г. Самара |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А72-15506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: В.А. Морозова, С.А. Кузнецова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.04.2021 по делу N А72-15506/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Агат" (ОГРН 1147327002811, ИНН 7327073507), г. Ульяновск, к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск, к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), г. Ульяновск, о взыскании 1 739 579 руб. 48 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о взыскании 1 551 273 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.04.2021 по делу N А72-15506/2020 иск к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска удовлетворен, с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агат" взыскано 1 551 273 руб.13 коп.- неосновательное обогащение, 28 513 руб.- госпошлина. В иске к Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска отказано.
Не согласившись с решением суда муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований ООО "Агат" в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что Управление ЖКХ и благоустройства является ненадлежащим ответчиком.
Считает, что ответчиком по делу является Муниципальное образование "город Ульяновск", денежные средства подлежат взысканию за счет казны МО "город Ульяновск", в качестве уполномоченного представителя которого выступает Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 5 статьи 268 Кодекса о проверке законности и обоснованности в части удовлетворения требований ООО "Агат" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования "город Ульяновск" находятся жилые помещения в многоквартирных домах в городе Ульяновске общей площадью 11948, 56 кв.м. по адресам: N 45/20 по улице Ефремова, N 77 по улице Ефремова, N 89 по улице Ефремова, N 93 по улице Ефремова, N 34 по улице Жигулевской, N 17 по бульвару Западному, N 19 по бульвару Западному, N 4 по улице Камышинской, N 6А по улице Камышинской, N 12 по улице Камышинской, N 20/63 по улице Камышинской, N 26 по улице Камышинской, N 25 по улице Кузоватовской, N 38 по улице Кузоватовской, N 39 по улице Кузоватовской, N 40А по улице Кузоватовской, N 41 по улице Кузоватовской, N 42 по улице Кузоватовской, N 52 по улице Кузоватовской, N 8 по улице Отрадной, N 18 по улице Отрадной, N 85 по улице Отрадной, N 61 по улице Промышленной, N 24 по улице Рябикова, N 41 по улице Рябикока, N 45 по улице Рябикова, N 54 по улице Рябикова, N 118 по улице Рябикова, N 22 по улице Самарской, N 14 по улице Станкостроителей, N 23 по проспекту Хо Ши Мина, N 25 по проспекту Хо Ши Мина, N 5 по улице Шигаева, N 9 по улице Шигаева, N 13 по улице Шигаева, N 13 по улице Шолмова, N 14 по улице Шолмова, N 23 по улице Шолмова. (подробный расчет- т.5) Многоквартирные дома по указанным адресам в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 находились в управлении истца.
Протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах оформлено решение о выборе владельца специального счета ООО "АГАТ".
По расчету истца за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 задолженность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества вышеуказанных домов составила 1 551 273 руб. 13 коп., что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Признав требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, 153, 154, 155, 158,175, Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.
По общему правилу, закрепленному в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006).
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает перед управляющей организацией.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Органы местного самоуправления или управомоченные ими лица в установленном порядке несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений. Взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за помещение (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) и оплачивается собственником в силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 N 304-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области" для собственников был установлен минимально возможный по законодательству размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт - 5 руб. 50 коп. с квадратного метра.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области" предусмотрен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, от пяти до девяти этажей включительно, с 1 февраля 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 5 руб. 59 коп. с 1 кв. м, с 1 июля 2019 года - 5 руб. 70 коп. с 1 кв. м.
Согласно расчету истца (л.д. 97, т.5), задолженность Муниципального образования "город Ульяновск" по взносам на капитальный ремонт общего МКД составляет 1 551 273 руб.13 коп. Проверив расчет истца предъявленной к взысканию суммы, суд первой инстанции установил, что он составлен в соответствии с вышеприведенными нормативными актами.
Однако в нарушение вышеуказанных норм ответчики в спорный период плату за капитальный ремонт истцу не вносили. Сбереженная плата является неосновательным обогащением.
При таких обстоятельствах к отношениям сторон подлежат применению нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
Согласно пункту 1 статьи 1102, пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования ООО "Агат" о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Положениями части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном названной нормой права.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая неосновательное обогащение с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Арбитражный суд Ульяновской области правомерно исходил из следующего.
Спорные помещения являются муниципальной собственностью, в связи с чем согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии со статьей 36 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" Администрация города Ульяновска является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск" и наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Структура администрации города утверждается Городской Думой по представлению Главы города. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города с правами юридического лица учреждаются Ульяновской Городской Думой по представлению Главы города.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск", утвержденная решением Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не предусматривает Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, исковые требования к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска обоснованно оставлены без удовлетворения.
Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, основанием для отмены обжалуемого решения не является.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Муниципального образования "город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска. Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска являются органами администрации города Ульяновска, которые осуществляют свою деятельность на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой в пределах своей компетенции. В связи с этим, указание в решении суда на взыскание денежных средств с муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска или Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства не является препятствием для исполнения решения суда и не изменяет порядок его исполнения, предусмотренный статьей 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо других доводов о наличии оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не приведено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.04.2021 по делу N А72-15506/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15506/2020
Истец: ООО "АГАТ"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА