г. Ессентуки |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А15-577/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Дербент 2.0" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.03.2021 по делу N А15-577/2021, принятое по заявлению Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (г. Махачкала, ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) к МУП "Дербент 2.0" (г. Дербент, ИНН 0542018512, ОГРН 1180571017021) о взыскании вреда, при участии в судебном заседании представителя администрации городского округа "город Дербент" - Альдерова А.А. (доверенность от 11.01.2021), представителя МУП "Дербент 2.0" - Абдулалиева Т.Д. (доверенность от 11.05.2021), представителя Северо - Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора - Мехрибановой А.В. (доверенность от 11.01.2021 N 02), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МУП "Дербент 2.0" (далее - предприятие) о взыскании 24 501 813 рублей вреда, причиненного водному объекту.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа "город Дербент" (далее - администрация) и ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в лице филиала по Республике Дагестан.
Решением суда от 30.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, в 2020 году администрацией как собственником городских централизованных сетей выполнены мероприятия по строительству очистных сооружений. Однако выполненные работы не приняты во внимание при расчете вреда.
В отзыве на апелляционную жалобу ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
В судебном заседании представители предприятия и администрации поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации городского округа "город Дербент" заявил ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное ненадлежащим извещением администрации о начавшемся судебном процессе в суде первой инстанции.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, в соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Применяя данную норму, судам следует исходить из положений части 6 статьи 121 и части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Лица, участвующие в деле, могут получить всю необходимую информацию о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Судом установлено, в материалах дела содержится уведомление о вручении (ШПИ 36793156153229) администрации определения суда первой инстанции от 20.02.2021 о принятии заявления к производству, которое свидетельствует о надлежащем извещении администрации о начавшемся судебном процессе.
Таким образом, доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания имеются в материалах дела. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с чем, основания на которые ссылается представитель администрации отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Управление на основании приказа от 11.02.2020 N 120 провело плановую выездную проверку в отношении предприятия с целью контроля за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов.
В ходе проверки управление установило, что при осуществлении сброса сточных вод предприятие оказывает негативное влияние на поверхностный водный объект - Каспийское море.
С целью определения степени загрязнения объекта химическими веществами отделом химико-аналитического контроля филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике Дагестан" отобраны пробы, по результатам исследования которых установлен сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций.
В результате выявления указанных нарушений постановлением управления от 15.04.2020 N 20-120/П/7 предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Истец произвел расчет вреда, причиненного окружающей среде. Расчет вреда произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87).
27.10.2020 управление направило предприятию претензию N 03-06/4890 с предложением оплатить в добровольном порядке размер вреда, причиненного водному объекту, в размере 24 501 813 рублей.
Неоплата вреда явилась основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее - Закон об охране окружающей среды).
В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды под нормативами предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Вредом окружающей среде признается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом об охране окружающей среды) (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
По смыслу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В ходе проверки установлено, что ответчиком допущено превышение концентраций загрязняющих веществ при водоотведении сточных вод в водный объект (Каспийское море) по сравнению с предельно допустимыми концентрациями.
В рамках плановой выездной проверки для определения состава и свойств сточной воды, 05.03.2020 отделом химико-аналитического контроля филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике Дагестан" для проведения количественного химического анализа были отобраны пробы сточной воды на выпусках сточных вод (акт отбора проб от 05.03.2020 N 15-В) - проба N 29 сброс в Каспийское море по ул. Ленина, д. 1, в районе бывшего консервного комбината.
По результатам проведенных лабораторных исследований в указанной пробе N 29 установлены превышения по фосфат-иону - в 10,8 раза, по аммоний-иону - в 17 раза, по нитрит-иону - в 1,8 раза, по АПАВ - в 6,7 раза, по БПК5 - в 4,6 раза, по меди - в 3,6 раза.
В рамках плановой выездной проверки для определения состава и свойств сточной воды, 11.03.2020 отделом химико-аналитического контроля филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике Дагестан" для проведения количественного химического анализа были отобраны пробы сточной воды на выпусках сточных вод (акт отбора проб N 16-В от 11.03.2020) - проба N 33 сброс в Каспийское море по ул. Ленина, д. 1, в районе бывшего консервного комбината.
По результатам проведенных лабораторных исследований в указанной пробе N 33 установлены превышения по фосфат-иону - в 11 раз, по аммоний-иону - в 17,6 раз, по нитрит-иону - в 2,2 раза, по АПАВ - в 23,5 раза, по БПК5 - в 5,1 раза, по меди - в 3,4 раза.
В рамках плановой выездной проверки для определения состава и свойств сточной воды, 16.03.2020 отделом химико-аналитического контроля филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике Дагестан" для проведения количественного химического анализа были отобраны пробы сточной воды на выпусках сточных вод (акт отбора проб N 21-В от 16.03.2020) - проба N 42 сброс в Каспийское море по ул. Ленина, 1, в районе бывшего консервного комбината.
По результатам проведенных лабораторных исследований указанной пробы N 42 установлены превышения по фосфат-иону - в 11 раз, по аммонию-иону - в 18,2 раза, по нитритиону - в 2,1 раза, по АПАВ - в 23 раза, по БПК5 - в 5,3 раза, по меди - в 3,4 раза.
Вышеизложенное также подтверждено экспертным заключением от 19.03.2020 N 18, протоколом об административном правонарушении N 20-120/П/7 от 01.04.2020 и постановлением N 20-120/П/7 от 15.04.2020 о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предприятие осуществляет сброс в Каспийское море сточных вод с превышением предельно допустимых и фоновых концентраций загрязняющих веществ.
Материалами дела об административном правонарушении установлен факт совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, согласно пункту 12 которой величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций, являющихся водопользователями.
Следовательно, лица, являющиеся водопользователями, обязаны принимать меры для недопущения загрязнения и засорения водных объектов, соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на окружающую среду, а также утвержденный норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно расчету размера вреда предприятие обязано оплатить 24 501 813 рублей. Расчет проверен судами и признан верным. Контррасчет предприятие не представило.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о выполнении мероприятий по строительству очистных сооружений не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации, поскольку основан на ошибочном понимании норм права и не может быть принят во внимание.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.03.2021 по делу N А15-577/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-577/2021
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУП "ДЕРБЕНТ 2.0" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ДЕРБЕНТ"
Третье лицо: Администрация ГО "город Дербент", ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" по Республике Дагестан, Солтанова Карина Надировна