г. Вологда |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А05-13667/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" Холматовой С.С. по доверенности от 22.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Няндомского муниципального района Архангельской области и общества с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2021 года по делу N А05-13667/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 13; далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; далее - общество) об обязании ответчика обеспечить сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с площадок накопления ТКО на территории муниципального образования "Няндомское" (далее - МО "Няндомское"), указанных в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории МО "Няндомское" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обязании ответчика организовать работу в частном жилом фонде на территории МО "Няндомское" путем сигнального вывоза ТКО в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.03.2021 по настоящему делу требования удовлетворены частично, суд обязал общество в месячный срок с даты вступления решения в силу обеспечить своевременный вывоз ТКО на территории МО "Няндомское" по следующим улицам: ул. Лиственная, ул. Ясная, ул. Заводская, ул. Промартельная, ул. Лесная, ул. Сосновая, ул. Лесопильная, ул. Индустриальная, пер. Индустриальный, пер. Кооперативный, ул. Тульская, ул. Тоншаевская, пер. Прибрежный, пер. Безымянный, пер. Тихий, ул. Н.Томиловой, ул. Ломоносова, ул. Архангельская, ул. Колхозная, ул. Свободы, пер. Кирова, ул. Кирпичная, ул. Северодвинская, ул. Полевая, ул. Холмогорская, ул. Плесецкая, ул. Октябрьская, ул. Транспортная, ул. Горбача, пер. Куйбышева, пер. Бабушкина, ул. Промысловая, ул. Локомотивная, ул. Мира, ул. П. Морозова, ул. Калинина, ул. Комсомольская, ул.
Дзержинского, ул. Шевченко, ул. Радужная, ул. Солнечная, ул. Весенняя, ул. Луговая, пер. Радужный. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу администрации с доводами, в ней изложенными, не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с решением суда не согласилось в части удовлетворения заявленных требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу общества не представила, ее представитель с доводами, изложенными в жалобе, не согласился.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании соглашения от 29.10.2019 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, заключенного между министерством и обществом (региональный оператор) последнее с 01.01.2020 обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности регионального оператора.
Согласно приложению 1 к соглашению в зону деятельности регионального оператора входит в том числе Няндомский муниципальный район: городское поселение Няндомское, г. Няндома, сельское поселение Мошинское, сельское поселение Шалакушское.
Места (площадки) накопления ТКО на территории МО "Няндомское" определены приказом уполномоченного администрацией органа - Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского района от 20 марта 2020 года N 13. Данным приказом утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО "Няндомское" (далее - реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО "Няндомское").
Пунктом 3.2.2.3 Генеральной схемы санитарной очистки территории МО "Няндомское", утвержденной решением муниципального Совета муниципального образования "Няндомское" от 28.12.2015 N 167, предусмотрено, что для МО "Няндомское" рекомендуется контейнерная система сбора ТБО с несменяемыми сборниками и для обслуживания частного сектора сигнальный способ сбора.
В связи с жалобами населения на неисполнение региональным оператором обязанности по вывозу ТКО с контейнерных площадок, администрация проводила обследования контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий.
По результатам осмотра оформлены акты от 24.08.2020, от 05.10.2020, от 17.11.2020, от 23.11.2020, от 04.12.2020, согласно которым контейнеры на контейнерных площадках у домов N 1, 5, 8 по ул. Фадеева, N 44 по ул. Ленина, N 15 а по ул. Ф.Паттена, N 18а, 17, 22 по ул. Строителей, N 20, 28, 17, 24, 29, 19 по ул. 60 лет Октября, N 3 по ул. Гагарина, N 9 по ул. Спортивная, N 3 по ул. Гагарина, N 15 по ул. Московская, N 44 по ул. Ленина, N 11 по ул. Советская, N 4 по ул. Труда, переполнены, их прилегающая территория захламлена мусором.
В связи с выявленными нарушениями, а также в связи с жалобами граждан на неисполнение региональным оператором обязанности по вывозу ТКО бестарным способом с территории частного сектора города Няндома, администрация направила обществу претензии с требованиями о надлежащей организации вывоза ТКО с контейнерных площадок и бестарным способом с территории частного сектора города Няндома.
Ссылаясь на то, что требования, изложенные в претензиях, общество не исполнило, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Вместе с тем, после обращения с иском в суд администрация вновь проводила обследования контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий.
Согласно актам от 28.12.2020, 29.12.2020, 30.12.2020, 01.01.2021, 02.01.2021, 21.01.2021 контейнеры на контейнерных площадках у домов N 1, 5, 8 по ул.Фадеева, N 44, 45а по ул. Ленина, N 4, 18а, 22, 17а по ул. Строителей, N 28, 17, 24, 19, 20 по ул. 60 лет Октября, N 9 по ул. Спортивная, N 44 по ул. Ленина, N 11 по ул. Советская, N 4 по ул. Труда, N 3 по ул. Гагарина, N 3 по ул. Североморская, N 68, 58 по ул. Красноармейская, N 15 по ул. Московская, N 18 по пер. Клубный переполнены, их прилегающая территория захламлена мусором.
Администрация 20.01.2021 также провела обследование контейнерных площадок в городе Няндома на предмет наличия подъездных путей к контейнерным площадкам, по результатам которого составлен акт от 20.01.2021, в котором отражено, что контейнерные площадки по всем обследованным адресам оборудованы подъездными путями, препятствий к подъезду автотранспорта не имеется. Однако захламление бытовыми отходами прилегающих территории к контейнерным площадкам у домов N 4, 20, по ул. 60 лет Октября, N 44, 45а по ул.Ленина,N 8 по ул. Садовая, N 4 по ул. Строителей, N 5 по ул. Фадеева, N 45 по ул. Леваневского, N 15 по ул. Московская, N 8 по ул. Советская, N 18 по ул.Ф.Платтена, N 66 по ул. Кирова, в конце ул. Центральная.
