г. Москва |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А40-218902/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2021 по делу N А40-218902/20,
по заявлению ООО "Спортмастер" (ИНН: 7728551528)
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (ИНН: 7717528710)
о признании незаконным и отмене предписания;
при участии: от заявителя - не явился, извещен; от заинтересованного лица - Ропаева О.В. по доверенности от 25.09.2020;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2021 признано незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 22.10.2020.
Заинтересованное лицо, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе, в судебном заседании представитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22.10.2020 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в адрес ООО "Спортмастер" выставлено предписание, которым обществу в срок до 02.11.2020 предписано организовать проведение профилактической вакцинации против гриппа сотрудников с достижением не менее 75 % охвата вакцинацией; обеспечить представление информации в Управление Роспотребнадзора по г. Москве: о лице, ответственного за организацию прививочной кампании 2020-2021 среди сотрудников организации (с указанием должности, ФИО, контактного телефона) и предоставление информации в Управление Роспотребнадзора по г. Москве; о результатах вакцинации сотрудников организации против гриппа с указанием: общего количества сотрудников организации, количества вакцинированных сотрудников организации (с указанием медицинских организаций, проводивших вакцинацию сотрудников и источников финансирования: ОМС, ДМС, за счет средств предприятия).
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок.
Пунктом 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, такие мероприятия проводятся работодателями в обязательном порядке в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 названного Закона.
В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Профилактические прививки гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний проводятся в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В силу ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся при угрозе возникновения инфекционных заболеваний. Решение о проведении таких прививок принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 N 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемиологическом сезоне 2020 - 2021 годов", на которое ссылается Управление в обоснование предписания, руководителям организаций рекомендовано: обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и в течение рабочего дня (по показаниям), с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) или контактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания; обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа.
Принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях.
В период эпидемического сезона по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям: принять меры по недопущению к работе лиц, больных острыми респираторными вирусными инфекциями; обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками, респираторами, перчатками).
Оспариваемое предписание в отношении общества носит рекомендательный характер, как прямо следует из его текста.
Статьей 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусмотрен национальный календарь профилактических прививок.
Статьей 11 указанного Закона установлены требования к проведению профилактических прививок, в частности, предусмотрено, что прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность; профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Санитарных правил 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденные постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63, на которые имеется ссылка в оспариваемом предписании, устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Круг обязанностей по осуществлению мероприятий по профилактике распространения гриппа и ОРВИ установлен разделом 8 Правил, согласно которого руководителями прочих организаций, к которым относится заявитель, организуется проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.
Из указанных Правил следует, что определение численности контингентов, подлежащих ежегодной иммунизации против гриппа, осуществляют медицинские организации, которые согласуют планы профилактических прививок и заявку на вакцину с территориальными органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения охват прививками против гриппа в группах риска должен быть не менее 75 %; охват прививками против гриппа населения в целом по стране и по субъектам Российской Федерации в отдельности - не менее 25 %.
Таким образом, требование предписания об обеспечении проведения вакцинации работников с достижением 75 % охвата вакцинацией не соответствует действующим нормативным актам, регулирующим порядок осуществления вакцинации населения.
В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, к которым относятся образовательные и медицинские организации, а также организации транспорта и коммунальной сферы.
Обязанность общества проводить в обязательном порядке профилактические прививки против гриппа законодательством не предусмотрена.
Заявитель не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, поскольку в силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность.
Пунктом 2 предписания обществу вменяется в обязанность предоставить в Управление Роспотребнадзора по г. Москве информацию о результатах вакцинации сотрудников организации против гриппа с указанием: общего количества сотрудников организации; количества вакцинированных сотрудников организации (с указанием медицинских организаций, проводивших вакцинацию сотрудников и источников финансирования: ОМС, ДМС, за счет средств предприятия).
То есть, в обязанности заявителя предписанием вменен сбор с работников информации о проведенных ими профилактических прививках, а также сведений о том, где и за чей счет произведены медицинские вмешательства, и предоставление указанной информации административному органу. Представление документов, подтверждающих эту информацию, исключает возможность предоставления данной информации обезличенно, а, следовательно, возлагает на общество обязанность сбора и передачи управлению документов и информации, составляющих персональные данные работников и врачебную тайну.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению. Будучи медицинскими, указанные документы хранятся в медицинской организации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
В силу ч. 2 ст. 13 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя, а также обязанности организации-работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.
Таким образом, заявитель не являющийся медицинской организацией, не может располагать указанными документами, которые, по мнению заинтересованного лица, подтверждают принятие обществом необходимых мер по организации вакцинации сотрудников.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 309-КГ17-4669 по делу N А07-6666/2016, требования, изложенные в предписании об устранении выявленных нарушений, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами; оно не должно носить признаки формального выполнения требований; при этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Таким образом, у общества отсутствует реальная возможность выполнить требование об организации проведения профилактической вакцинации против гриппа с достижением не менее 75 % охвата вакцинацией сотрудников общества, поскольку указанное требование предписания ставит общество в зависимость от воли третьих лиц (сотрудников общества) или наступления необходимых событий (осуществление прививок третьими лицами), а, следовательно, предписание противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2021 по делу N А40-218902/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218902/2020
Истец: ООО "СПОРТМАСТЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