г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-18728/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Вагонная ремонтная компания - 2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2021 по делу N А40-18728/21, принятое судьёй Бушкаревым А.Н., по иску АО "Нефтетранссервис" к АО "Вагонная ремонтная компания - 2"
о взыскании 5 208 904 рублей 23 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Немсверидзе Т.Д. по доверенности от 26.01.2021
от ответчика: Наумов В.И. по доверенности от 28.12.2020
УСТАНОВИЛ:
АО "НЕФТЕТРАНССЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к АО "Вагонная ремонтная компания - 2" с иском о взыскании расходов вследствие некачественно произведенных ремонтов вагонов в размере 5 208 904 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о частичном удовлетворении исковых требований в размере 4 493 802,87 руб.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между истцом и ответчиком были заключены договоры от 28.12.2016 N 222, от 01.03.2018 N 50-Д на плановые виды ремонта грузовых вагонов (далее - договоры), в соответствии с которым АО "НефтеТрансСервис" (заказчик) поручает и обязуется оплатить, а АО "ВРК-2" (подрядчик) принимает на себя обязательства производить деповской и капитальный ремонты грузовых вагонов, а также ремонт деталей узлов и колесных пар грузовых вагонов, принадлежащих истцу.
Ответчик выполнил ремонты 192 вагонов истца, что подтверждается актами выполненных работ (номера вагонов указаны в расчете суммы исковых требований). В процессе эксплуатации данные вагоны и их детали не выдержали гарантийного срока эксплуатации.
В соответствии с договорами гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта (раздел 6 договоров).
В соответствии с п. 18 Руководства по деповскому ремонту (утверждено пятьдесят четвертым Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 г. N 54) вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта (п. 18.1). На детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41 (п. 18.2).
В соответствии с п. 17 Руководства по капитальному ремонту (утверждено пятьдесят четвертым Советом по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 г. N 54) вагоноремонтные предприятия, выполняющие капитальный ремонт вагонов, при соблюдении правил их эксплуатации, несут ответственность за качество и работоспособность отремонтированных вагонов и их деталей до следующего планового ремонта (п. 17.1).
На узлы и детали, проработавшие менее указанного срока, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41-М установленным порядком (п. 17.3).
Порядок удостоверения фактов неисправности узлов и деталей вагонов, не выдержавших гарантийного срока после их изготовления, установлен также указанием МПС РФ от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству". Пунктом 1.1 приложения N 8 данного указания установлено, что на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока, составляется акт формы ВУ-41-М, который является доказательством ненадлежащего качества изготовления и ремонта вагона, а также его узлов и деталей.
По каждому случаю ненадлежащего выполнения подрядных работ были составлены акты-рекламации формы ВУ-41 М на узлы и детали вагонов, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации. В соответствии с данными актами, в результате проведенного расследования, комиссией установлено ненадлежащее качество ремонта, проведенного ответчиком.
В соответствии с п.п. 6.3 - 6.4 договоров расходы, понесенные заказчиком (истцом), за выполненные работы по устранению дефектов вследствие некачественного выполнения работ возмещает подрядчик (ответчик).
В процессе эксплуатации спорных вагонов, отремонтированных на предприятиях ответчика, не выдержали гарантийного срока эксплуатации узлы и детали. Данные вагоны направлены в текущий ремонт. Текущий ремонт оплачен истцом, что подтверждается актами выполненных работ и платежными поручениями.
Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работ установлена в ст. 723 ГК РФ, в силу п. 1 которой в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования, либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе потребовать от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Размер убытков истца в связи с некачественно произведенными ремонтами вагонов составил 5 208 904 руб. 23 коп.
Истец направлял ответчику претензии с требованием оплатить стоимость расходов, возникших в связи с некачественно произведенными ремонтами вагонов, которые были оставлены без удовлетворения.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Ответчик считает необоснованным включение в состав взыскиваемых убытков оплаченного Истцом третьему лицу договорного штрафа за нахождение вагонов в текущем ремонте свыше 4 суток.
Данный довод Ответчика является несостоятельным в связи со следующим.
В разделе 6 договоров, заключенных между Истцом и Ответчиком, предусмотрена обязанность Подрядчика оплатить Заказчику расходы по устранению дефектов, выявленных в пределах гарантийного срока. При этом никаких ограничительных условий, устанавливающих пределы ответственности Ответчика за ненадлежащее выполнение им обязательств по договору, данный раздел договоров не содержит.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В материалах дела имеются доказательства наличия состава правонарушения Ответчика, а именно противоправного поведения Ответчика, выразившегося в ненадлежащем исполнении Ответчиком договорных обязательств (проведение некачественного ремонта вагонов) подтверждается актами-рекламациями ф. ВУ-41-М; факт несения убытков подтверждается претензиями, актами выполненных работ и платежными поручениями; причинно-следственная связь между действиями Ответчика и убытками Истца (в соответствии с актами-рекламации ф. ВУ-41-М и заключениями по расследованию случаев отцепки вагонов, необходимость текущего ремонта вагонов возникла вследствие некачественно произведенного ремонта Ответчиком).
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ документов, доказывающих обратное, Ответчиком не представлено.
Ссылка Ответчика на типовую форму договора на текущий ремонт вагонов ОАО "РЖД" является неотносимой, поскольку убытки Истца в виде оплаты штрафа возникли из другого договора, содержащего иные условия - договора аренды вагонов от 01.07.2019 N 2-02-029-183/19, предусматривающего оплату штрафа Истцом за все время нахождения вагонов в текущем ремонте.
При этом вагоны находились в текущем ремонте именно по причине некачественно выполненных Ответчиком ремонтов, которые в соответствии с п. 3.2.7 договора аренды организовывает арендатор (Истец).
Ответчик ошибочно полагает, что 78 часов проведения текущего ремонта, установленных в типовом договоре с РЖД, является предельным, сроком, прекращающим ответственность Ответчика, поскольку установленный срок на ремонт не свидетельствует о возможности использования вагона по назначению и перевода его в рабочий парк по его истечению, и как следствие, окончания штрафуемого периода по договору аренды, так как штраф по договору аренды начислен именно за период невозможности эксплуатации вагона.
Сроки выполнения работ по договорам подряда являются условиями коммерческих отношений Истца с подрядчиками и не определяют размера штрафа, возникшего в рамках договора аренды с арендодателями.
Более того, Истец, как арендатор вагонов, по вине Ответчика помимо оплаты оспариваемого штрафа несет и иные убытки: возмещает клиентам расходы, связанные с отправкой вагонов в ремонты (доборы провозных платежей и пр.), а также несет убытки, связанные с невозможностью использования вагонов в своей основной деятельности как оператора железнодорожного подвижного состава (неполучение операторского вознаграждения за время ремонта).
Ответчик считает необоснованным включение Истцом в размер требований суммы НДС.
Стороны договоров согласовали возмещение расходов на устранение гарантийных неисправностей с НДС, поскольку комплект документов, на основании которых ответчиком производится возмещение, включает в числе и счет-фактуру ремонтного предприятия (п. 6.4 договоров).
Основанием предъявленных истцом требований является, в частности, возмещение расходов в соответствии со ст. 723 ГК РФ. Таким образом, истец предъявляет свои требования, исходя из наличия у ответчика договорной ответственности.
Ни законом, ни договорами на выполнение работ по ремонту грузовых вагонов не установлено возмещение расходов на устранение недостатков выполненных работ с какими-либо ограничениями или уменьшениями. Следовательно, данные расходы являются возмещаемыми и ответчик, возместив данные расходы вместе с суммой НДС 20% в соответствии со ст.ст. 171 и 172 НК РФ имеет право принять данный налог к вычету самостоятельно, если не примет решение о дальнейшем перевыставлении (возмещении) данных расходов кому-либо из своих контрагентов, если на то имеются соответствующие основания.
Действующее законодательство не содержит норм, когда расходы на устранение недостатков выполненных работ возмещались бы в уменьшенном на сумму НДС виде.
НДС, являясь косвенным налогом, подлежит уплате лицом, которое принимает данные расходы, включая налог, на себя. Истец принял решение в соответствии с условиями договора перевыставить эти расходы ответчику. Ответчик может принять налог на свои затраты и предъявить к вычету, или в свою очередь перевыставить своему контрагенту, если такая возможность имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база на НДС увеличивается, в том числе на суммы, полученные за реализованные товары и услуги, либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров и услуг.
На основании ч. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии с положениями ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
При уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, уплаченных третьему лицу - ОАО "РЖД" за проведенный текущий отцепочный ремонт вагонов, истец вправе предъявить НДС по данным расходам к вычету.
Однако в случае дальнейшего использования товаров, работ и услуг, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, работам и услугам, подлежат восстановлению (п. 2 ч. 3 ст. 170 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
На основании пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются либо дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, с даты вступления в законную силу решения суда, Общество обязано восстановить принятый ранее к вычету НДС и отнести его в целях налогообложения вместе с суммой возмещаемых расходов на устранение недостатков на внереализационные расходы.
Возможность принять к вычету ранее восстановленный НДС не предусмотрена НК РФ.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2021 по делу N А40-18728/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Вагонная ремонтная компания - 2"в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18728/2021
Истец: АО "НЕФТЕТРАНССЕРВИС"
Ответчик: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 2"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25385/2021
17.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-82782/2022
10.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-18728/2021
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25385/2021
28.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30559/2021
25.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-18728/2021