г. Тула |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А09-2804/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Гранитремстрой" (г. Краснодар, ОГРН 1022601322193, ИНН 2628034492) - Варшавского В.Л. (доверенность от 11.03.2021 N 02), от заинтересованного лица - Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) - Григорьева Э.А. (доверенность от 29.12.2020 N 06-60/128), Ходотовой М.А. (доверенность от 11.01.2021 N 06-60/15), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Гранитремстрой" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2020 по делу N А09-2804/2020 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Гранитремстрой" (далее - ООО ПСФ "Гранитремстрой", общество, заявитель) обратилось Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне о признании незаконными решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, от 24.01.2020 по декларации на товары N 10113110/150618/0081943 и решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, от 24.01.2020 по 278 декларациям на товары (ДТ), а именно: NN 10102032/010617/0005087, 10102032/020417/0002899, 10102032/020417/0002900, 10102032/020417/0002902, 10102032/020417/0002903, 10102032/020517/0003991, 10102032/020717/0006348, 10102032/020717/0006349, 10102032/020717/0006350, 10102032/020817/0007673, 10102032/030417/0002913, 10102032/030517/0004055, 10102032/030517/0004058, 10102032/030517/0004060, 10102032/030517/0004061, 10102032/030517/0004062, 10102032/030517/0004063, 10102032/030717/0006361, 10102032/030717/0006362, 10102032/030717/0006363, 10102032/030717/0006402, 10102032/030717/0006403, 10102032/040417/0002961, 10102032/040417/0002966, 10102032/040417/0002969, 10102032/040417/0002971, 10102032/040617/0005192, 10102032/040617/0005193, 10102032/040717/0006428, 10102032/040717/0006480, 10102032/040717/0006481, 10102032/040817/0007769, 10102032/050317/0001875, 10102032/050317/0001876, 10102032/050417/0003016, 10102032/050417/0003017, 10102032/050417/0003018, 10102032/050417/0003022, 10102032/050417/0003023, 10102032/050617/0005211, 10102032/050617/0005212, 10102032/060517/0004179, 10102032/060517/0004180, 10102032/060617/0005289, 10102032/060617/0005290, 10102032/060617/0005292, 10102032/060617/0005293, 10102032/060617/0005294, 10102032/060617/0005295, 10102032/070317/0001959, 10102032/070317/0001961, 10102032/070417/0003111, 10102032/070617/0005329, 10102032/070617/0005330, 10102032/070617/0005340, 10102032/070617/0005341, 10102032/070617/0005342, 10102032/070617/0005345, 10102032/070617/0005355, 10102032/070617/0005363, 10102032/080517/0004188, 10102032/080517/0004189, 10102032/080517/0004190, 10102032/080517/0004191, 10102032/080517/0004192, 10102032/080617/0005384, 10102032/080617/0005385, 10102032/080817/0007904, 10102032/090317/0001995, 10102032/090317/0001997, 10102032/090417/0003149, 10102032/090617/0005424, 10102032/090717/0006632, 10102032/090717/0006634, 10102032/100517/0004208, 10102032/100517/0004212, 10102032/100517/0004213, 10102032/100517/0004214, 10102032/100517/0004221, 10102032/100717/0006665, 10102032/100717/0006688, 10102032/100717/0006689, 10102032/100717/0006690, 10102032/100717/0006691, 10102032/100817/0007963, 10102032/100817/0007966, 10102032/110417/0003217, 10102032/110417/0003218, 10102032/110517/0004280, 10102032/110517/0004282, 10102032/110517/0004285, 10102032/110517/0004286, 10102032/110517/0004288, 10102032/110617/0005477, 10102032/110617/0005478, 10102032/110617/0005480, 10102032/110617/0005482, 10102032/110617/0005483, 10102032/110617/0005484, 10102032/110717/0006703, 10102032/110717/0006706, 10102032/110917/0009282, 10102032/120517/0004319, 10102032/120517/0004320, 10102032/120717/0006755, 10102032/130317/0002103, 10102032/130317/0002104, 10102032/130317/0002105, 10102032/130317/0002106, 10102032/130317/0002107, 10102032/130517/0004374, 10102032/130517/0004375, 10102032/130517/0004379, 10102032/130617/0005521, 10102032/130617/0005522, 10102032/130617/0005523, 10102032/130617/0005525, 10102032/130917/0009423, 10102032/140517/0004386, 10102032/140517/0004387, 10102032/140517/0004389, 10102032/140617/0005611, 10102032/140617/0005612, 10102032/140617/0005613, 10102032/140617/0005616, 10102032/140617/0005617, 10102032/140617/0005618, 10102032/140817/0008120, 10102032/140817/0008135, 10102032/140817/0008136, 10102032/140817/0008139, 10102032/140817/0008140, 10102032/150517/0004414, 10102032/150617/0005658, 10102032/160317/0002284, 10102032/160617/0005710, 10102032/160617/0005752, 10102032/160717/0006874, 10102032/170317/0002315, 10102032/170417/0003405, 10102032/170417/0003406, 10102032/170517/0004540, 10102032/170517/0004541, 10102032/170517/0004547, 10102032/170517/0004553, 10102032/170717/0006906, 10102032/170717/0006909, 10102032/170717/0006913, 10102032/170817/0008265, 10102032/170817/0008267, 10102032/170817/0008276, 10102032/170417/0003448, 10102032/180417/0003451, 10102032/180417/0003453, 10102032/180417/0003460, 10102032/180417/0003480, 10102032/180417/0003518, 10102032/180617/0005768, 10102032/180617/0005772, 10102032/180617/0005773, 10102032/180617/0005776, 10102032/180617/0005777, 10102032/180717/0006995, 10102032/190317/0002373, 10102032/190317/0002374, 10102032/190317/0002375, 10102032/190317/0002376, 10102032/190317/0002378, 10102032/190317/0002379, 10102032/190417/0003541, 10102032/190417/0003543, 10102032/190417/0003544, 10102032/190417/0003546, 10102032/190517/0004594, 10102032/190517/0004597, 10102032/190717/0007037, 10102032/190717/0007038, 10102032/190717/0007039, 10102032/200317/0002395, 10102032/200417/0003587, 10102032/200617/0005860, 10102032/200617/0005861, 10102032/200617/0005889, 10102032/200717/0007076, 10102032/210317/0002459, 10102032/210517/0004664, 10102032/210717/0007121, 10102032/210817/0008372, 10102032/210817/0008373, 10102032/210817/0008379, 10102032/220317/0002503, 10102032/220417/0003687, 10102032/220417/0003688, 10102032/220417/0003689, 10102032/220417/0003690, 10102032/220417/0003691, 10102032/220517/0004669, 10102032/220517/0004670, 10102032/220517/0004671, 10102032/220517/0004672, 10102032/220517/0004684, 10102032/220517/0004685, 10102032/220517/0004694, 10102032/220517/0004696, 10102032/230317/0002542, 10102032/230517/0004742, 10102032/230517/0004751, 10102032/230717/0007192, 10102032/230717/0007193, 10102032/230717/0007194, 10102032/230717/0007195, 10102032/230717/0007196, 10102032/230717/0007197, 10102032/230717/0007198, 10102032/230717/0007200, 10102032/230717/0007201, 10102032/230817/0008494, 10102032/240317/0002555, 10102032/240417/0003714, 10102032/240417/0003753, 10102032/240517/0004812, 10102032/240517/0004813, 10102032/240717/0007226, 10102032/240717/0007230, 10102032/240717/0007242, 10102032/250517/0004840, 10102032/250617/0006052, 10102032/250617/0006053, 10102032/250617/0006054, 10102032/250617/0006055, 10102032/250617/0006056, 10102032/250617/0006058, 10102032/250717/0007279, 10102032/250717/0007280, 10102032/250717/0007282, 10102032/250717/0007286, 10102032/250717/0007324, 10102032/250717/0007325, 10102032/260317/0002591, 10102032/260317/0002592, 10102032/260317/0002593, 10102032/260317/0002596, 10102032/260317/0002598, 10102032/260417/0003819, 10102032/260717/0007361, 10102032/260717/0007363, 10102032/270317/0002614, 10102032/270317/0002616, 10102032/270317/0002619, 10102032/270317/0002620, 10102032/270417/0003885, 10102032/270617/0006115, 10102032/270617/0006118, 10102032/270617/0006119, 10102032/270617/0006120, 10102032/270617/0006168, 10102032/270717/0007425, 10102032/280417/0003914, 10102032/280417/0003915, 10102032/280617/0006176, 10102032/280817/0008670, 10102032/290517/0004952, 10102032/290517/0004953, 10102032/290517/0004957, 10102032/290517/0004959, 10102032/290617/0006217, 10102032/300517/0005008, 10102032/300517/0005010, 10102032/300517/0005014, 10102032/300717/0007528, 10102032/300717/0007529, 10102032/300717/0007530, 10102032/310317/0002857, 10102032/310517/0005044, 10102032/310517/0005045, 10102032/310717/0007557, 10113110/150618/0081943.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ПСФ "Гранитремстрой" обжаловало его в апелляционной порядке. Считает, что вывод суда первой инстанции о том, что представленные таможенному органу счета экспедиторов, отражающие величину расходов по перевозке (транспортировке) товаров и содержащие их разделение на расходы до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и по таможенной территории Союза, не могут, в отсутствие информации лица, непосредственно оказавшего такие услуги, подтверждать правильность произведенного расчета, противоречит нормам таможенного законодательства.
Таможня возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2017 по 16.07.2018 ООО ПСФ "Гранитремстрой" декларировало в регионах деятельности Брянской, Новороссийской, Смоленской таможен товары - "изделия из натурального камня..." (Хорватия, Германия), "слябы (плиты) из натурального камня Santafiora..." (Италия), "плиты из гранита для отделочных и строительных работ..." (Китай), коды ТН ВЭД ТС 6802210000, 6802920000, 2516200000, 6802931000, ставки ввозной таможенной пошлины - 10%, 14%, 3%, 7,5%, с НДС - 18%, ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Задекларированные товары ввезены в рамках исполнения внешнеторговых контрактов, заключенных в указанный период с "KAMEN d.d. Pazin" (Хорватия) на условиях FCA Pazin (Хорватия).
Товары, задекларированные по ДТ N 10113110/150618/0081943, поставлялись в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с "С.Е.А.М. S.r.I." (Италия) на условиях EXW PIETRASANTA (Италия).
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по спорным ДТ, определена и заявлена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" от 25.01.2008 (далее - Соглашение).
В целях подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости ввезенных товаров ООО "Гранитремстрой" на этапе таможенного декларирования представлены следующие документы: внешнеторговые контракты купли-продажи с дополнениями (приложениями) с согласованными ценами; CMR; коммерческие инвойсы на товары; документы, подтверждающие оплату товаров; договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении и транспортно-экспедиторское обслуживание от 17.02.2017 N 1702-ЭО-2017, заключенный ООО ПСФ "Гранитремстрой" (заказчик) с ООО "СИМУЛ плюс" (Республика Беларусь, исполнитель); договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении от 01.06.2018 N 0106-ЭО-2018, заключенный ООО ПСФ "Гранитремстрой" (заказчик) с ИП Синявским О.В. (Республика Беларусь, исполнитель); договор на оказание экспедиционно-транспортных услуг при перевозках грузов в международном сообщении от 13.01.2016 N 13012016/LJA 10-/6/-26, заключенный ООО ПСФ "Гранитремстрой" (заказчик) с UAB "Limarko Jura Agentura" (Республика Литва, исполнитель); счета экспедиторов за оказанные услуги в рамках указанных договоров с разбивкой стоимости транспортных расходов от места в стране загрузки до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места назначения в Российской Федерации.
Заявленная декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения таможенная стоимость товара по рассматриваемым ДТ принята таможенными органами, товар выпущен в свободное обращение.
