г. Москва |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А40-45115/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО фирма "СОПиГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 по делу N А40-45115/21
по заявлению ООО фирма "СОПиГ"
к 1) ИФНС России N 23 по г. Москве
2) УФНС России по г. Москве
об отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Денисов А.В. по доверенности от 03.12.2020; |
от заинтересованных лиц: |
1.Дунаев С.А. по доверенности от 11.01.2021; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО ФИРМА "СОПиГ" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве от 28.01.2021 г. N 20-16/27П/2021.
19.04.2021 г. решением Арбитражного суда города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме.
Обществом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подана апелляционная жалоба, в соответствии с которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции полностью и удовлетворить требования в полном объеме.
Инспекция ФНС N 23 по г. Москве не согласна с доводами апелляционной жалобой заявителя и считает её несостоятельной и не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд усматривает основания для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06.09.2018 года между ООО ФИРМА "СОПиГ" и организацией-нерезидентом - ФИЛИАЛ ООО "КИТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ХИМИКО-ИНЖЕНЕРНАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ
КОМПАНИЯ N 7" заключен Договор N 30/09-2018 на оказание услуг.
По указанному договору в уполномоченном банке (Московский филиал ПАО РОСБАНК) ведется ведомость банковского контроля от 21.09.2018 N 18090020/2272/0019/3/1.
В ходе проведения инспекцией проверки соблюдения требований валютного законодательства установлено, что в нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 19 и части 4 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, Общество не обеспечило получение от нерезидента РФ на свой банковский счет поступлений, причитающихся за оказанные Нерезиденту услуги по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 на сумму 10 650 444 руб., в сроки, предусмотренные договором (до 30.01.2019).
Указанные обстоятельства послужили инспекции основанием для составления в отношении Общества административного материала, протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого в рамках настоящего дела постановления о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.
ООО Фирма "СОПиГ", ссылается на то, что инспекцией при вынесении обжалуемого постановления не учтено, что сторонами контракта заключено Дополнительное соглашение N 13 к Приложению N 8, датированное 30.01.2019, согласно которому сумма 10 650 444 руб. должна быть уплачена в срок до 22.03.2019. Ведомостью банковского контроля подтверждается, что ожидаемый срок репатриации валюты Российской федерации по Акту N 330 от 31.12.2018 в сумме 10 650 444 руб. установлен 22.03.2019. Фактическая дата поступления денежных средств - 21.03.2019 (платежный документ от 21.03.2019 N66).
Также ООО Фирма "СОПиГ" ссылается на то, что инспекция не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15714/08, в соответствии с которой на стадии заключения контракта общество предприняло разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к своевременному исполнению обязательств по оплате товара, в том числе, путем установления авансового платежа, штрафа в размере 0,1% от суммы Контракта за каждый день просрочки (п. 4.5 Контракта) и права Общества приостановить оказание услуг (п. 2 Приложения N 8 к Контракту).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя административного органа, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Порядок привлечения общества к административной ответственности был соблюден административным органом и обществом не оспаривается.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом первой инстанции и апелляционным судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности и влечет наложение административного штрафа размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств.
Объектом правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно части 1.1. статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Оказание услуг Обществом подтверждено Актом сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330. Справка о подтверждающих документах по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 представлена в уполномоченный банк 23.01.2019. Справка содержит ожидаемый срок репатриации валюты РФ на счет Общества по Акту сдачи-приемки оказанных услуг - 30.01.2019.
Учитывая условия Договора N 30/09-2018 от 06.09.2018 и сроки, необходимые нерезиденту для исполнения обязательств по договору, в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ Общество самостоятельно определило и представило в уполномоченный банк информацию об ожидаемом максимальном сроке получения от Нерезидента на свой счет в уполномоченный банк валюты Российской Федерации за оказанные услуги, указав в графе 10 Справки о подтверждающих документах максимальный срок получения от нерезидента денежных средств на счет -30.01.2019, что также имеет отражение в Разделе III Ведомости банковского контроля по Контракту.
Таким образом, 31.01.2019 у Нерезидента наступил срок исполнения обязательств по оплате оказанных Нерезиденту услуг, а в связи с их неисполнением в ожидаемые сроки Обществом не обеспечено получение от нерезидента РФ на свой банковский счет поступлений, причитающихся за оказанные Нерезиденту услуги, в сроки, предусмотренные договором N 30/09-2018 от 06.09.2018 до 30.01.2019.
21.03.2019 произведено поступление денежных средств в сумме на расчетный счет Общества, что подтверждено платежным документом N 66 от 21.03.2019. Сведения о валютных операциях по указанному платежному документу представлены в уполномоченный банк 04.04.2019.
Дополнительным соглашением к договору устанавливается новый срок оплаты Нерезидентом услуг по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 - не позднее 22.03.2019. Дата составления дополнительного соглашения - 30.01.2019, дата подписания (дата вступления в силу) - 04.04.2019 (на 63 дня позже первоначально указанных ожидаемых сроков репатриации валюты РФ, на 14 календарных дней позже даты зачисления Нерезидентом денежных средств на счет Общества).
