г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А56-74960/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Расторгуева Я.И. по доверенности от 30.12.2020;
от ответчика: Ушакова Е.В. по доверенности от 08.02.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15580/2021) Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2021 по делу N А56-74960/2020 принятое
по иску Администрации Центрального района Санкт-Петербурга
к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена"
об обязании совершить определенные действия,
третье лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (ОГРН 1037843045701; Санкт-Петербург, пр-кт Невский, д.176, лит.А; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена" (ОГРН 1027809233429; Санкт-Петербург, наб.реки Мойки, д.48; далее - Учреждение) об обязании в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести фасады зданий, расположенных по адресу: г.Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48-50-52, литера А, АБ, АВ, АГ, АИ, Б, В, Г, Д, Е, в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила благоустройства), а именно: провести очистку фасада от грязи и пыли, устранить трещины на фасаде, несанкционированные надписи и рисунки, восстановить штукатурный и окрасочный слой фасада, закрепить провисшие провода, восстановить целостность и выполнить окраску водосточных труб в соответствии с колерным бланком, привести дворовую территорию в надлежащее состояние путем устранения дефектов асфальтового покрытия.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечен Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, д.1; далее - Комитет).
Решением суда от 10.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 10.03.2021, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.
В жалобе Администрация ссылается на то, что возможность привлечения ответчика Администрацией, как представителя контролирующего органа, к административной ответственности за выявленные нарушения, не исключает полномочия Администрации на обращение с настоящим иском в суд с целью понуждения устранения допущенных нарушений.
В отзыве Учреждение просит оставить решение без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика отклонил их.
Комитет в соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, нежилые здания по адресу: Санкт-Петербург, наб.реки Мойки, д.48-50-52, литера А, АБ, АВ, АГ, АИ, Б, В, Г, Д, Е, находятся в оперативном управлении Учреждения, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21.08.2020.
Администрацией 13.08.2020 произведен комиссионный осмотр нежилых зданий, принадлежащих ответчику и расположенных по адресу: Санкт-Петербург наб.реки Мойки, д.48-50-52, в ходе которого установлено, что фасады зданий находятся в неудовлетворительном состоянии - не промыты от грязи и пыли, на стенах присутствуют трещины, имеются отслоения штукатурного и окрасочного слоя, несанкционированные надписи и рисунки. Также на фасаде расположены провисшие незакрепленные провода, присутствуют повреждения водосточных труб, окраска водосточных труб выполнена не в соответствии с колерным бланком, не благоустроена внутридворовая территория, имеются дефекты асфальтового покрытия, т.е. состояние фасадов зданий и прилегающей территории находится в неудовлетворительном состоянии, о чем составлен акт обследования от 13.08.2020.
В связи с выявлением факта содержания фасада здания в неудовлетворительном состоянии Администрацией в адрес Учреждения направлено уведомление от 19.12.2018 N 01-15-4395/18-0-0 о необходимости приведения фасадов зданий в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Правил благоустройства, оставление без удовлетворения которого, послужило основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что Администрация района не обладает правом на обращение в суд с настоящим иском.
В силу положений пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании пунктом 3.10.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение об администрации) наделена полномочиями организовывать в соответствии с Правилами N 961 содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.
Согласно пункту 4.65 данного Положения Администрация принимает в пределах своей компетенции меры, направленные на обеспечение граждан необходимым комплексом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на территории района, надлежащего качества, в том числе осуществляет сбор сведений о качестве и объеме указанных услуг, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами в указанных целях.
Таким образом, по смыслу пункта 3.10.1 названного Положения Администрация должна обеспечивать выявление самовольно размещенных элементов благоустройства только на тех земельных участках, которые расположены на территории подведомственного ей района и находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, все здания по адресу: Санкт-Петербург, наб.реки Мойки д.48-50-52, как и земельный участок по данному адресу, являются собственностью Российской Федерации и переданы в оперативное управление и постоянное (бессрочное) пользование Учреждению. Истец не доказал, что в собственности города Санкт-Петербурга находятся какие-либо здания, в отношении которых заявлены исковые требования. Большинство зданий по указанному адресу являются объектами культурного наследия.
В то же время по смыслу положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) содержание общего имущества спорного многоквартирного дома, включая фасады и кровли зданий, отнесено к обязанностям управляющей организации.
Положенный в основу иска акт обследования от 13.08.2020 с фотографиями не является надлежащим доказательством по делу, поскольку акт обследования от 13.08.2020 составлен в одностороннем порядке, должностным лицом истца, ответчик не уведомлялся о проведении данного осмотра. Какого-либо уведомления в адрес ответчика истцом о необходимости приведения фасадов в соответствие Правилам благоустройства после составления рассматриваемого акта обследования не направлялось.
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал необоснованным ссылки Администрации на пункты 3.10.1, 4.65 Положения об администрации как на правовое основание предъявленных ею требований, поскольку указанные в них полномочия предоставлены администрациям лишь для выполнения задач и реализации функций, предусмотренных в разделах 2 и 3 названного Положения.
Обстоятельства ненадлежащего содержания Учреждением фасадов дома истцом не указаны и надлежащие доказательства такого нарушения не представлены, что является нарушением требований статьи 65 АПК РФ.
В силу статьи 9 АПК РФ Администрация несет риск наступления неблагоприятных последствий вследствие несовершения ею процессуальных действий.
Поскольку иные правовые нормы, на которых основан иск, Администрацией не указаны, исходя из предмета и характера исковых требований и указанного истцом правового основания суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2021 по делу N А56-74960/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74960/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА"
Третье лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры