоения лесов составлен обществом в целях использования для осуществления рекреационной деятельности арендованного лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Кашинского лесничества Тверской области, Никулинского участкового лесничества (квартал 414, выдел 1-11, площадь 98 га,), целевое назначение - защитные леса.
Возведение ограждений, расположенных на арендуемом обществом лесном участке, не предусмотрено заключенным сторонами договором и проектом освоения лесов, участок относится к лесопарковой зоне, размещение ограждения на участке с министерством, выступающим арендодателем, также не согласовывалось.
Возведение такого объекта, как ограждение не было предусмотрено проектами освоения лесов 2009 года и 2019 года; в ходе проверки в 2019 году выявлено, что спорный лесной участок огорожен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что существующее на лесном участке ограждение противоречит лесному законодательству, законодательству об особо охраняемых природных территориях, поскольку препятствует гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесах, выполнено не в целях охраны лесопарковой зоны и не является объектом инфраструктуры, предусмотренным пунктом 6 Перечня N 849-р.
Оспариваемый приказ соответствует требованиям законодательства.
Вопреки доводам апеллянта, в Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденный распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р, такие объекты, как ограждение либо забор, также не включены, а включенному в данный перечень объекту - изгороди спорный объект не тождественен.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2021 года по делу N А66-10613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Южно-Уральская промышленная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10613/2020
Истец: АО "Южно-Уральская промышленная компания"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Тверской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области