г. Челябинск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А47-1814/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Веккер Павла Рудольфовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2021 по делу N А47-1814/2021.
Индивидуальный предприниматель Веккер Павел Рудольфович (далее - заявитель, должник, ИП Веккер П.Р.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдел судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Чуйковой Елене Александровне (далее - СПИ ОСП Ленинского района г. Оренбурга Чуйкова Е.А.) о признании незаконными постановления от 21.08.2020 и действий по наложению запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
Определением суда от 24.02.2021 к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - УФССП России по Оренбургской области) и взыскатель - общество с ограниченной ответственностью "Уралэлектрострой" (далее -ООО "Уралэлектрострой").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ИП Веккер П.Р. (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что постановление о возбуждении исполнительного производства является незаконным, поскольку определением от 10.08.2020 Арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2021 было приостановлено. При этом, не уведомляет должника в установленном порядке о возбуждении исполнительного производства и не предоставляя срок для добровольного исполнения.
Кроме того, на ИП Веккер П.Р. распространялось действие моратория, в связи с чем, судебный пристав - исполнитель должен был незамедлительно приостановить исполнительное производство.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2020 по делу N А47-11483/2019 с индивидуального предпринимателя Веккера Павла Рудольфовича в пользу ООО "Уралэлектрострой" взыскана задолженность в размере 1 907 362,19 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 32073 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2020 по делу N А47-11483/2019 оставлено без изменения.
29.07.2020 взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 034134338, который предъявлен им для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2020 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-11483/2019 от 28.01.2020 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по тому же делу.
20.08.2020 на основании исполнительного листа серии ФС N 034134338 судебным приставом-исполнителем в отношении должника вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N203233/20/56044-ИП, которым должнику предложено в пятидневный срок с момента получения постановления исполнить требования исполнительного документа.
21.08.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2020 по делу N А47-11483/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по тому же делу оставлены без изменения; отменено приостановление исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2020 по делу N А47-11483/2019 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по тому же делу.
Считая незаконными постановление от 21.08.2020 и действия судебного пристава-исполнителя по наложению запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление о запрете регистрационных действий соответствует нормам действующего законодательства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 121 Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закона N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.
В своей жалобе ИП Веккер П.Р. указывает на то, что судебный пристав-исполнитель не представил срок для добровольного исполнения, а также не уведомил должным образом о возбуждении исполнительного производства.
Рассмотрев заявленные доводы, апелляционная коллегия отклоняет их как не соответствующие материалам дела.
Согласно п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 20.08.2020 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В доказательство направления постановления о возбуждении исполнительного производства в материалы дела представлен: список внутренних почтовых отправлений N 642 от 25.09.2020 с оттиском печати Почты России (т. 1, л.д. 50-52).
При совершении исполнительных действий судебный пристав исполнитель обязан руководствоваться нормами Закона об исполнительном производстве.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, содержится в статье 64 Закона N 229-ФЗ.
С момента принятия к производству исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обязан принять все необходимые и достаточные действия и меры, предусмотренные законодательством для принудительного взыскания с должника задолженности в установленные сроки.
В части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ закреплено право судебного пристава-исполнителя совершать исполнительные действия для создания условий для применения к должнику мер принудительного исполнения, а равно на понуждение его к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в частности судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение. Частью 1 статьи 68 Закона N 229-ФЗ установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
В силу пункта 17 части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ к числу действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного производства, отнесено установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом, в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий. В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление N 50) также указано, что перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона N 229-ФЗ), не нарушают защищаемые Федеральным законом права должника и иных лиц.
К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом, в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий. Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Согласно части 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения являются, в том числе: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные Федеральным законом или исполнительным документом (часть 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 80 Закона N 229-ФЗ, судебный пристав исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
Вид, объем, и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества) (часть 4 статьи 80 Закона N 229-ФЗ). Арест применяется, в частности, для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации.
Заявитель полагает, что постановление о возбуждении исполнительного производства является незаконным, поскольку определением от 10.08.2020 Арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2021 было приостановлено.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50), в случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем правомерно возбуждено исполнительное производство на основании представленного взыскателем исполнительного документа.
Пунктом 31 Постановления Пленума ВС РФ N 50 установлено, что последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона об исполнительном производстве).
В статье 40 Закона об исполнительном производстве перечислены основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель должен приостановить полностью или частично исполнительное производство.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" часть 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве дополнена пунктом 9, закрепляющим положения о том, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Как указано в пункте 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, ИП Веккер П.В. действительно подпадал под действие моратория, введенного Постановлением N 428 и продленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587.
После возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 21.08.2020 на основании ст. 64 Закона об исполнительном производстве вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, которое заявитель считает незаконным ввиду принятого Арбитражным судом Уральского округа определения от 10.08.2020 о приостановлении исполнения судебного акта и действия моратория, введенного Постановлением N 428 и продленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587.
Исходя из части 1 статьи 64 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе применять обеспечительные меры в виде наложения ареста, а также совершать иные действия.
В пункте 42 Постановления Пленума ВС РФ N 50 разъяснено, что перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы. После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным статьей 80 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, само по себе совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, связанных с наложением запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств в порядке части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в качестве обеспечения исполнения исполнительного документа, не свидетельствует о применении судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, запрет на которые установлен в период приостановления исполнительного производства.
Следовательно, постановление судебного пристава-исполнителя о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, принадлежащих должнику, вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства в качестве меры обеспечения исполнения судебного акта, что не противоречит разъяснениям пункта 31 Постановления Пленума ВС РФ N 50, согласно которым последствия приостановления исполнительного производства заключаются именно в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, а не обеспечительных мер.
Таким образом, доводы подателя жалобы о незаконности вынесенного судебным приставом-исполнителем 21.08.2020 постановления о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств основаны на неверном толковании действующих норм материального права и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Ссылка на то, что общая рыночная стоимость автомобилей, на которые наложен запрет на осуществление регистрационных действий, превышает сумму задолженности, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления от 21.08.2020, поскольку принятые судебным приставом-исполнителем меры в виде запрета регистрационных действий являются гарантией обеспечения прав и законных интересов взыскателя и не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы должника.
Исполнительные действия по запрету регистрационных действий в отношении имущества, зарегистрированного на имя должника, не являются мерами принудительного исполнения, выступают своего рода обеспечительной мерой, не предусматривающей ограничение права должника и обращение на нее взыскания (Определение ВС РФ от 11.01.2016 N 78-КГ 15-42).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не имеющие правового значения и не влияющие на правильность принятого судебного акта, поскольку не основаны на законе и направлены на переоценку доказательств, положенных в основу обжалуемого судебного акта. Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2021 по делу N А47-1814/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Веккер Павла Рудольфовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1814/2021
Истец: ИП Веккер Павел Рудольфович
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района города Оренбурга Чуйкова Елена Александровна
Третье лицо: ООО "Уралэлектрострой", Управление Федеральной сдужбы судебных приставов по Оренбургской области, Восемнадцатый Арбитражный Апеляционный суд