В рамках таможенного контроля после выпуска товаров таможней в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях.
По результатам проверки 12.12.2019 составлен акт N 10102000/210/121219/А000097.
В акте Брянской таможней сделан вывод о том, что декларантом допущено занижение таможенной стоимости в размере стоимости транспортировки товара по территории ЕАЭС, в связи с чем решения Брянского таможенного поста, Новороссийского Западного таможенного поста, Смоленского таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров по вышеуказанным ДТ не соответствуют нормам права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
На этом основании таможней 24.01.2020 вынесены решения о внесении изменений в декларации на товары в сторону увеличения таможенной стоимости ввиду неправомерно заявленного вычета на стоимость транспортных услуг, оплаченных обществом при транспортировки товаров по территории Таможенного союза.
В результате проверки декларанту доначислены таможенные платежи (без учета пени) в размере 7 316 197 рублей 66 копеек.
Не согласившись с указанными решениями, ООО ПСФ "Гранитремстрой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор, суд указал, что согласно Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, данное Решение подлежит применению, как действовавшее на момент декларирования), документальным подтверждением транспортных расходов являются договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В связи с непредставлением лицами, непосредственно осуществлявшими перевозку товаров, информации о разделении транспортных расходов до и после пересечения таможенной границы Союза, суд согласился с выводом таможенного органа о документальной неподтвержденности заявленных вычетов.
Вместе с тем, судебная коллегия апелляционного суда полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения.
Статья 4 Соглашения предусматривает, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза - общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункты 1 и 2).
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения).
В силу положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Соглашения, таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем), и подтверждены им документально.
Аналогичные положения в настоящее время предусмотрены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), установившим правила определения таможенной стоимости (пункты 1 и 3 статьи 39, подпункт 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса).
При этом действующее таможенное законодательство не содержит заранее установленного перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса. Соблюдение данных условий может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей гражданско-правовых договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров и т.п.
Как следует из материалов дела, задекларированные товары ввезены в рамках исполнения внешнеторговых контрактов, заключенных с "KAMEN d.d. Pazin" (Хорватия) на условиях FCA Pazin (Хорватия).
Товары, задекларированные по ДТ N 10113110/150618/0081943, поставлялись в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с "С.Е.А.М. S.r.I." (Италия) на условиях EXW PIETRASANTA (Италия).
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс 2010 термин EXW ("Ex Works / Франко завод") означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (то есть на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на какое-либо транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.
Термин FCA "Free Carrier / Франко перевозчик" означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя в этом пункте.
В целях транспортировки товара на территорию Союза ООО ПСФ "Гранитремстрой" были заключены договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении и транспортно-экспедиторское обслуживание от 17.02.2017 N 1702-ЭО-2017, исполнитель - ООО "СИМУЛ плюс" (Республика Беларусь), а также договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении от 01.06.2018 N 0106-ЭО-2018, исполнитель - ИП Синявский О.В. (Республика Беларусь).
В соответствии с пунктом 1.1 договор от 17.02.2017 N 1702-ЭО-2017 регулирует взаимоотношения сторон при выполнении исполнителем поручения заказчика по планированию, организации перевозок и транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов в международном сообщении, а также при расчетах за выполненные услуги.
Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя организацию транспортно-экспедиторского обслуживания экспортно-импортных грузов в соответствии с указаниями (инструкциями) и за счет средств заказчика (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 4.1.4 договора исполнитель имеет право при необходимости по поручению и за счет средств заказчика привлекать транспортные средства других предприятий от своего имени, а также совершать иные юридически значимые действия в отношениях с третьими лицами: хранителями, страховщиками, таможенными брокерами и другими предприятиями, услуги (работы) которых необходимы для надлежащего выполнения поручений заказчика по транспортировке грузов.
Пунктами 5.1-5.3 договора предусмотрено, что основанием для оплаты за автоперевозку является счет и факсовая копия CMR с отметками пограничных таможенных органов и/или грузополучателя о получении товара в одном экземпляре. Расчеты за перевозку автомобильным транспортом производятся между заказчиком и исполнителем за каждую отдельную перевозку по согласованным ставкам безналичным путем в валюте выставленного счета. Банковские расходы по комиссии берет на себя заказчик. Оплата перевозки производится заказчиком в течение 15 календарных дней после получения документов, указанных в пункте 5.1 договора.
Аналогичные положения предусмотрены договором от 01.06.2018 N 0106-ЭО-2018.
Согласно представленным CMR перевозки в адрес ООО ПСФ "Гранитремстрой" по проверяемым ДТ осуществляли следующие перевозчики: РЕ BULEZA Y.J, РЕ BULEZA Y.V, Р.Е. TALPOSH I.M., Р.Е. BILINEC О.О., Р.Е. BOBITA V.S., Р.Е. KARASLAY V.V., Р.Е. LIALYK 0.0.,, Р.Е. KHYMYNETS M.V., JURI S.R.O., Р.Е. ZAN I М, СЕМАК Ю.Ю., МММ Trans S.R.O., ЧУТП "Пина-Транс", Р.Е. ZAN YU.M.., Р.Е. ZAN YU.V., Р.Е. FELTSAN TOV VIKTORIA-TRANS, Р.Е. BULEZA М.М., V.I.P. TRANS S.R.O., TZOV KARINA TRANS IR,TOV S+V-TRANS,P.E. FIRTSAK V.I., P.E. ZHUPANYN R.R., P.E. VOROBOK M.I.,P.E. ZSHPAK JURIY MICHYLOVYTCH, P.E. ONYSKO M.M.,P.E. POLJANSKIJ I.JU., P.E. LAKATOSH II., ООО "Вестранслайн".
Расходы за транспортно-экспедиторские услуги оплачены ООО ПСФ "Гранитремстрой" в полном объеме.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", действовавшего в период декларирования, разъяснено, что обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает, либо должен располагать, в силу закона или обычаев делового оборота.
Сходные разъяснения приведены в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), действующего в настоящее время, согласно которым непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.04.2021 N 303-ЭС20-21700, определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
В случае если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу, непредставление указанных документов не может являться единственным основанием для перерасчета таможенной стоимости товара.
В соответствии с требованиями, установленными пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 Таможенного кодекса, таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 8 Постановления N 49).
Обосновывая свою позицию по спору о наличии права на вычет в заявленном размере, общество указывало таможне и ссылалось при рассмотрении дела в суде первой инстанции на то, что предоставило таможне все документы в подтверждение факта и размера заявленных к вычету транспортных расходов, которые у него имелись, притом что условия договоров транспортно-экспедиционного обслуживания от 17.02.2017 N 1702-ЭО-2017 и от 01.06.2018 N 0106-ЭО-2018 не предусматривают наличия у общества таких документов.
Так, в объяснение непредставления договоров перевозки, выставленных непосредственными перевозчикам счетов, общество указывало, что не могло располагать этими документами по объективным причинам, поскольку договоры перевозки с перевозчиками не заключало, и представленные таможне документы (договоры от 17.02.2017 N 1702-ЭО-2017, от 01.06.2018 N 0106-ЭО-2018, акты выполненных работ (услуг), а также счета (инвойсы) с раздельным указанием величины транспортных расходов до таможенной границы Союза и от таможенной границы Союза) подтверждают, что стоимость перевозки выделена и оплата произведена в полном объеме.
Общество также представило доказательства того, что один из перевозчиков товара отказал ему в предоставлении информации со ссылкой на ее конфиденциальность (письмо частного унитарного предприятия "Пина-Транс (Республика Беларусь) от 07.08.2020 N 229, т. 4 л.д. 85).
В обоснование разделения стоимости транспортных услуг до границы и по территории Союза обществом представлены письма ООО "Стимул Плюс" от 06.07.2020 N 06/07-1 (т. 4 л.д. 52-53) и ИП Синявского О.В. от 09.07.2020 N 010907 (т. 4 л.д. 100).