Письмом от 25.12.2020 общество просило администрацию оповестить жителей города Няндома о маршруте графика вывоза ТКО бестарным способом, организованного на 28.12.2020 по адресам: Хомлогорска 11, Кирпичная 8, Архангельская, 3, Ломоносова 13, Сосновая 9, Тульская 21, Левченко 9 и 31, Пионерская 46, Каменная 12.
Сведения о запланированном на 28.12.2020 бестарном вывозе ТКО по указанным обществом улицам размещены администрацией на официальном сайте администрации и в социальной сети Вконтакте на странице администрации
Вместе с тем, согласно объяснениям от 30.12.2020, собранным администрацией у жителей домов по ул. Каменная 11, Тульская 21, Пионерская 48 и 35, жители указанных домов 28.12.2020 находились дома, но автомашина, собирающая ТКО, в этот день по указанным адресам не было. Такие же жалобы (об отсутствии сбора ТКО 28.12.2020 по объявленным адресам) поступили от граждан в социальной сети Вконтакте на странице администрации.
Актом администрации от 19.02.2021 установлено, что контейнеры, расположенные на площадках у домов N 1 по ул. Фадеева, N 3 "В", N 44 по ул.Ленина, N 4 по ул. Труда, N 4 по ул. Строителей, переполнены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктом 17 приложения 1 Правил N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 N 42, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5°С) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктом 11 которых предусмотрено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Одним из способов накопления собственниками твердых коммунальных отходов является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заключать договор с каждым собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, места размещения пакетов и других емкостей для сбора твердых коммунальных отходов следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок накопления коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Архангельской области утвержден постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27 декабря 2017 года N 39п согласно которому в местах (площадках) накопления ТКО складирование потребителями ТКО (за исключением крупногабаритных) осуществляется в соответствии с договором с потребителем с учетом обеспечения раздельного накопления ТКО следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты, мешки или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бестарный способ). Бестарный способ накопления обеспечивается по решению регионального оператора и осуществляется путем накопления ТКО в пакетах, мешках или других аналогичных емкостях непосредственно в мусоровозный транспорт без использования каких-либо оборудованных мест. При накоплении ТКО в пакетах, мешках или других аналогичных емкостях региональный оператор определяет места, время сбора ТКО, а также параметры емкостей, используемых для накопления ТКО (пункты 9 и 13 указанного порядка).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что общество в соответствии с соглашением от 29.10.2019, заключенным с министерством, является региональным оператором по вывозу ТКО в Архангельской области. Общество осуществляет предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО непосредственно потребителям многоквартирных домов и жилых домов, то есть является исполнителем данной услуги.
Из материалов дела судом установлено и ответчиком не оспаривается, что транспортирование ТКО на территории МО "Няндомское" в части улиц: ул. Лиственная, ул. Ясная, ул. Заводская, ул. Промартельная, ул. Лесная, ул. Сосновая, ул. Лесопильная, ул. Индустриальная, пер. Индустриальный, пер. Кооперативный, ул. Тульская, ул. Тоншаевская, пер. Прибрежный, пер. Безымянный, пер. Тихий, ул. Н.Томиловой, ул. Ломоносова, ул. Архангельская, ул. Колхозная, ул. Свободы, пер. Кирова, ул. Кирпичная, ул. Северодвинская, ул. Полевая, ул. Холмогорская, ул. Плесецкая, ул. Октябрьская, ул. Транспортная, ул. Горбача, пер. Куйбышева, пер. Бабушкина, ул. Промысловая, ул. Локомотивная, ул. Мира, ул. П. Морозова, ул. Калинина, ул. Комсомольская, ул. Дзержинского, ул. Шевченко, ул. Радужная, ул. Солнечная, ул. Весенняя, ул. Луговая, пер. Радужный, не осуществляется.
Подпунктом 2 пункта 3.2 соглашения от 29.10.2019 предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, графиком сбора и транспортирования ТКО.
Ответчиком в обоснование неисполнения обязанности по организации вывоза ТКО с указанных администрацией улиц частного сектора города Няндома не представлено, в жалобе не приведено. Ссылки общества на то, что бестарная форма вывода мусора не эффективна и применяется только в малочисленных населенных пунктах подлежат отклонению, поскольку спорные требования администрации касаются именно указанной категории населенного пункта и соответствуют вышеприведенным нормативным требованиям.
Как следует из материалов дела, графиками вывоза ТКО бестарным способом подтверждается, что обществом организован вывоз мусора только с части МО "Няндомское", доказательств осуществления вывоза ТКО с улиц другой части частного сектора не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в указанной части.
В остальной части суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска, поскольку после подачи иска ситуация с вывозом ТКО с контейнерных площадок в городе Няндома улучшилась и на момент принятия судом решения в материалах дела отсутствовали доказательства того, что нарушения общества в части исполнения обязанности по вывозу ТКО с контейнерных площадок в городе Няндома продолжили носить системный характер. Также в данной части администрацией не представлено доказательств того, что общество не исполняется вывоз ТКО бестарным способом в соответствии с представленными в материалы дела графиками.
Доказательств, опровергающих указанные выводы суда, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции также правомерно исходил из того, что решение суда не может служить в качестве превентивной меры защиты прав от возможного их нарушения в будущем, что является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении требований истца в указанной части.
Изложенные в жалобах доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2021 года по делу N А05-13667/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Няндомского муниципального района Архангельской области и общества с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13667/2020
Истец: Администрация Няндомского муниципального района Архангельской области
Ответчик: ООО "ЭкоИнтегратор"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области