город Томск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А45-35936/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ" (N 07АП-4724/2021) на решение от 31.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35936/2020 (судья Хорошилов А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ" (ИНН 5404307131), г. Новосибирск, к Федеральной налоговой службе (ИНН 7707329152), г. Москва; Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (ИНН5406299616), г. Новосибирск о признании незаконным бездействия, выразившееся в не включении общества в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, об обязании включить общество в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов"
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ": Долматов В.В. по доверенности от 17.12.2020 (на 1 год),
от Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области: Соловьева Т.Б. по доверенности от 01.09. 2020 (на 3 года),
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов": Зулин А.И., генеральный директор, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ" (далее - общество, ООО "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральной налоговой службе, Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по налоговой отчетности за 2018 год (далее - оспариваемое бездействие), обязании включить общество в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по налоговой отчетности за 2018 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" (далее - третье лицо, ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов").
Решением суда от 31.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что располагая сведениями о соответствии ООО "ПРО КАПИТАЛ Сибирь" критериям для внесения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в срок не позднее 10.08.2020 Федеральная налоговая служба и Управление обязаны были внести сведения в единый реестр.
В результате неправомерного бездействия указанных служб заявитель не внесен в единый реестр, лишен возможности получить государственную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доказательств того, что в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы нет данных о подаче ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" сведений о заявителе, Управлением не представлено. Заявитель кроме уведомления N 96436 не имел возможности представить иные доказательства, поскольку вся информация содержится в электронном сервисе "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", который ведется по правилам и функционалу, созданному Федеральной налоговой службой, к которому доступ имеется только у Федеральной налоговой службы.
ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" к своему отзыву приложило документы финансовой отчетности компании с ограниченной ответственностью "БРИКСТОУН РЕАЛ ИСТЕЙТ ФАНДЗ СИКАВ П.Л.С." за 2018 год, подтверждающие, что заявитель соответствует критериям для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные документы имеются в материалах дела, а представитель Управления в судебном заседании подтвердил, что действительно заявитель относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и данный довод заявителя не оспаривается. Следовательно, Федеральная налоговая служба и Управление обязаны были включить заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, но не выполнили этой обязанности, что указывает на неправомерное бездействие.
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от Федеральной налоговой службы и третьего лица не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении, представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы общества.
Представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральная налоговая служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Федеральной налоговой службы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества, Управления, третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.02.2007 года. Единственным участником заявителя является иностранное юридическое лицо - КОМПАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БРИКСТОУН РЕАЛ ИСТЕЙТ ФАНДЗ СИКАВ П.Л.С." Страна происхождения Мальта, регистрационный номер SV 233.
С целью подтверждения соответствия критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства заявитель 24.06.2020 заключил договор N 35-1-к/20 с аудиторской организацией ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов".
По результатам анализа отчетности иностранного юридического липа (компания с ограниченной ответственностью "БРИКСТОУН РЕАЛ ИСТЕЙТ ФАНДЗ СИКАВ П.Л.С.") за 2018 год представленной в налоговый орган страны Мальта ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" установило, что ООО "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ" соответствует критериям для внесения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Располагая сведениями о соответствии ООО "ПРО КАПИТАЛ Сибирь" критериям для внесения в единый реестр в срок не позднее 10.08.2020 Управление, по мнению заявителя, обязано было внести сведения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
При проверке статуса заявления 96436, направленного ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов", обществом установлено, что заявление рассмотрено, но заявитель не внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
11.01.2021 ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" в соответствии с частью 6.2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон 209-ФЗ) в уполномоченный орган представлены сведения в отношении ООО "Про Капитал Сибирь" по сроку, установленному частью 7.1 статьи 4.1 указанного закона. Сведения об ООО "Про Капитал Сибирь" включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.02.2021.
Считая бездействие, выразившееся в не включении общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, незаконными, ООО "Про Капитал Сибирь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что направленное 30.06.2020 через официальный сайт Федеральной налоговой службы ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" уведомление N 96436 являлось сообщением об отсутствии в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО "Про Капитал Сибирь", что не соответствует формату представления сведений поставщиками, утвержденному приказом ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7- 14/125@ и требованиям части 7 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ; третьим лицом был ошибочно выбран ненадлежащий формат представления таких сведений, что исключило возможность обработки указанного заявления, как "перечня обществ" направленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 7 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, в связи с указанным нельзя сделать вывода несоответствии оспариваемого бездействия нормам Закона N 209-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских, (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1.1 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, при этом у участника хозяйственного общества - иностранного юридического лица доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий (2 млрд. рублей), и среднесписочная численность работников которого за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (250 человек).
Частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в ЕРСМП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.
Из пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ следует, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются уполномоченным органом ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Источником соответствующих сведений об участниках обществ с ограниченной ответственностью - иностранных юридических лицах для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства являются аудиторские организации, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций (часть 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Организация, имеющая в составе участников иностранное юридическое лицо и заинтересованная во включении сведений о ней в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, вправе заключить с аудиторской организацией договор об оказании соответствующей аудиторской услуги. При этом организация должна предъявить аудиторской организации отчетность иностранного юридического лица за соответствующий год, представленную в налоговый орган страны, где учреждено это лицо.
Сведения об обществе, которое создано до 01.12.2019 и участником которого с долей участия 100% является иностранная организация - КОМПАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БРИКСТОУН РЕАЛ ИСТЕЙТ ФАНДЗ СИКАВ П.Л.С." (Мальта), могли быть внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01 июля 2020 года в случае соблюдения условий, установленных подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
Федеральной налоговой службой издан приказ от 25 февраля 2020 года N ЕД7-14/125@ "Об утверждении Рекомендуемого формата представления сведений поставщиками для целей ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме".
Для того, чтобы 10 августа 2020 года сведения об обществах с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные организации, соответствующие условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, были включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Федеральная налоговая службы, которая отвечает за ведение этого реестра, в соответствии с частью 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ должна в период с 01.07.2020 по 05.07.2020 получить два списка:
- перечень обществ с ограниченной ответственностью, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ - представляется аудиторскими организациями, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Указанный перечень формируется аудиторскими организациями по результатам сопоставления ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено соответствующее иностранное юридическое лицо, с условием, установленным абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ;
- перечень аудиторских организаций, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", - представляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации).
Внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства носит не заявительный характер, а осуществляется только на основании сведений, представленных в установленном порядке и формате в электронной форме.
Направленное 30.06.2020 через официальный сайт Федеральной налоговой службы ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" уведомление N 96436 являлось сообщением об отсутствии в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО "Про Капитал Сибирь", что не соответствует формату представления сведений поставщиками, утвержденному приказом ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7- 14/125@ и требованиям части 7 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Аудиторская организация - ООО "Аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов" - не представила в уполномоченный орган перечень обществ с ограниченной ответственностью, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в том числе в отношении заявителя, в 2020 по сроку, установленному частью 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
В отсутствие указанного перечня сведения об ООО "Про Капитал Сибирь" как о субъекте малого и среднего предпринимательства правомерно не были включены Управлением в единый реестр.
Поскольку третьим лицом был ошибочно выбран ненадлежащий формат представления сведений, данное обстоятельство исключило возможность обработки указанного заявления, как "перечня обществ" направленного в соответствии с требованиями предусмотренными частью 7 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств того, что Управлением допущено бездействие по непринятию конкретно перечисленных в заявлении мер.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается незаконности оспариваемого бездействия и решения от 30.08.2016 Управления, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-35936/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35936/2020
Истец: ООО "ПРО КАПИТАЛ СИБИРЬ"
Ответчик: Управление Федеральной Налоговой Службы по Новосибирской Области, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: общество с ограниченной ответсвенностью "аудиторская фирма "Экспертиза бизнеса и финансов"", ООО "АФ "Экспертиза бизнеса и финансов"", Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд