г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-257575/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трансстроймеханизация" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-257575/20, принятое судьёй Агеевой Л.Н., по иску АО "Мосэнергосбыт" к ООО "Трансстроймеханизация" третье лицо: ПАО "Россети Московский регион"
о взыскании 12 020 959 рублей 77 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Александров А.С. по доверенности от 25.11.2020
от ответчика: Бевз С.И. по доверенности от 15.12.2020
от третьего лица: Мирошниченко М.С. по доверенности от 11.05.2021
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Трансстроймаханизация" о взыскании задолженности в размере 11 688 511 руб. 53 коп., законной неустойки, начисленной за период с 22.09.2020 г. по 17.12.2020 г. в порядке ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 332 448 руб. 24 коп., законной неустойки, начисленной в порядке абз. 8 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки начиная с 18.12.2020 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Третье лицо возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил письменные пояснения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
14.12.2016 г. между истцом АО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и ответчиком ООО "Трансстроймаханизация" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 83196529 (далее - договор), согласно условиям которого, МЭС обязуется осуществлять продажу абоненту электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
В соответствии с п. 169 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Постановление N 442), сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Из материалов дела следует, что при проведении третьим лицом инструментальной проверки потребления электрической энергии был зафиксирован факт безучетного потребления, что отражено в акте проверки узла учета от 27.07.2020 г. N 005063, согласно которому была отражено, что сорвана пломба, поскольку на защитной клеммной крышке ПУ N 27383664 первоначально была установлена пломба N 8642487, отраженная в акте допуска от 02.12.2016 г., по факту же обнаружена пломба N 0199483.
В результате обнаружения факта безучетного потребления составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 11.08.2020 г. N 006864/Кл-СЭС-МГИК-Ю.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец ссылается на неоплату ответчиком стоимости безучетного потребленния электроэнергии.
В соответствии с п. 2 Постановления N 442, "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В силу п. 84 Постановления N 442, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа. Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с настоящим документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.
Согласно п. 82 Постановления N 442, если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком: 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма заcчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
На основании п. 3 ст. 543 ГК РФ, требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В силу п. 137 Постановления N 442, приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электроэнергии, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, быть допущенными в эксплуатацию, иметь неповрежденные контрольные пломбы.
В соответствии с абз. 5 п. 145 Постановления N 442 в случае если собственник прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, не является собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета был установлен и допущен к эксплуатации, то, если иное не установлено соглашением между указанными собственниками собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с настоящим документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета
Согласно п. 4.20 договора абонент обязуется обеспечить сохранность и целостность расположенных в границах балансовой принадлежности его энергопринимающих устройств приборов учета, измерительных комплексов, систем учета, контроля и управления электропотребления (включая их технические, программные и иные компоненты), пломб и (или) знаков визуального контроля, а также воздушных и кабельных линий.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 г. N 6 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
Все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе (п. 2.11.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Ответственность за сохранность и чистоту внешних элементов средств измерений и учета электрической энергии несет персонал, обслуживающий оборудование, на котором они установлены (п. 2.11.15 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
В силу п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, в отзыве на исковое заявление сослался на снятие пломбы N 8642487 и установку новой пломбы N 0199483 непосредственно работником истца.
В обоснование своей позиции ответчиком было заявлено ходатайство о вызове в судебное заседание в качестве свидетелей Шелковича П.И., Савилова А.Н., в удовлетворении которого было отказано протокольным определением в порядке ст. 88 АПК РФ, поскольку обстоятельства, которые в силу закона должны подтверждаться определенными доказательствами, не могут подтверждаться в силу ст. 65, 67, 68 АПК РФ иными доказательствами, а также представлено заявление Савилова А.Н., удостоверенное нотариально, согласно которому Савилов А.Н., являющийся зимой 2017 года работником истца, получил от ответчика сим-карту "МТС" и установил ее в прибор учета электроэнергии абонента, в связи с чем опломбировал прибор новой пломбой.
Данное заявление суд не может оценить как надлежащее и бесспорное доказательство замены пломбы самим истцом, поскольку в случае замены пломбы уполномоченным лицом, сторонами правоотношений должен быть подписан акт, фиксирующий снятие прежних и установку новых пломб, а также показатели приборов учета в этот момент. Если ответчик, как абонент, пренебрег своим правом присутствовать при указанных действиях энергоснабжающей организации и требовать составления соответствующих документов, фиксирующих достоверную информацию, он принял на себя риск наступления неблагоприятных последствий в виде невозможности документального подтверждения допустимыми доказательствами тех обстоятельств, на которые ответчик сослался в своем отзыве на иск.
Исходя из положений абз. 13 п. 2 Постановления N 442, состав безучетного потребления электроэнергии образуют не только активные действия потребителя, направленные на нарушение учета электроэнергии путем вмешательства в работу прибора учета, но и бездействие, выражающееся в отсутствии надлежащей технической эксплуатации со стороны потребителя, в том числе осмотров приборов учета, системы учета с целью своевременного выявления недостатков учета и сообщения об этом энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. п. 2.11.15, 2.11.16, 2.11.17 названных Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2013 г. N 6 потребитель обязан обеспечить исправное состояние всех средств измерений и учета электрической энергии. Ответственность за сохранность внешних элементов средств измерений и учета электрической энергии несет персонал, обслуживающий оборудование, на котором они установлены. Обо всех дефектах или случаях отказа в работе расчетных приборов учета потребитель обязан немедленно уведомить об этом энергоснабжающую организацию.
Ответчик, несмотря на указание о замене пломбы непосредственно истцом, доказательств обращения в энергоснабжающую организацию о направлении соответствующих документов ранее даты возникновения спорных правоотношений, не представил, как и не представил доказательств направления заявки об установлении новой сим-карты.
Также ответчик пояснил, что присутствующий при проверке измерительного комплекса представитель ответчика Шелкович П.И., действующий на основании доверенности от 16.01.2020 г. N 127-С/20, не был уполномочен на основании данной доверенности на участие в поверке измерительных комплексов и подписания каких-либо документов.
Вместе с тем, суд учел, что ответчик письмом от 25.06.2020 г. N ТСМ-И6153/ГИ.4-20 просил перенести дату проведения инструментальной проверки узла учета электроэнергии на 27.07.2020 г. Кроме того, при прибытии на проверяемый объект в указанную дату, доступ к энергопринимающему оборудованию для предоставлен Шелковичем П.И., действующем от имени ответчика на основании доверенности. Таким образом, суд пришел к выводу, что полномочия указанного лица на участие в поверке и подписания акта явствовали из обстановки.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании задолженности в размере 11 688 511 руб. 53 коп., согласно расчету, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку оно подтверждается материалами дела. Расчет судом проверен и признан обоснованным.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" устанавливает, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем. День фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Истец воспользовавшись своим правом, начислил неустойку, согласно представленному расчету в размере 332 448 руб. 24 коп. с начислением неустойки по дату фактической оплаты задолженности.
Ответчик в письменных пояснениях возражал против даты начала начисления периода неустойки с 22.09.2020 г., т.е. ранее даты составления претензии, как противоречащему условиям договора.
Вместе с тем, суд учел, обязательства ответчика об оплате задолженности на которую начислена неустойка, не связаны с исполнением обязательств из договора.
Кроме того, исходя из положений ст. 330 ГК РФ начало периода просрочки обязательств не ограничивается датой направления претензии.
Расчет судом проверен, ответчиком контррасчет не представлен, ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ не заявлено.
При этом суд признал, что размер процентов соразмерен последствиям нарушения обязательств.
Доводы заявителя подлежат отклонению.
Согласно пункту 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
На основании пунктов 167, 172 Основных положений N 442 работниками ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" (сетевая организация) 27.07.2020 года проведена инструментальная проверка потребления электрической энергии, в ходе которой было установлено факт безучетного потребления, а именно: сорвана пломба (на защитной клеммной крышке ПУ N27383664 первоначально была установлена пломба N8642487 отображенная в акте допуска от 02.12.2016, а по факту обнаружена пломба N0199483). Данные нарушения были зафиксированы в акте проверки узла учета N005063 от 27.07.2020 г.
В соответствии с п. 177, 178 Основных положений N 442 в результате обнаружения факта безучетного потребления составлен Акт о неучтенном потреблении электроэнергии N 006864/Кл-СЭС-МГИК-Ю от 11.08.2020 года (далее - Акт). Представитель Потребителя присутствовал при составлении акта. Акт подписаны уполномоченными представителями обеих сторон (представителем Ответчика-Шелкович П.И. по доверенностиN 127-С/20 от 16.01.2020).
Довод Ответчика об отсутствии уведомления о проверке несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно п. 174 ОПФРР, в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет лицу, проводящему проверку, предложение об иных дате и (или) времени, но не позднее 10 рабочих дней со дня предложенной даты, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.
Из буквального толкования норм пунктов 170 и 174 ОПФРР усматривается, что уведомление потребителя о дате и времени проведения проверки необходимо в случае, если работник сетевой организации или гарантирующего поставщика не были допущены на объект электроснабжения или к приборам учёта (системе учёта).
В случае, если допуск к энергопринимающим устройствам (приборам учёта (системе учёта)) был обеспечен потребителем (его работниками или представителями), либо лицами, фактически осуществляющими потребление электроэнергии (арендаторами или иными лицами, на законных основаниях пользующимися энергопринимающими устройствами (помещениями) потребителей, то такая проверка считается проведенной в соответствии с требованиями законодательства.
В силу п. 8(1). ОПФРР, для целей настоящего документа под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, или его направление такому лицу одним из следующих способов (за исключением случаев, когда для отдельных видов уведомлений прямо предусмотрены иные способы):
а) заказное почтовое отправление - если адресатом является гражданин, то уведомление отправляется по адресу регистрации гражданина или месту жительства, или по адресу, который гражданин указал сам в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии), или, если адресатом является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то уведомление отправляется по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или Едином государственном реестре юридических лиц, или по адресу, указанному индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствующем договоре. Уведомления, направленные по указанным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу, по истечении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции;
б) включение текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
в) электронная почта - по адресу электронной почты, который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;
г) направление короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи абонентский номер (далее - номер мобильного телефона), который указан в соответствующем договоре.
При этом уведомление считается полученным в момент его направления;
д) факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи - при условии наличия возможности достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано. При этом уведомление считается полученным в момент его направления.
ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" уведомило потребителя о дате, месте и времени проведения проверки. Данное обстоятельство подтверждается письмом N 1820 С/Кл СЭС от 19.06.2020.
Ответчик, воспользовавшись своим правом, попросил перенести дату проведения проверки измерительного комплекса с 05.07.2020 на 27.07.2020, что подтверждается письмом N ТСМ-И6153/ГИ4-20 от 25.06.2020.
Таким образом, проверка измерительного комплекса была проведена сотрудниками ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" 27.07.2020.
При проведении проверки присутствовал представитель Потребителя, что отражено в акте проверки от 27.07.2020. Прибыв на проверяемый объект, ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" встретил Шелкович П.И., который предоставил доступ к энергопринимающему оборудованию Абонента. В связи с чем у представителей Третьего лица не было оснований сомневаться в наличии соответствующих полномочий у Шелкович П.И., так как они явствовали из полномочий, в которых они действовали, а также ввиду наличия у указанного лица доверенности.
Полномочия указанного лица на участие в проверке и подписание акта проверки для сотрудников ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" явствовали из обстановки, так как он:
- является ответственным должностными лицом Ответчика;
- предоставил допуск к энергопринимающим устройствам Ответчика;
- обладает доверенностью с правом совершения юридически значимых действий от лица ответчика.
Следовательно, в материалы дела Истцом представлены доказательства надлежащего уведомления Ответчика о дате, месте и времени проведения проверки, а также о дате, месте и времени составлении акта о неучтенном потреблении. Акт проверки и акт БУП составлен в присутствии уполномоченного представителя Ответчика - Шелковича П.И. по доверенности N 127-С/20 от 16.01.2020 (письмо N 1820 С/Кл СЭС от 19.06.2020 и письмо N СЭС/Кл 3385 от 29.07.2020).
Экземпляр акта БУП был вручен представителю Ответчика, о чем свидетельствует его подпись в акте БУП "Экземпляр акта получил: Шелкович П.И. по доверенности N 127-С/20 от 16.01.2020".
Согласно акту о неучтённом потреблении N 006864/Кл-СЭС-МГИК-Ю от 11.08.2020 нарушение заключается в сорванной пломбе (на защитной клеммной крышке ПУ N 27383664 первоначально была установлена пломба N 8642487 отображенная в акте допуска от 02.12.2016, а по факту обнаружена пломба N 0199483).
Согласно п. 3.1 "ГОСТ 31282-2004. Межгосударственный стандарт. Устройства пломбировочные. Классификация" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 16.06.2005 N 158-ст) (ред. от 21.06.2017) (далее -ГОСТ 31282-2004), пломбировочные устройства (ПУ): персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта (транспортного средства, контейнера, цистерны, помещения, тары, оборудования и др.) от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.
В соответствии с п. 3.3 ГОСТ 18680-73, контроль внешнего вида производится визуально.
Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей), потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
Все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе (п. 2.11.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Ответственность за сохранность и чистоту внешних элементов средств измерений и учета электрической энергии несет персонал, обслуживающий оборудование, на котором они установлены (п. 2.11.15 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Согласно подп. 3.5 п. 3 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 19.09.1996, средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.
В силу п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Согласно п. 4.20 Договора Абонент обязан обеспечивать сохранность и целостность расположенных в границах балансовой принадлежности его энергопринимающих устройств приборов учета, измерительных комлексов, систем учета, контроля и управления электропотреблением (включая их технические, программные и иные компоненты), пломб и (или) знаков визуального контроля, а также воздушных и кабельных линий.
Согласно п. 175 ОПФРР, лицо, являющееся собственником расчетного прибора учета и (или) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), в границах балансовой принадлежности (земельного участка) которых установлен расчетный прибор учета, принадлежащий другому лицу, при выявлении фактов его неисправности или утраты обязано в течение одних суток сообщить об этом другой стороне по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).
В этом случае гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан после получения информации от потребителя в течение одних суток сообщить такую информацию в сетевую организацию, с которой таким гарантирующим поставщиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств такого потребителя.
Таким образом, обязанность по обеспечению эксплуатации прибора учета, контролю сохранности пломб и знаков визуальной защиты (в том числе обязанность проведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, обязанность по допуску в эксплуатацию приборов учета возлагается на собственника такого прибора учета.
В силу названных норм материального права Ответчик обязан незамедлительно сообщать сетевой организации и гарантирующему поставщику обо всех нарушениях и замечаниях, связанных с работой измерительного комплекса, приняв необходимые действия по устранению нарушений.
Таким образом, Ответчик в нарушение условий договора энергоснабжения не проявил требуемой заботливости и осмотрительности в данном вопросе и не сообщил в энергоснабжающую организацию об отсутствии пломб на средствах учета, в связи с чем должен нести риск негативных последствий не совершения указанных действий (статья 9 АПК РФ), который в данном случае заключается в возмещении стоимости безучетного потребления электрической энергии.
Со своей стороны Истец предоставил все необходимые доказательства для квалификации данного нарушения как безучетное потребление электрической энергии. В том числе Истцом в материалы дела представлены акты проверок от 02.12.2016 и от 13.01.2017 (подтверждающие факт установки пломбы N 8642487 на ПУ N 27383664), акт проверки от 27.07.2020 и акт БУП от 11.08.2020 (подтверждающие факт безучетного потребления), уведомления N 1820 С/Кл СЭС от 19.06.2020 и письмо N СЭСЖл 3385 от 29.07.2020 (подтверждающие факт уведомления Ответчика о предстоящей проверке ПУ и о составлении акта БУП).
При этом, со стороны ответчика не было представлено доказательств, опровергающих факт безучетного потребления электрической энергии.
Ссылка ответчика о том, что 15.02.2017 сотрудником Истца была произведена самовольная установка сим-карты в ПУ N 27383664, ввиду чего была снята пломба N 8642487 и установлена пломба N 0199483 является несостоятельной.
Ответчиком не представлено в материалы дела доказательств направления заявки в адрес Истца либо Третьего лица о необходимости установки такой сим-карты.
Все пломбы, установленные Истцом, имеют оттиск с указанием принадлежности компании.
При осуществлении работ с измерительным комплексом, в том числе снятие и установка пломб, фиксируется в соответствующем акте.
Таким образом, доказан факт безучетного потребления электрической энергии, расчет безучетного потребления электрической энергии - соответствующим действующему законодательству.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-257575/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257575/2020
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ"
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"