г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А56-123090/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14662/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 по делу N А56-123090/2019, принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Геоспецстрой"
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 21.08.2019 по жалобе N Т02-515/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Геоспецстрой" (далее - ООО "Геоспецстрой", Общество).
Решением от 30.03.2021 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права и основано на выводах, не соответствующих имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы полагает, что закупочная комиссия формально исследовала представленные Обществом договоры, при этом оценка по критерию "Аналитический опыт выполнения работ" заявки осуществлена неправомерно, в нарушение условий конкурсной документации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.06.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 1907976310 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение кадастровых работ по внесению изменений в ранее учтенные объекты недвижимости, сформированные из водопроводных и канализационных сетей ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга", обеспечение подачи документов для проведения государственного кадастрового учета, включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в редакции от 29.04.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
На участие в конкурсе было подано четыре заявки, в том числе ООО "Геоспецстрой". Решением комиссии, оформленным протоколом от 31.07.2019 N 31907976310-01, Общество допущено к участию в открытом конкурсе, его заявке присвоен 3-й порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, выраженных в баллах (71,94 баллов). Победителем признано ООО "Морион" (82,97 балла).
В Управление поступила жалоба Общества (от 05.08.2019 вх. N 23369/19) на действия закупочной комиссии Организатора торгов.
Решением УФАС от 21.08.2019 по жалобе N Т02-515/19 жалоба на действия закупочной комиссии Организатора торгов признана обоснованной. В действиях закупочной комиссии Организатора торгов признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки заявки Общества в порядке, который не указан в Документации, по критерию "аналогичный опыт выполнения работ".
Также заявителю выдано предписание от 21.08.2019 об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке от 03.07.2019 N 31907976310-01, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с Документацией, действующим положением о закупках Организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ.
Решение и предписание от 21.08.2019 по жалобе N Т02-515/19 оспорены ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недействительными решение и предписание Управления от 21.08.2019 по жалобе N Т02-515/19.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (пункт 16 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, пунктом 19.8 тома 1 Документации, критерии оценки заявок, показатели критерия оценки заявок, а также единицы измерения таких критериев, показателей в предложении участника конкурса в отношении критериев оценки, должны соответствовать критериям оценки заявок, показателям критерия оценки заявок, единицам измерения таких критериев, показателей, установленным в Томе 2.
Подпунктом 2 пункта 12 Тома 2 Документации для оценки заявок участников конкурса заказчик (ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") установил критерии, в том числе критерий "Аналогичный опыт выполнения работ" со значением показателя "Количество объектов недвижимости, являющихся линейными объектами протяженностью не менее 10 км, по которым на основании договоров (контрактов), заключенных участником, обеспечен кадастровый учет изменений в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим начиная с 01.01.2013".
Согласно подпункту 3.2 пункта 12 Тома 2 Документации в подтверждение данных сведений участник должен приложить копии контрактов (договоров), заключенных участником, включая технические задания и календарные планы к договорам (контрактам) (если они предусмотрены договором (контрактом)), и актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договорам (контрактам), на основании которых участником обеспечен кадастровый учет изменений объектов недвижимости, являющихся линейными объектами протяженностью не менее 10 км, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим начиная с 01.01.2013. Для подтверждения указанных сведений участник может дополнительно приложить иные документы (частные технические задания, копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и т.п.).
При оценке заявок по данному показателю комиссия не учитывает при расчете баллов следующие объекты недвижимости:
- которые не являются линейными объектами;
- протяженность которых составляет менее 10 км;
- в отношении которых условиями договоров (контрактов) не предусмотрено обеспечение кадастрового учета изменений;
- в отношении, которых обеспечен кадастровый учет изменений в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 01.01.2013;
- в отношении, которых договоры (контракты) исполнены участником с применением к участнику конкурса неустоек (штрафов, пеней) и (или) нарушением сроков выполнения работ (оказания услуг), в том числе нарушением сроков выполнения этапов таких договоров (контрактов);
- по которым не представлены копии подтверждающих документов.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что правомерность установки в Документации таких условий антимонопольным органом не проверена; Документация в этой части в установленном законом порядке не оспорена.
Исходя из положений части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией заказчика четко в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Иное может быть расценено как превышение ее полномочий и нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В данном случае в составе заявки участника конкурса ООО "ГеоСпецСтрой" представлена форма "Аналогичный опыт выполнения работ" на 82 объекта недвижимости, и приложены копии документов.
В результате проверки представленных Обществом документов установлено, что 62 объекта недвижимости из заявленных не соответствуют одному или нескольким условиям Документации, в связи с чем данные объекты недвижимости не были учтены комиссией при расчете баллов в ходе оценки заявок по вышеуказанному показателю.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела копии договоров с приложениями, а также акты выполненных работ во взаимосвязи с требованиями конкурсной Документации и, руководствуясь нормами гражданского законодательства и Закона N 223-ФЗ, подтвердил правомерность решения комиссии Организатора торгов об отклонении спорных объектов, в связи с чем сделал обоснованный вывод о недействительности решения и предписания УФАС от 21.08.2019 по жалобе NТ02-515/19.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 марта 2021 года по делу N А56-123090/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-123090/2019
Истец: Государтсвенное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ГЕОСПЕЦСТРОЙ", ГУП " Водоканал Сканкт-Петербурга "
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11965/2021
12.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14662/2021
28.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14662/2021
30.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-123090/19