г. Санкт-Петербург |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А56-93980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11276/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021 по делу N А56-93980/2020, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании недействительным решения от 24.07.2020 N 44-4182/20.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 20.02.2021, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что в случае не предъявления государственными заказчиками требований к товарам, используемым при выполнении работ, подрядные организации получат возможность применения строительных материалов, не отвечающим качественным характеристикам, а также строительным нормам и правилам, что существенным образом повлияет на качество итогового объекта в целом. Значения характеристик товаров были сформированы Заказчиком в полном соответствии с государственными стандартами в области строительства, согласовались с потребностями Заказчика, а также прямо определяли технические характеристики товаров, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
По мнению подателя жалобы, Документация электронного аукциона не содержит положений, обязывающих участников закупки иметь в наличии требуемые товары, и тем более проводить какие-либо измерения, испытания или тестирование товаров. В соответствии с применимыми ГОСТ, каждая партия товара сопровождается документом о качестве, содержащем предусмотренную стандартом информацию (совпадающую с требованиями документации), и содержится в общедоступных источниках информации, что позволяет участнику закупки беспрепятственно представить сведения, требуемые Заказчиком.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (Заказчик), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовал извещение N 0372200260020000039 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устранению выявленных недостатков на объектах, не завершенных строительством и не переданных на баланс: Светофорные посты для завершения строительно-монтажных работ на перекрестке: ул. Парашютная - ул. Долгоозерная, ул. Парашютная - ул. Маршала Новикова, ул. Долгоозерная - ул. Вербная, ул. Долгоозерная - пр. Королева, ул. Репищева - ул. Парашютная, ул. Репищева - ул. Вербная.
В целях осуществления закупки, Заказчиком в п. 17.5 документации электронного аукциона были установлены требования к содержанию первых частей заявок участников закупки. Так, первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
- наименование страны происхождения товара.
17.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу от индивидуального предпринимателя Беляева П.С. поступила жалоба на действия Заказчика, установившего в документации электронного аукциона ненадлежащие, по его мнению требования к содержанию первых частей заявок участников закупки. На основании поступившего обращения Управлением было заведено дело о нарушении законодательства о контрактной системе N 44-4182/20 и проведена внеплановая проверка.
Решением комиссии УФАС жалоба индивидуального предпринимателя Беляева П.С. признана обоснованной, и Заказчик признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Закон о контрактной системе").
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований отклонил заявленное Фондом требование.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком установлены требования к составу первой части заявки:
"17.5. Первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
- наименование страны происхождения товара".
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком к конкретным показателям товаров, использующимся при оказании услуг" к Техническому заданию документации об аукционе.
Данное приложение содержит описание требований к конкретным показателям таких товаров, как, например, "Бетон тяжелый, класс В30", "Кабели контрольные", "Кабель силовой" и т.д.
С 01.01.2020 вступили в силу изменения, согласно которым в п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе слова "или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар" заменили словами "в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг".
Таким образом, государственные заказчики вправе предъявлять требования к конкретным показателям товаров, используемым при выполнении закупаемых работ.
Вместе с тем, УФАС в решении указывает на то, что имеются различия в формулировках и пришел к выводу о том, что формулировка законодателя "товара, в том числе поставляемого" трактуется как "исключительно в случае осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику".
В случае не предъявления государственными заказчиками требований к товарам, используемым при выполнении работ, подрядные организации получат возможность применения строительных материалов, не отвечающим качественным характеристикам, а также строительным нормам и правилам, что существенным образом повлияет на качество итогового объекта в целом.
Значения характеристик товаров, сформированные Заказчиком, соответствуют государственным стандартам в области строительства, согласуются с потребностям Заказчика, а также прямо определяют технические характеристики товаров, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
По результатам изучения документации закупки Управление пришло к выводу, что Заказчик обязывает участников закупки иметь в наличии поставляемый товар в момент подачи заявок, чем ограничил доступ к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Сформированные Заказчиком требования к показателям товаров соответствуют государственным стандартам. Документация электронного аукциона не содержит положений, обязывающих участников закупки иметь в наличии требуемые товары, и тем более проводить какие-либо измерения, испытания или тестирование товаров.
В соответствии с применимыми ГОСТ, каждая партия товара сопровождается документом о качестве, содержащем предусмотренную стандартом информацию (совпадающую с требованиями документации), и содержится в общедоступных источниках информации, что позволяет участнику закупки беспрепятственно представить сведения, требуемые Заказчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах оспаривание решение УФАС от 24.07.2020 N 44-4182/20 подлежит признанию недействительным.
Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2021 по делу N А56-93978/2020.
С учетом изложенного решение суда от 20.02.2021 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021 по делу N А56-93980/2020 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24.07.2020 N 44-4182/20.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93980/2020
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу