21 июня 2021 г. |
Дело N А43-12097/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 по делу N А43-12097/2020,
принятое по заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 02.03.2020 N 052/01/10-1442/2019 и предписания от 03.03.2020 N 052/01/10-1442/2019,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Связист".
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Баранов И.В. по доверенности от 02.03.2021 N ЛШ/3416/21 сроком действия 1 год Савенко А.А. по доверенности от 20.04.2021 N ЛШ/7519/21 сроком действия 1 год (специалист).
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между публичным акционерным обществом "Ростелеком" (далее - Общество) и обществом с ограниченной ответственностью "Премиум АНК" (далее - ООО "Премиум АНК") заключен договор от 10.02.2015 N 5-1-1722686, в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по переустройству линий связи на объекте ООО "Премиум АНК" - Жилищный комплекс "Анкудиновский парк", расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, д. Анкудиновка.
В целях исполнения принятых на себя обязательств Общество выполнило работы по проектированию и строительству кабельной канализации, попадающей в зону строительства жилищного комплекса "Анкудиновский парк", которую использует для размещения собственных кабелей связи.
Общество с ограниченной ответственностью "Связист" (далее - ООО "Связист") обратилось в Общество с запросами о предоставлении доступа к кабельной канализации по адресу: Нижегородская обл., Кстовский район, д. Анкудиновка, ул. Русская и ул. Черкесская, для размещения кабеля связи ООО "Связист". Данные заявления не размещены Обществом в реестре заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре.
По результатам рассмотрения запросов Обществом в адрес ООО "Связист" направлены отказы в предоставлении доступа от 18.12.2018 N 6/05/11535-18 (ответ на запрос, поступивший 03.12.2018), от 18.02.2019 N 06/05/1276-19 (ответ на запрос, поступивший 17.01.2019), от 11.06.2019 N 06/05/5155-19 (ответ на запросы, поступившие 23.05.2019, 10.06.2019) со ссылкой на наличие собственной потребности Общества в использовании запрашиваемой инфраструктуры и отсутствии в связи с этим технологической возможности предоставления доступа к инфраструктуре (отсутствие свободных каналов в кабельной канализации с учетом планов Общества для собственного развития и норм руководящего документа отрасли "Нормы технологического развития и норм руководящего документа отрасли "Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети" РД 45.120-2000, утвержденного Минсвязи Российской Федерации 12.10.2000).
В качестве подтверждения наличия собственной потребности в размещении линий связи в кабельной канализации на территории жилищного комплекса "Анкудиновский парк" представлены заявления Общества N N 55, 5446, 5447, 5448, 5449, 5450, внесенные в реестр, размещенный в сети "Интернет" по адресу ndd.rostelecom.ru.
Не согласившись с отказом ООО "Связист", полагая, что техническая возможность размещения кабеля связи в кабельной канализации Общества фактически имеется, обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) на действия Общества по отказу в предоставлении допуска к объекту инфраструктуры.
В связи с наличием в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управление выдало Обществу предупреждение от 08.05.2019 N МТ-04/3892 о необходимости осуществления в срок до 12.06.2019 действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения (обеспечить прием и рассмотрение заявления ООО "Связист" на предоставление доступа к объектам инфраструктуры; направить ООО "Связист" оферту на заключение договора об использовании объектов инфраструктуры).
Общество предупреждение не исполнило, в связи с чем, антимонопольный орган, руководствуясь частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, приказом от 21.06.2019 N 295 возбудил в отношении Общества дело N 052/01/10-1442/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела N 052/01/10-1442/2019, антимонопольный орган установил, что Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу "Услуги общедоступной электросвязи" (приказ о включении от 24.03.2000 N 5/11р); Общество отвечает признакам владельца инфраструктуры, определенным Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 (далее - Правила N 1284), поскольку использует кабельную канализацию для размещения собственных линий связи.
В ходе рассмотрения дела N 052/01/10-1442/2019 Общество подтвердило, что является собственником кабельной канализации, размещенной по адресу: Нижегородская обл., Кстовский район, д. Анкудиновка, ул. Русская д. 1, д. 2, д. 4, д. 5 и ул. Черкесская д. 3, при этом право собственности на указанную кабельную канализацию не оформлено. В настоящее время Общество проводит мероприятия по оформлению в собственность данного объекта инфраструктуры.
Установлено, что ООО "Связист" изыскивало возможность иного размещения оптического кабеля на территории жилищного комплекса "Анкудиновский парк".
Управление также провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению права пользования объектами инфраструктуры (кабельной канализации) для размещения линий связи, расположенных на территории Нижегородской области, в том числе на территории Кстовского муниципального района, д. Анкудиновка, жилищный комплекс "Анкудиновский парк", в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), по результатам которого пришло к следующим выводам:
1) продуктовыми границами товарного рынка является услуга предоставления в пользование существующих объектов инфраструктуры для размещения кабелей связи;
2) возможность размещения кабелей связи иными способом отсутствует в силу того, что иное не предусмотрено на исследуемой территории. Строительство нового объекта инфраструктуры в данном случае экономически не целесообразно, при этом Общество имеет техническую возможность предоставить место в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи;
3) в установленных географических границах услугу предоставляет Общество.
Принимая решение от 02.03.2020 N 052/01/10-1442/2019, антимонопольный орган пришел к выводу, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг предоставления в пользование существующих объектов инфраструктуры для размещения кабелей связи, следовательно, на него распространяются требования и ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
При этом отказ Общества в доступе к кабельной канализации противоречит требованиям Правил N 1284 и привел (мог) привести к ущемлению интересов ООО "Связист" в сфере предпринимательской деятельност, в связи с чем Управлением сделан вывод о том, что Общество нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части создания дискриминационных условий, выразившихся в необоснованном отказе ООО "Связист" в доступе к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи по адресу: Нижегородская обл., Кстовский районн, д. Анкудиновка, ул. Русская д. 1, 2,4, 5 и ул. Черкесская д.3.
Антимонопольный орган выдал Обществу предписание от 03.03.2020 N 052/01/10-1442/2019, которым возложил на последнее обязанность в срок до 20.04.2020 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, предоставив ООО "Связист" доступ к инфраструктуре размещения сетей электросвязи; сообщить Управлению о выполнении предписания в срок до 30.04.2020.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления от 02.03.2020 N 052/01/10-1442/2019 и предписания от 03.03.2020 N 052/01/10-1442/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Связист".
Решением от 20.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявителя апелляционной жалобы настаивает на том, что для определения собственной потребности и отсутствии технологической возможности разместить кабель связи ООО "Связист" Обществом произведен расчет загрузки кабельных каналов кабельной канализации с учетом планов Общества по строительству сети связи на территории жилого комплекса "Анкудиновский парк", на территории которого запрашивался доступ в кабельную канализацию. С учетом данных расчетов при реализации Обществом своих планов по размещению еще 9 кабелей к 3 уже проложенным кабелям связи, прокладка кабеля ООО "Связист" превысила бы допустимую загрузку кабельного канала определенную пунктом 12.2.2 Руководящего документа отрасли "Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети", РД 45.120-2000, утвержденного Министерством связи Российской Федерации 12.10.2000.
Общество считает, что подготовленный в рамах рассмотрения антимонопольного дела аналитический отчет не соответствует требованиям порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, в связи с чем наличие доминирующего положения Общества на товарном рынке не доказано.
Общество обращает внимание, что для целей установления доминирующего положения при составлении аналитического отчета Управлением не были определены продуктовые границы рассматриваемого рынка. При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке не выполнены предусмотренные Порядком N 220 этапы анализа.
По мнению Общества, то обстоятельство, что Общество является субъектом естественных монополий и включено в соответствующий реестр не подтверждает, что оно занимает доминирующее положение на рынке услуг предоставления в пользование существующих объектов инфраструктуры для размещения кабеля связи, поскольку рынок услуг общедоступной электросвязи и рынок услуг предоставления в пользование существующих объектов инфраструктуры для размещения кабеля связи не являются тождественными рынками ни по функциональному назначению товара, ни по участникам рынка.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление и ООО "Связист" в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества и ООО "Связист".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта по указанной норме необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением. Отсутствие, а равно недоказанность одного из элементов состава данного нарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушившим антимонопольное законодательство.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Правила установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции определены Порядком N 220, в соответствии с пунктом 1.3 которого, проведение анализа состояния конкуренции, в числе прочего, требует определения продуктовых и географических границ товарного рынка.
Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) определена в пункте 4.1 Порядка N 220.
В данном случае комиссией Управления проведен анализ рынка и оценка состояния конкуренции, по итогам которого составлен аналитический отчет, подтвердивший доминирующее положение Общества на рынке услуг по предоставлению права пользования объектами инфраструктуры (кабельной канализации) для размещения линий связи в границах территории Кстовского муниципального района, д. Анкудиновка, жилищный комплекс "Анкудиновский парк", и отсутствие иных возможных способов размещения линий электросвязи.
Достоверность данного аналитического отчета не опровергнута.
За временной интервал исследования товарного рынка Управлением обоснованно принят период с 01.01.2019 по 31.12.2019, поскольку в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства N 052/01/10-1442/2019 рассмотрены действия ПАО "Ростелеком", совершенные в 2019 году.
За географические границы приняты границы объектов инфраструктуры, принадлежащие Обществу на территории Кстовского муниципального района, д. Анкудиновка, жилищный комплекс "Анкудиновский парк".
Иных хозяйствующих субъектов, имеющих на территории жилищного комплекса "Анкудиновский парк" и оказывающих услуги по предоставлению доступа к объектам инфраструктуры Управлением не выявлено.
Возможность размещения кабелей связи иными способами отсутствует в силу того, что иное не предусмотрено на искомой территории.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом от 24.03.2000 Общество включено в реестр субъектов естественных монополий по разделу II "Услуги общедоступной электросвязи".
В целях оказания услуг связи Общество владеет построенными им объектами кабельной канализации для размещения собственных линий связи.
В ходе рассмотрения дела N 052/01/10-1442/2019 Общество сообщило антимонопольному органу, что кабельная канализация, размещенная по адресу: Нижегородская обл., Кстовский район, д. Анкудиновка, ул. Русская д.1, д.2, д.4, д.5 и ул. Черкесская д.3, является его собственностью, поскольку данная канализация построена на денежные средства Общества, при этом право собственности на указанную кабельную канализацию не оформлено.
Следовательно, Общество занимает доминирующее положение на товарном рынке, как владелец инфраструктуры - субъект естественных монополий. Соответственно, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Являясь владельцем объектов инфраструктуры, которые могут быть использованы для размещения линий связи, Общество занимает доминирующее положение и на него распространяется действие Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014N 1284.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи (то есть объектах инженерной инфраструктуры, созданных или приспособленных для размещения кабелей).
Согласно части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ), а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
В соответствии с вышеуказанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее - Правила N 1284).
Указанными правилами предусмотрены следующие понятия:
- "владелец инфраструктуры" - субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ, который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании;
- "доступ к инфраструктуре" - получение во временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части;
- "пользователь инфраструктуры" - лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре (далее - договор) с владельцем инфраструктуры;
- "технологическая возможность доступа к инфраструктуре" - обеспечение соответствия объекта инфраструктуры технологическим требованиям и нормам инфраструктуры при предоставлении доступа к этому объекту инфраструктуры, в том числе для осуществления основной деятельности владельца инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1284 применение настоящих Правил осуществляется исходя из обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для пользователей инфраструктуры и создание условий для развития конкуренции на рынке общедоступной электросвязи.
На основании пункта 8 Правил N 1284 предоставление доступа к инфраструктуре для всех пользователей инфраструктуры должно осуществляться в том же порядке и на тех же условиях, на которых структурные подразделения владельца инфраструктуры либо его аффилированные лица используют инфраструктуру для целей размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в случае такого использования.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1284 владелец инфраструктуры посредством электронной и (или) почтовой связи предоставляет пользователю инфраструктуры по запросу, направленному пользователем инфраструктуры владельцу инфраструктуры в письменной форме, следующую информацию:
а) схемы размещения объектов инфраструктуры и иная техническая информация, необходимая для организации доступа к инфраструктуре;
б) информация о наличии (отсутствии) технологической возможности предоставления доступа к объекту инфраструктуры;
в) порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре;
г) порядок формирования цены на предоставление доступа к объектам инфраструктуры, информация о которых запрашивается;
д) условия доступа сотрудников пользователя инфраструктуры: к объектам инфраструктуры.
Согласно пунктам 18, 19 Правил N 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. Предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора.
Согласно пункту 22 Правил N 1284 владелец инфраструктуры обязан вести реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре (далее - реестр). Запись в реестр вносится не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления заявления владельцу инфраструктуры. В реестре фиксируются дата и время поступления заявления, его номер, наименование и организационно-правовая форма пользователя инфраструктуры, направившего заявление (далее - заявитель), объект инфраструктуры, к которому запрашивается доступ, а также планируемый срок начала использования объектов инфраструктуры.
В реестре фиксируются сведения о планах, в том числе долгосрочных, владельца инфраструктуры по задействованию инфраструктуры для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в том же порядке, что и заявления. При этом планы владельца инфраструктуры должны быть обусловлены потребностями по размещению собственных сетей электросвязи (их отдельных элементов) на объектах инфраструктуры. Отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и сведений не допускаются.
Пунктом 23 Правил N 1284 установлено, что владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов обязан их рассмотреть и направить заявителю оферту на заключение договора или мотивированный отказ в предоставлении доступа к инфраструктуре.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1284 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает требования к специальным объектам инфраструктуры, созданной или специально приспособленной для строительства, эксплуатации, размещения сетей электросвязи или их отдельных элементов, в том числе технологические требования к специальным объектам инфраструктуры и нормы их проектирования, технические требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на специальных объектах инфраструктуры, общие требования по техническому обслуживанию специальных объектов инфраструктуры.
В настоящий момент утвержден и действует Руководящий документ отрасли "Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети" от 12.10.2000 РД 45.120-2000.
В соответствии с пунктом 12.2.2 РД 45.120-2000 прокладка оптических кабелей в кабельной канализации должна осуществляться, как правило, в свободных каналах и расположенных, по возможности, в середине блока по вертикали и у края по горизонтали. В свободном канале допускается прокладка не более пяти-шести оптических кабелей. Использовать занятый небронированными оптическими кабелями канал для прокладки кабелей с металлическими жилами и бронированных оптических кабелей не допускается.
Пунктом 12.2.3 РД 45.120-2000 предусмотрено, что прокладка небронированных оптических кабелей в канале кабельной канализации, занятом кабелями с металлическими жилами и оптическими бронированными кабелями, должна предусматриваться в предварительно проложенных защитных полиэтиленовых трубах.
Оптические кабели с броней из стеклопластиковых стержней, стальных проволок или лент, с защитной полиэтиленовой оболочкой поверх брони могут прокладываться как по свободным, так и по занятым каналам без прокладки защитных полиэтиленовых труб.
В силу пункта 12.2.4 РД 45.120-2000 в одном канале допускается прокладка нескольких кабелей или защитных полиэтиленовых труб при условии, что суммарная площадь поперечных сечений кабелей и (или) труб не будет превышать 0,6 площади канала.
Таким образом, владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры.
Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий.
Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой ее части, где имеется технологическая возможность для предоставления такого доступа.
Судом по материалам дела установлено, что Общество имело в пользовании объект инфраструктуры - кабельную канализацию и занимало доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению права пользования объектами инфраструктуры (кабельной канализации) для размещения линий связи на территории Кстовского муниципального района, д. Анкудиновка, жилищный комплекс "Анкудиновский парк", в период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
ООО "Связист" неоднократно обращалось в Общество с заявлениями на предоставление доступа в кабельную канализацию (запросы от 03.12.2018, 17.01.2019, 23.05.2019, 10.06.2019). Обществом в предоставлении доступа было отказано по причине отсутствия технологической возможности в связи с наличием собственной потребности в использовании запрашиваемой инфраструктуры.
Между тем, судом по материалам дела установлено, что кабельная канализация Общества на запрашиваемом ООО "Связист" участке состоит из 2 каналов диаметром по 100 мм каждый. В данных каналах Обществом размещено 3 оптических кабеля, что подтверждается актами приемки законченного строительством объекта.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с заявками Общества N 55, N5446, N5447, N5448, N5449, N5450 о планах владельца инфраструктуры по задействованию инфраструктуры для размещения сетей электросвязи, размещенными на портале ndd.rostelecom.ru и имеющими по сроку регистрации приоритетное значение по отношению к заявкам поданным ООО "Связист".
Как поясняет Общество, в указанных каналах для обеспечения подключения к услугам связи абонентов жилого комплекса оно планирует проложить еще 9 оптических кабелей связи. Непосредственно из реестра заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре эта информация с очевидностью не следует (т.2 л.д.40-41).
Кроме того, планируемый срок использования объекта инфраструктуры зафиксирован в реестре как 31.12.2020.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Обществом не представлено документов и сведений как о начале реализации этих планов, так и об их завершении, что свидетельствует об отсутствии фактической потребности в дополнительных кабелях связи.
В силу положений пункта 22 Правил N 1284 планы владельца инфраструктуры должны быть обусловлены потребностями по размещению собственных линий связи (их отдельных элементов) на объектах инфраструктуры.
Убедительного обоснования потребности Общества по размещению дополнительных 9 кабелей к уже существующим 3 кабелям последним не приведено.
В этой связи ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправильное толкование судом первой инстанции РД 45.120-2000 не имеет существенного значения для дела.
При таких обстоятельствах Управлением сделан обоснованный вывод о том, что действия Общества, занимающего доминирующее положение, в части создания дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, в частности ООО "Связист", выразившихся в необоснованном отказе ООО "Связист" в доступе к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи по адресу: Нижегородская обл., Кстовский р-н, д. Анкудиновка, ул. Русская д.1, 2, 4, 5 и ул. Черкесская д.3, противоречат требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Оспоренные решение и предписание Управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 25.02.2021 N 264764 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 по делу N А43-12097/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Ростелеком" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.02.2021 N 264764.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12097/2020
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Связист"