Согласно письму ООО "Стимул Плюс" от 06.07.2020 N 06/07-1 общая стоимость транспортных услуг в международном автомобильном сообщении формируется исходя из затрат транспортной компании (стоимость топлива, дорожные сборы, амортизационные отчисления, заработная плата персонала, рентабельность и т.д.), сложившегося уровня ставок фрахта на подобные услуги на рынке международных грузоперевозок на основании условий соответствующего договора.
Уровень ставок на рынке международных перевозок грузов складывается исходя из спроса и предложения и не тарифицируется. Величина затрат по каждой перевозке зависит от множества объективных и субъективных факторов, а именно: размер парка транспортных средств конкретного грузоперевозчика влияет на цены поставщиков; автоматизация процессов и численность персонала - на административные расходы; технические характеристики используемых в конкретном случае транспортных средств (объем топливных баков, расход топлива) - на количество расходуемого топлива и место его приобретения; цена топлива и размер дорожных сборов - на общий размер расходов и т.п.
Во всех случаях распределение стоимости транспортных услуг по различным территориям напрямую связано с пройденным расстоянием. Это обусловлено прямой зависимостью основных транспортных расходов от количества пройденных километров (расход топлива определяется в литрах на каждые 100 км, оплата труда водителя строится в зависимости от пройденного расстояния, дорожные сборы взимаются за 1 км пробега и т.д.)
Таким образом, разделение расходов по грузоперевозке (перевозке, транспортировке) производилось исходя из расстояния перевозки пропорционально километражу.
При оказании услуг по грузоперевозке по маршруту: Хорватия, г. Пазин - Российская Федерация, г. Краснодар были использовали два маршрута, а именно:
1. По маршруту перевозки: Хорватия, г. Пазин - Российская Федерация, г. Краснодар (въезд на территорию ТС осуществлялся через границу Украины). Общее расстояние составляет 3500 км. Расстояние от места отправления (Хорватия, г. Пазин) до границы ТС - 2030 км. Расстояние от границы ТС до места назначения (Российская Федерация, г. Краснодар) - 1470 км. Таким образом, расходы по грузоперевозке (перевозке, транспортировке) от места отправления до границы ТС составляют 2040 Евро, расходы по грузоперевозке (перевозке, транспортировке) от границы ТС до места назначения - 1360 Евро.
2. По маршруту перевозки: Хорватия, г. Пазин - Российская Федерация, г. Краснодар (въезд на территорию ТС осуществлялся через границу Республики Беларусь). Общее расстояние составляет 3520 км. Расстояние от места отправления (Хорватия, г. Пазин) до границы ТС - 1350 км. Расстояние от границы ТС до места назначения (Российская Федерация, г. Краснодар) - 2170 км. Таким образом, расходы по грузоперевозке (перевозке, транспортировке) от места отправления до границы ТС составляют 1360 Евро, расходы по грузоперевозке (перевозке, транспортировке) от границы ТС до места назначения - 2040 Евро.
В письме от 09.07.2020 N 010907 ИП Синявским О.В. разъяснено, что к основным факторам, исходя из которых формируется стоимость доставки (грузоперевозки, транспортировки) грузов, относятся: километраж; расходы на обслуживание транспортного средства; вид груза, предлагаемого для транспортировки; работы, связанные с погрузкой и разгрузкой; география перевозки груза; дополнительные затраты (расходы на оформление таможенных документов и документов транзита).
По маршруту: Италия, Петрасанта - Российская Федерация, г. Смоленск разделение расходов по грузоперевозке производилось исходя из расстояния перевозки пропорционально километражу, а именно: общее расстояние Италия, Петрасанта - Российская Федерация, г. Смоленск составляет 2500 км. Расстояние от места отправления (Италия, Петрасанта) до границы ТС - 1800 км. Расстояние от границы ТС до места назначения (Российская Федерация, г. Смоленск) - 700 км. Исходя из расстояния перевозки расходы по грузоперевозке составляют 4250 Евро. Расходы от места отправления (Италия, Петрасанта) до границы ТС - 3750 Евро, расходы по грузоперевозке от границы ТС до места назначения - 500 Евро.
Таким образом, в подтверждение таможенной стоимости товаров декларантом представлены акты выполненных работ (услуг), а также счета (инвойсы), в которых стоимость перевозки до и после прибытия товаров на таможенную территорию Союза выделена отдельно. Обязанность экспедиторов по представлению декларанту иных документов договоры от 17.02.2017 N 1702-ЭО-2017, от 01.06.2018 N 0106-ЭО-2018 не содержат.
В свою очередь, каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, а также относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом не представлено.
Содержащаяся в акте камеральной таможенной проверки от 12.12.2019 N 10102000/210/121219/А000097 и поддержанная таможней в суде апелляционной инстанции ссылка на противоречия в счетах от 12.07.2017 N 632 и от 14.07.2017 N 644 по ДТ N 10102032/160717/0006874 является необоснованной, так как в этих счетах содержатся одинаковые сведения о разделении стоимости перевозки (транспортировки) товара до и после места прибытия на территорию ЕАЭС, что согласуется с внешнеторговой практикой выставления предварительных счетов. По тем же основаниям апелляционный суд отклоняет аналогичные доводы таможенного органа применительно к ДТ NN 10102032/210817/0008372, 10102032/210817/0008373, 10102032/210817/0008379.
Доводы таможни о наличии противоречий в счете от 29.08.2017 N 800 по ДТ N 10102032/280817/0008670, а равно доводы относительно возникновения дополнительных расходов по перегрузке, хранению и возможному простою транспортных средств по ДТ NN 10102032/270317/0002614, 10102032/270317/0002620, 10102032/270317/0002619, 10102032/160717/0006874, 10102032/210817/0008379, 10102032/210817/0008373, 10102032/140517/0004386, 10102032/280817/0008670, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, доказательств несения обществом каких-либо дополнительных расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой) груза, в материалы дела не представлено, а во-вторых, согласно акту проверки данные обстоятельства не являлись основанием для вынесения оспариваемых решений.
В данном случае основанием для отказа обществу в предоставлении преференций и внесения изменений в спорные ДТ явился вывод таможенного органа о том, что сведения о транспортных расходах, в том числе их разделение на расходы до и после пересечения границы ЕАЭС, могут быть основаны только на сведениях лица, непосредственно оказывавшего услуги по перевозке (транспортировке) товаров, поскольку именно это лицо несет расходы на амортизацию, ГСМ, заработную плату, командировочные и иные расходы, связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Таким образом, при рассмотрении в порядке главы 24 АПК РФ дела об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд не уполномочен на выявление новых оснований для принятия проверяемого ненормативного правового акта, которые не были указаны в данном акте в качестве оснований для его вынесения принявшим органом. Дополнение оснований для принятия оспариваемого ненормативного правового акта принявшим его органом на стадии судебной проверки данного акта путем приведения этих новых оснований в отзывах, возражениях и пр. действующим законодательством не предусмотрено. Суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта исходя из тех оснований, которые были в нем указаны уполномоченным органом (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2021 по делу N А62-1103/2020).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расчет таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами без вычета расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Союза в рассматриваемом случае привел к произвольному определению таможенной стоимости поставленных товаров, что не отвечает принципам и правилам определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установленным статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, а также главой 5 Таможенного кодекса, правовыми актами Евразийской экономической комиссии.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а заявленные требования ООО ПСФ "Гранитремстрой" о признании недействительными решений Брянской таможни от 24.01.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 7500 рублей, понесенные заявителем при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций, относятся на таможенный орган и взыскиваются в пользу общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2020 по делу N А09-2804/2020 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Гранитремстрой" удовлетворить.
Признать недействительными решения Брянской таможни от 24.01.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Обязать Брянскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Гранитремстрой".
Взыскать с Брянской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Гранитремстрой" судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанции, в размере 7500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2804/2020
Истец: ООО "Варшавский и партнеры" представитель истца, ООО "Гранитремстрой"
Ответчик: Брянская таможня