г. Москва |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А40-231305/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
И.В.Бекетовой, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Тверь"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2021 по делу N А40-231305/20 (72-1561)
по заявлению АО "Газпром газораспределение Тверь"
к ФАС России
третьи лица: 1) Морозова В.В., 2) Тверское УФАС России
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьих лиц: |
Озерова Н.А. по дов. от 13.04.2021; 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Газпром газораспределение Тверь" (далее также - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы России (далее также - ответчик, антимонопольный орган, ФАС России) от 15.10.2020 N 09/98975/20.
Решением от 30.03.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От ФАС России поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по доводам отзыва.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
АО "Газпром газораспределение Тверь" заявлял ходатайство об участии в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания, в связи с тем, что ходатайство было подано технически неверно, у суда отсутствовала техническая возможность его рассмотрения с использованием программного обеспечения.
Вместе с тем, следует отметить, что отсутствие информации о результатах рассмотрения ходатайства о проведении онлайн-заседания не может рассматриваться как ненадлежащее извещение заявителя о месте и времени рассмотрения дела. Отсутствие информации о результатах рассмотрения ходатайства не препятствовало заявителю обеспечить присутствие своего представителя в судебном заседании.
Известность заявителю о судебном разбирательстве по настоящему делу подтверждается фактом своевременной публикации определения о назначении судебного разбирательства в системе "Мой арбитр" в сети "Интернет".
В силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Таким образом, извещенный о судебном разбирательстве заявитель имел возможность обеспечить явку представителя в судебное заседание и реализовать свои процессуальные права в соответствии с законом.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба Морозовой В.В. на постановление от 02.07.2020 о прекращении производства по делу N 069/04/9.21-64/2020 об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Тверь", вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Рассмотрев доводы жалобы, возражения заявителя, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, комиссия антимонопольного органа приняла решение от 15.10.2020 N 09/98975/20 об отмене постановления Тверского УФАС России от 02.07.2020 о прекращении производства по делу N 069/04/9.21-64/2020 об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Тверь" и направлении дела на новое рассмотрение в Тверское УФАС России.
Заявитель полагая, что его права и законные интересы нарушены, обратился в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался нижеследующим.
Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) определено, что порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В силу предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 30.12.2013 N 1314 утвердило Правила Подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее также - Правила подключения).
Согласно пункту 1 Правил подключения, данный нормативный акт определяет порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
При этом, согласно пункту 2 Правил подключения, порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения - это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Следовательно, Правила подключения распространяются с момента подачи заявки на технологическое подключение вплоть до пуска газа в газоиспользующее оборудование, в том числе и исполнение договоров о подключении
Таким образом, доводы заявителя о том, что Правила подключения не распространяются на исполнение договоров о технологическом присоединении являются несостоятельными и противоречат материальному праву.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот.
Таким образом, для привлечения общества к административной ответственности достаточно установления наличия события нарушения Правил подключения.
18.03.2019 Морозова В.В. заключила с АО "Газпром газораспределение Тверь" договор N ТОГ-ТВР-Д-00341 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее - Договор).
Срок выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства и пуску газа - 9 месяцев со дня заключения Договора (до 18.12.2019).
Согласно пункту 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения включают в себя:
- выполнение заявителем и исполнителем технических условий; - мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
- осуществление исполнителем фактического присоединения и составление;
- акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пунктам 98 и 100 Правил подключения мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения предусматривают обоюдные обязательства исполнителя и заявителя. В частности, исполнитель обязан:
- осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа;
- осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении;
- осуществить действия по подключению (технологическому присоединению). Заявитель обязан:
- внести плату за технологическое присоединение;
- выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
- обеспечить доступ исполнителя к объектам капитального строительства для мониторинга выполнения заявителем технических условий.
Согласно подпункту "б" пункта 98 Правил подключения мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - Постановление N 713).
Согласно типовой форме акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), утвержденной Постановлением N 713, вышеуказанный акт должен содержать информацию о сети газопотребления, построенной на территории земельного участка заявителя, а также вывод о том, что строительно-монтажные работы и монтаж газоиспользующего оборудования выполнены в полном объеме, а сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы.
Таким образом, подписанию сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению должен предшествовать мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении, для чего заявитель должен обеспечить исполнителю доступ к присоединяемым объектам капитального строительства.
Письмом от 03.12.2019 N 01/6705 АО "Газпром газораспределение Тверь" уведомило Морозову В.В. об отсутствии оснований для подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, поскольку Морозовой В.В. в ходе мониторинга, в частности, не предоставлена следующая информация:
- информация о расчете сети газопотребления на обеспечение необходимой по условиям безопасности прочности, устойчивости и герметичности (пункт 4.5* СП 62.13330.2011);
- информация о расчете на прочность газопроводов, которым определена толщина стенок труб и соединительных деталей, расчет на продольные напряжения. Подтверждение соответствия требованиям нормативных документов на продукцию для труб и соединительных деталей, информация о примененной толщине стенок труб (пункт 4.6 СП 62.13330.2011);
- информация, подтверждающая соответствие стальных и медных труб требованиям ГОСТ (пункт 4.6.а СП 62.13330.2011);
- информация о соответствии применяемых материалов, изделий, газоиспользующего оборудования и технических устройств действующим стандартам и другим нормативным документам на их изготовление, поставку, сроки службы, характеристики, свойства и назначение (области применения) которых соответствуют условиям их эксплуатации (пункт 4.10* СП 62.13330.2011);
- информация о свойствах и герметичности соединений труб: отсутствует (номер, клеймо) сварщика на каждом стыке, выполнившего соединения наружных газопроводов. Также не представлена информация об отсутствии размещения соединений в стенах, перекрытиях и других конструкциях здания (пункт 4.13* СП 62.13330.2011).
- информация о соответствии сварных соединений требованиям ГОСТ ( пункт 4.13.аСП 62.13330.2011);
- информация о конструкции, стойкости к транспортируемой среде, герметичности установленной запорной арматуры (пункт 4.14 СП 62.13330.2011) информация о примененном коэффициенте запаса прочности полиэтиленового газопровода (пункт 5.2.4* СП 62.13330.2011);
- информация о проведении строительного контроля, входного контроля, операционного контроля СМР, приемочного контроля (весь раздел 10 за исключением пункт 10.4.1 СП62.13330.2011);
- информация о проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов (пункт 12А постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению"). Как указало АО "Газпром газораспределение Тверь", в связи с тем, что в ходе мониторинга выполнения технических условий не представлены материалы, подтверждающие соблюдение вышеназванных обязательных к применению положений технических регламентов, основания для подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению отсутствуют.
При этом вышеуказанное письмо содержало предложение устранить отмеченные недостатки и осуществить повторный вызов исполнителя для проведения мониторинга.
Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе, мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
Согласно пункту 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении.
Согласно подпункту "б" пункта 100 Правил подключения заявитель обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что мониторинг выполнения Морозовой В.В. технических условий был проведен 24.10.2019 и 26.12.2019.
Письмо от 03.12.2019 N 01/6705, которым Морозова В.В. была уведомлена об отказе АО "Газпром газораспределение Тверь" от подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, содержит требования к Заявителю, не предусмотренные Правилами подключения.
Таким образом, требование АО "Газпром газораспределение Тверь" о проведении повторного мониторинга выполнения заявителем технических условий не является обоснованным.
Согласно пункту 72 Правил подключения исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения.
Пунктом 104 Правил подключения установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами подключения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что нарушение Правил подключения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Доводы общества на обязательность применения Свода правил "Газораспределительные системы" СП 62.13330.2011 (далее - Свод правил) в отношении индивидуального жилищного строительства несостоятельны в виду следующего.
Раздел "1" (с изменениями N 2,3- вступили в силу с 2017 года) Свода правил определяет, что настоящий свод правил распространяется на проектирование новых сетей газораспределения, газопотребления, предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно.
Согласно части 4 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) - обязательная оценка соответствия зданий и сооружений в форме, заявления о соответствии построенного, здания или сооружения проектной документации, осуществляется лицом, осуществившим строительство, путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного здания или сооружения проектной документации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в указанной форме не осуществляется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Ссылки заявителя в жалобе на необходимость применения норм Градостроительного кодекса РФ не доказывает отсутствие нарушения Правил подключения.
Ссылка на результаты проведения последнего мониторинга исполнителем отражённого в акте от 20.11.2020 также признается несостоятельна.
Для подтверждения соответствия газоиспользующего оборудования и прибора учета газа (в том числе подтверждающие соответствие фактическим объёмам газа) нормам технического регулирования, 14.11.2019 исполнителю были направлены копии паспортов вышеуказанного оборудования. Тверскому УФАС России направлена исполнительная схема сети газопотребления, составленная по результатам строительства и подтверждающая наличие запорной арматуры перед газоиспользующим оборудованием и прибором учета газа. Монтаж (обвязка отопительного котла) системы отопления не предусмотрен техническими условиями и Правилами подключения.
Иное содержание акта от 20.11.2020 идентично письму N 01/6705 от 03.12.19 и являлось предметом рассмотрения Арбитражным судом города Москвы по делу А40-231305/20, а также Арбитражным судом Тверской области по делу А66-16973/2020. Тверским УФАС России были рассмотрены требования, изложенные в акте от 20.11.2020,
10.02.2021 вынесено определение, которым подтверждается незаконность действий общества. Решение не обжаловано и вступило в законную силу.
Согласно части 1 статьи 30.13 КоАП РФ, обжаловать вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы возможно только в кассационном суде общей юрисдикции.
Таким образом, доводы, изложенные в акте 20.11.2020, не могли являться предметом рассмотрения арбитражного суда Тверской области, поскольку подсудны кассационным судам общей юрисдикции.
Вопреки доводам жалобы судом были исследованы все имеющиеся в материалах дела доказательства, и им была дана надлежащая оценка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение ФАС России от 15.10.2020 N 09/98975/20 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2021 по делу N А40-231305/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231305/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: Морозова В В, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