25.04.2019 (на 84 дня позже первоначально указанных ожидаемых сроков репатриации валюты РФ, на 35 дней позже даты зачисления нерезидентом денежных средств на счет Общества) корректирующей Справкой о подтверждающих документах Общество устанавливает новый ожидаемый срок репатриации валюты РФ по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 г. N 330 - 22.03.2019. Справка о подтверждающих документах от 25.04.2019 с новым сроком репатриации валюты РФ указанного выше Акта (графа 10) приняты Банком УК и отражены в Ведомости банковского контроля. Банк УК проинформирован о новых ожидаемых сроках репатриации только 25.04.2019, по истечении 84 календарных дней, первоначально указанных ожидаемых сроков репатриации.
Учитывая вышеизложенное и хронологию поступивших в Банк УК документов, в нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 19 и части 4 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, Общество не обеспечило получение от нерезидента РФ на свой банковский счет поступлений, причитающихся за оказанные Нерезиденту услуги в сроки, предусмотренные договором, до 30.01.2019.
Указанная обязанность исполнена 21.03.2019 с нарушением установленного срока на 49 дней.
Доводы апелляционной жалобы заявителя отклонены судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством РФ, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение.
В случае если резидент представляет в уполномоченный банк документы, подтверждающие изменение информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ до истечения ожидаемого срока, то в отношении такого резидента отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности за нарушение статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Между тем, продление ожидаемых сроков репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ за оказанные резидентом услуги может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения, в случае если указанное изменение внесено до истечения указанных первоначально ожидаемых сроков репатриации. Для исключения факта нарушения валютного законодательства в части исполнения требования статьи 19 Закона N 173-ФЗ все изменения ожидаемых сроков репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ необходимо осуществлять до истечения первоначально указанных ожидаемых сроков репатриации.
Дополнительным соглашением устанавливается новый срок оплаты Нерезидентом услуг по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 - не позднее 22.03.2019. Дата составления указанного Дополнительного соглашения - 30.01.2019, дата подписания - 04.04.2019.
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Дополнительного соглашения, Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания, то есть 04.04.2019.
Таким образом, только 04.04.2019 (на 63 дня позже первоначально указанных ожидаемых сроков репатриации валюты РФ, на 14 календарных дней позже даты зачисления нерезидентом денежных средств на счет Общества) вступают в силу изменения новых сроков оплаты Нерезидентом услуг по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330.
К тому же, Банк УК проинформирован о новых ожидаемых сроках репатриации валюты РФ услуг по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 только 25.04.2019 по истечении 84 календарных дней первоначально указанных ожидаемых сроков репатриации.
25.04.2019 корректирующей Справкой о подтверждающих документах Общество устанавливает новый ожидаемый срок репатриации валюты РФ по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 - 22.03.2019.
Информация об изменении ожидаемых сроков репатриации валюты РФ по Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 N 330 представлена в Банк УК 25.04.2019 после истечения указанных первоначально ожидаемых сроков репатриации и после поступления от Нерезидента денежных средств на расчетный счет Общества, что не может свидетельствовать о своевременном проведении мер по корректировке ожидаемых сроков репатриации валюты РФ.
Наличие в Договоре условий об уплате Нерезидентом штрафа за просрочку оплаты услуг без его практической реализации, а именно, без предъявления штрафных санкций Нерезиденту (Общество не выставляло Нерезиденту штрафы, предусмотренные п. 4.5 вышеуказанного Договора), не свидетельствует о принятии Обществом необходимых и достаточных мер, направленных на побуждение Нерезидента к исполнению своих обязательств по Договору N 30/09-2018 от 06.09.2018.
Обществом при рассмотрении инспекцией дела об административном правонарушении не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременного возврата денежных средств вследствие каких-либо объективных причин, непреодолимой силы, либо ведения им какой-либо претензионной работы с контрагентом по вопросу своевременной репатриации валютной выручки.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством РФ, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение - обеспечить своевременное получение от нерезидента РФ на свой банковский счет поступлений, причитающихся за оказанные Нерезиденту услуги. При принятии обязательств по контракту Общество не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения закона.
Срок поступления валютной выручки зависит от установленного сторонами в Договоре срока оплаты услуг, а обеспечение резидентом своевременного поступления валютных средств является их обязанностью в рамках валютного регулирования. Неисполнение резидентом правила репатриации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административные правонарушения, совершенные резидентами и нерезидентами посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Правовые основания для применения к обществу положений ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ отсутствуют.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства смягчающие административную ответственность общества.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
Остальные доводы общества, изложенные им в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как не влияющие на предмет спора, поскольку имеют формальный характер, и по сути выражают несогласие с оценкой обстоятельств и доказательств дела, данных судом первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ не усматривает.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2021 по делу N А40-45115/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45115/2021
Истец: ООО ФИРМА "СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДА"
Ответчик: ИФНС N 23 по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