г. Ессентуки |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А18-1408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройДом-Пялинг" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.03.2021 по делу N А18-1408/2020, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Строй-Дом-Пялинг" Мурадовой Е.Р. (доверенность от 12.04.2021),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Дом-Пялинг" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сод-ясли с. п. Нестеровское "Радуга" (далее - ответ, учреждение) о взыскании задолженности в размере 4 843 584 руб. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оказание услуг осуществлено в обход требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 29.03.2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что принятый ответчиком товар подлежит оплате в соответствии с положениями статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 01.05.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Строй-Дом-Пялинг" доводы апелляционной поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в период с 2018 года по 2019 год между обществом (поставщик) и учреждением (заказчик) заключены 50 договоров и контрактов на поставку продуктов питания, в том числе: 1) в 2018 году: N 04/02 от 02.02.2018; N03/02 от 01.02.2018; N 05/03 от 02.03.2018; N 04/02 от 02.03.2018; N02/04 от 09.04.2018, N 03/03 от 01.03.2018; N 05/04 от 20.04.2018; N 04/04 от 16.04.2018; N 01/04 от 01.04.2018; N 04/05 от 23.05.2018; N03/05 от 21.05.2018; N02/05 от 07.05.2018; N01/06 от 01.06.2018; N03/06 от 18.06.2018; N 04/06 от 21.06.2018; N 02/06 от 11.06.2018; от 01.09.2018; от 01.09.2018; от 01.09.2018; от 01.09.2018; N 01/10 от 01.10.2018; от 01.11.2018; от 01.11.2018; N 04/12 от 01.12.2018; N 05/12 от 01.12.2018 общую сумму 2 534 045 руб.; 2) в 2019 году: N 29 от 01.02.2019; N 28 от 01.02.2019; N 26 от 01.02.2019; N27 от 01.02.2019; N 33 от 01.03.2019: N 34 от 01.03.2019; N 31 от 01.03.2019; N 32 от 01.03.2019; от 01.04.2019; Nб/н от 01.04.2019; от 01.04.2019; от 01.04.2019; от 01.04.2019; от 01.05.2019; от 01.05.2019; от 01.05.2019 г.; от 01.05.2019 г.; от 01.05.2019; от 30.08.2019; от 30.08.2019; от 30.08.2019; от 30.08.2019; от 01.10.2019; от 01.11.2019; от 01.12.2019 на общую сумму 2 965 129 руб.
В соответствии с пунктами 1.1, 4.1 вышеуказанных договоров и контрактов поставщик принял на себя обязательство по поставке покупателю продуктов питания (далее - товар), а покупатель обязался принять товар и уплатить за него установленную договорами цену.
По условиям указанных сделок покупатель обязался оплатить поставленный товар в течение 30 календарных дней, следующих за днем исполнения в полном объеме обязательств по поставке продукции и предоставления поставщиком необходимых документов (пункт 2.4).
В пункте 2.1 каждого договора стороны предусмотрели сумму поставки. К каждому договору сторонами подписаны спецификации с указанием наименования, количества, цены товара и общей стоимости поставки. Срок действия всех договоров определен выполнением сторонами своих обязательств.
В силу пунктов 6.1 договоров поставки в случае несоблюдения срока оплаты поставщик имеет право потребовать от покупателя уплаты, покупатель в этом случае обязан уплатить неустойку, рассчитанную от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Во исполнение условий договоров обществом в 2018 - 2019 годы поставлен учреждению товар, предусмотренный спецификациями, на сумму, соответствующую сумме каждого договора (контракта) и спецификации.
Учреждение обязательства по оплате работ исполнило частично.
Претензию истца о погашении задолженности учреждение оставило без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, а также пунктами 1 и статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Особенность заключения муниципального контракта заключается в том, что процедура проведения торгов является обязательным требованием закона к заключению муниципальных контрактов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В материалах дела отсутствуют доказательства заключения спорного контракта по результатам проведения торгов в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, а также наличия оснований предусмотренных статьей 93 Закона N 44-ФЗ для заключения контракта с истцом как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Системное толкование норм Закона N 44-ФЗ свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств; данный закон защищает публичные интересы и интересы иных лиц, которые вправе принимать участие в заключении государственных контрактов на основании конкурентных процедур.
В пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" разъяснено, что взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона. Финансирование товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд осуществляется из бюджета муниципального образования, а значит, заключение муниципального контракта является обязательным условием для сторон поставки товаров для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
Взыскание неосновательного обогащения за фактически поставленный товар (выполненные работы) при отсутствии муниципального контракта указывает на недобросовестность поставщика (подрядчика) и муниципальных заказчиков. Между тем, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Из разъяснений, данных в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Доказательств соблюдения обязательных конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ при заключении контракта в материалы дела не представлено.
Установив, что выполнение работ по ремонту по контракту осуществлено в обход норм Закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные обстоятельства не могут влечь возникновения у истца права требовать соответствующей оплаты, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Отказ в удовлетворении требования о взыскании основной суммы долга влечет отказ в удовлетворении производных от него требований истца о взыскании пени, штрафа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принятый ответчиком товар подлежит оплате в соответствии с положениями статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права. В данном случае отсутствие заключенного в указанном порядке контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты поставленного в нарушение закона товара.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Государственная пошлина подлежит взыскания с общества в федеральный бюджет, поскольку ему предоставлена отсрочка по ее уплате до рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.03.2021 по делу N А18-1408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строй-Дом-Пялинг" в федеральный бюджет 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1408/2020
Истец: ООО "Строй-Дом-Пялинг"
Ответчик: ГБДОУ "Детский сад-ясли с.п. Нестеровское "Радуга"
Третье лицо: Мурадова Елена Руслановна