г. Самара |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А55-14338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2021 по делу N А55-14338/2020 (судья Коршикова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" (ОГРН 1106318007454, ИНН 6318189750) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества", о признании недействительным отрицательного заключения
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" (далее - ООО "Алмаз", общество) с учетом уточнения предмета заявленных требований обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным заключения государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесного участка по договору аренды N 253/07 от 17.05.2010, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 416 от 21 мая 2020 года и обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области принять законное решение по заявлению ООО "Алмаз" о проведении государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2021 по делу N А55-14338/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Алмаз" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению ООО "Алмаз", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Алмаз" ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что проектируемые объекты не связанные с созданием лесной инфраструктуры соответствуют перечню объектов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р. Указывает, что проектируемые объекты возможно разместить на арендуемом лесном участке, поскольку площадь участка позволяет это сделать. Полагает, что размещение проектируемых объектов на арендуемом лесном участке является соблюдением особенностей режима особо защитных лесов при осуществлении рекреационной деятельности.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) в представленных письменных возражениях доводы апелляционной жалобы отклонило.
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Рассмотрение дела откладывалось с 29.04.2021 на 20.05.2021, а затем с 20.05.2021 на 17.06.2021.
В связи с нахождением судьи Драгоценновой И.С. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 17.06.2021, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Корастелева В.А.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Алмаз" в аренду предоставлен лесной участок в границах лесного фонда, имеющий следующее местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Больщецаревщинское участковое лесничество, квартал 69, выделы 8,10,12,13,23,58,59 с кадастровым номером: 63:26:1805022:214, что подтверждается договором аренды N 253/07 от 17.05.2010. Площадь участка 2,4 га. Лесной участок был предоставлен обществу для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно абз. "в" пункта 13 договора аренды лесного участка N 253/07 от 17.05.2010 на общество возложена обязанность разработать и предоставить Министерству проект освоения арендованного лесного участка с положительным заключением государственной экспертизы.
ООО "Алмаз" был разработан проект освоения лесного участка, с учетом нормативных требований закона, а так же лесохозяйственного регламента Красноярского лесничества, лесного плана Самарской области.
Данный проект освоения лесного участка прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, что подтверждается приказом N 122 от 12.02.2020.
С целью улучшения функциональных качеств арендуемого лесного участка, создания комфортных условий для проведения отдыха на лесном участке жителями пгт.Волжский Самарской области ООО "Алмаз" принято решение об изменении разработанного проекта освоения лесного участка, путем включения в данный проект освоения лесного участка объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, в виде следующего: Форма малая архитектурная: объект попутного бытового обслуживания и питания 12x8 м., 2 шт. площадь 0,0192 га., Форма малая архитектурная: Ротонда 4x6 м, 1 шт. площадь 0,0024 га, Элемент благоустройства лесного участка: физкультурный снаряд, 5 шт. площадь 0,0005 га.
Разработанные изменения проекта освоения леса были предоставлены Министерству для проведения государственной экспертизы.
Министерство в составе экспертной комиссии, рассмотрело изменения к проекту освоения лесного участка, вынесло и утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесного участка, которое было предоставлено ООО "Алмаз", что подтверждается приказом N 416 от 21.05.2020.
Экспертное заключение содержит выводы о несоответствии проекта нормам лесохозяйственного регламента Красноярского лесничества и Лесному плану Самарской области, данное несоответствие по мнению Министерства выражается в том, что объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, предусмотренные проектом освоения лесов, не соответствует перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 года N 849-р. т.к. лесной участок относится к особо защитным участкам лесов.
Считая указанное заключение незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы, ООО "Алмаз" оспорило его в судебном порядке.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "Алмаз".
Согласно п.п.в) п.13 договора N 253/07 аренды лесного участка от 17.05.2010 арендатор обязан в течение 12 месяцев с момента подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии со ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Разделом II Приказа Рослесхоза России N 69 установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Согласно части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 ЛК РФ.
Полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в Самарской области возложены на Министерство на основании постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Положение о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области".
Согласно п.3 приказа Минприроды России от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с 7.1 вышеуказанного Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства от 21.05.2020 N 416 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений, вносимых в проект освоения лесов по аренды лесного участка" от 17.05.2010 N 253/07 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы по договору аренды лесного участка, заключенному с ООО "Алмаз".
Экспертная комиссия установила, что представленные изменения, вносимые в проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО "Алмаз", не соответствуют мероприятиям по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области.
В частности, при рассмотрении экспертной комиссией проекта освоения лесов, установлены следующие несоответствия:
Предусмотренные проектом освоения лесов объекты: форма малая архитектурная: объект попутного бытового обслуживания и питания в количестве 2 шт.; ротонда 4x6, в количестве 1 шт.; физкультурный снаряд в количестве 5 шт., не соответствуют перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, так как арендованный лесной участок относится к особо защитным участкам лесов "участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ".
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).
При этом особо защитные участки лесов, выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах (ст.119 ЛК РФ). Установленный перечень не является исчерпывающим, так как могут быть выделены и другие особо защитные участки лесов.
Особо защитные участки лесов на территории Красноярского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области".
В соответствии с частью 7 статьи 21 ЛК РФ, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В пункте 6 перечислен определенный и закрытый перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
В противоречие вышеуказанного данного Перечня объектов проектом предусматривается наличие на арендованном лесном участке объектов в количестве 8-ми штук.
Согласно приказу от 24.05.2017 N 219 арендованный лесной участок квартала N 69 Красноярского лесничества относится к особо защитным участкам леса "Участки вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ".
Судом первой инстанции правильно установлено, что в соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для осуществления рекреационной деятельности на особо защитных участков лесов, не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО "Алмаз", Министерством вынесено законно и в пределах своей компетенции.
Таким образом, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Алмаз".
Доводы ООО "Алмаз", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие ООО "Алмаз" с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Алмаз" по чек-ордеру от 25.02.2021 уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2021 года по делу N А55-14338/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" (ОГРН 1106318007454, ИНН 6318189750) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14338/2020
Истец: ООО "Алмаз"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества", Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агенство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агенство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4040/2021