12 февраля 2024 г. |
А79-6320/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.11.2023 по делу N А79-6320/2023,
по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ИНН: 2129056028, ОГРН: 1042129023936, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ИНН: 1326211305, ОГРН: 1091326001502, третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ИНН: 7706560536, ОГРН: 1047796940465, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ИНН: 7710723134, ОГРН: 1087746829994, Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике-Чувашии, ОГРН: 1112130013302, ИНН: 2130094204, Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ОГРН: 1032128003720, ИНН: 2128017682, о прекращении права пользования на нежилое помещение и земельный участок,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике, Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущеества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Территориальное управление Росимущества, МТУ Росимущества, Терупраление, ответчик) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Управления Росреестра по Чувашской Республике на земельный участок площадью 2258 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:316, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Калинина д.6; прекращении права оперативного управления Управления Росреестра по Чувашской Республике на нежилое помещение N 1 площадью 272,5 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:517, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Калинина д.6; обязании Территориального управления Росимущества принять в казну Российской Федерации вышеуказанные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике", Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Решением от 29.11.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики прекратил право постоянного (бессрочного) пользования Управления на земельный участок площадью 2258 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:316, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, г.Козловка, ул. Калинина д.6. и нежилое помещение площадью 272,5 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:517, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул.Калинина д.6, помещение 1. Обязал Территориальное управление Росимущества принять от Управление Росреестра по Чувашской Республике в казну Российской Федерации спорное недвижимое имущество.
Не согласившись с принятым по делу решением, МТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает, что в силу положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является правом, а не обязанностью собственника имущества.
В силу пунктов 6 и 6.4 положения о МТУ Росимущества, от Росимущества не поступало поручений об изъятии спорного имуществ казну Российской Федерации. Принятие Территориальным управлением имущества в казну Российской Федерации без согласия Росимущества не допускается.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая их несостоятельными.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлению принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 21:12:121504:316 площадью 2258 кв.м, а также на праве оперативного управления нежилое помещение N 1 площадью 272,5 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:517, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Калинина, д.6 (л.д. 13-18).
Указанные земельный участок и нежилое помещение являются собственностью Российской Федерации и переданы Управлению Росреестра по Чувашской Республике на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике от 09.07.2014 N 144-р и распоряжения Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 19.02.2019 N 81 соответственно.
В связи с проведенной оптимизацией и в целях повышения эффективности использования имеющихся бюджетных средств, а также во исполнение письма Росреестра от 07.09.2021 N 03-6723-НБ/1 (л.д. 44-46) о приведении размера занимаемых площадей нежилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" Управлением Росреестра по Чувашской Республике принято решение об отказе от права оперативного управления на помещение с кадастровым номером 21:12:121504:517 и от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 21:12:121504:316.
Письмом от 29.10.2021 N 02/13742 Управление Росреестра по Чувашской Республике обратилось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в ответ на которое письмом от 30.11.2021 N 03-8897-НБ/21 был согласован отказ от права оперативного управления на нежилое помещение N 1 с кадастровым номером 21:12:121504:517 и от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 21:12:121504:316 (л.д. 23-26).
Письмом от 13.12.2022 N 02/16178 Управление Росреестра по Чувашской Республике обратилось в Территориальное управление Росимущества с просьбой принять в казну Российской Федерации указанные выше помещение и земельный участок (л.д. 27-32).
Письмом от 01.03.2022 N 13-Ет/2740 Территориальное управление Росимущества сообщило, что в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом направлен пакет документов для рассмотрения и выдачи соответствующего поручения по вопросу передачи в казну Российской Федерации нежилого помещения N 1 площадью 272,5 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:517 и земельного участка площадью 2258 кв.м с кадастровым номером 21:12:121504:316 (л.д. 33).
Управление Росреестра по Чувашской Республике неоднократно обращалось в Территориальное управление Росимущества (письма от 13.10.2022 N 02/13525 и от 23.11.2022 N 02/15569) с просьбой сообщить решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросу передачи вышеуказанного имущества в казну, ходатайствовало об ускорении его передачи (л.д. 34-35).
Письмом от 15.12.2022 N 13-ИВ/17326 Территориальное управление Росимущества сообщило, что письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.11.2022 N ОМ-07/48837 поручено документально подтвердить отсутствие потребности в вышеуказанных нежилом помещении и земельном участке федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, а также проработать вопрос о возможности его включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (л.д. 36).
Согласно сведениям реестра федерального имущества, часть нежилого помещения N 1 площадью 51,5 кв.м передана в безвозмездное пользование Управлению Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Чувашской Республике по договору от 09.12.2020 N 125/20-60/32 на срок до 09.12.2023 (л.д. 60-66).
В связи с этим, для рассмотрения вопроса о передаче нежилого помещения N 1 в государственную казну Российской Федерации в целях последующего включения неиспользуемых помещений в прогнозный план (программу) приватизации, Управлению Росреестра было предложено обеспечить постановку на кадастровый учет части нежилого помещения N 1 с кадастровым номером 21:12:121504:517 -нежилого помещения площадью 51,5 кв.м.
Решение о передаче имущества в казну Российской Федерации до настоящего времени не принято.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат оставлению без удовлетворения в силу следующего.
Согласно статьям 235 (пункту 1) и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
На основании статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 299 (пунктами 1 и 3) Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Данное право, если иное не предусмотрено этим кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее -Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1.2 и 4.1.9 Приказа Росимущества от 19.12.2016 N 462 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Приказ N 462) установлено, что Теруправление самостоятельно осуществляет контроль за управлением, распоряжением использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
В соответствии с пунктом 4.2.15 Приказа N 462 Теруправление по поручению Росимущества закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями.
Положения пункта 4.2.15 Приказа N 462 не ограничивают полномочия Теруправления по самостоятельному принятию решений об изъятии неиспользуемого имущества в казну Российской Федерации, установленные пунктом 4.1.9 данного приказа. В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу, что бездействие МТУ, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, подтвержденной в последующих определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, от 31.01.2019 N 304-ЭС18-25100, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841, от 10.03.2021 N 306-ЭС21-971.
Более того истец обращался к ответчику с соответствующим заявлением, свидетельствующим об отказе от права оперативного управления неиспользуемого им по назначению спорного имущества.
В соответствии с пунктом 4.1.9 Положения о Теруправлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, на данное управление возложены полномочия по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями.
Приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131 утверждено новое Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, с аналогичными положениями изложенными выше.
Следовательно, ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом на его изъятие из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у истца.
Вопреки доводам жалобы права истца не могут быть поставлены в зависимость от разрешения ответчиком вопросов внутриведомственного значения, а также от отсутствия других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления. Теруправление не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих правомерность своего бездействия по принятию спорных объектов в казну Российской Федерации.
Доводы заявителя в своей совокупности основаны на неправильном понимании сути спорных правоотношений и правовых норм подлежащих применению к ним, поэтому суд апелляционной инстанции не принял их во внимание, как ошибочные.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что заявитель жалобы является лицом, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.11.2023 по делу N А79-6320/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6320/2023
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: ГУП Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищного - коммунального хозяйства Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казённое учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии"