г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А56-12191/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18274/2021) ООО "Интакт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2021 по делу N А56-12191/2021 (судья Раннева Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "Интакт"
к ООО "Сырная Империя"
3-е лицо: ООО "Арла Фудс"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интакт" (ОГРН 1157847020924) обратилось с иском к Общество с ограниченной ответственностью "Сырная империя" (ОГРН 1173702004244) о взыскании 120 935 руб. 32 коп. убытков по договору оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом от 08.06.2020.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Арла Фудс" (ОГРН 1077847458787).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 16.04.2021 в иске отказано.
14.05.2021 судом составлен мотивированный текст решения.
В апелляционной жалобе Истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных Истцом требований не учел, что Ответчик в силу условий договора и действующего законодательства, несет ответственность за сохранность груза в процессе перевозки, в том числе по количеству, при отсутствии отметок в ТТН при приеме груза к перевозке.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК Российской Федерации
Как следует из материалов дела, между ООО "Интакт" (заказчик) и ООО "Сырная империя" (перевозчик) заключен рамочный Договор оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом от 21.06.2019.
В соответствии с пунктом 1.1. Договора ответчик обязуется доставить вверенный ему истцом груз в пункт назначения и выдать его правомочному на получение груза лицу (грузополучателю).
Пунктом 1.2. Договора предусмотрено, что ответчик оказывает услуги истцу на основании поручений.
Поручением от 11.11.2020 ответчик взял на себя обязательства по перевозке 4-х тонн (10 паллет) молочной продукции по маршруту Москва г., ул. Рябиновая - Санкт-Петербург г., г. Колпино.
Ответчиком было предоставлено транспортное средство: Газон NEXT г.р.з. В312АХ 37 под управлением водителя Батуева Сергея Михайловича.
Во время погрузки транспортного средства нареканий по состоянию груза, его количества, тары, упаковки, пломбы, расположения груза в транспортном средстве со стороны представителя ответчика не поступало, каких-либо замечаний и комментариев (отметок) в погрузочные документы не вносились.
Груз был принят 11.11.2020 в полном объеме и надлежащем качестве, о чем свидетельствует Транспортная накладная N 594021, N594206, N594205 и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение N AN-1406537790, AN-1406537979, AN-1406537978 от 11.11.2020 за подписью представителя ответчика - водителя С.М. Батуева.
Во время выгрузки 12.11.2020 на складе грузополучателя (ООО "ПроФреш") было обнаружено, что груз доставлен не в полном объеме, а именно: крайний паллет в хвосте машины имеет следы вскрытия (нарушена упаковка и в середине паллета "колодец" не хватает 2-х коробок); паллет слева второго ряда имеет следы вскрытия (нарушена упаковка-пленка и отсутствует часть товара на паллете).
Представителем грузополучателя составлен Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N б/н от 12.11.2020 за подписью водителя.
Поскольку груз доставлен не в полном объеме, грузоотправителем - ООО "Арла Фудс" в адрес истца направлена претензия от 20.11.2020 исх. N 771310 о возмещении убытков, вызванных утратой груза на сумму 137 095 руб. 12 коп.
Истцом в добровольном порядке возмещена стоимость утерянного груза Грузоотправителю в указанном размере, по платежному поручению N 4510 от 26.11.2020.
Наличие договорных отношений между истцом и грузоотправителем подтверждается договором на транспортно-экспедиционное обслуживание от 16.09.2019 N 29.
В соответствии с пунктом 6.3 договора от 08.06.2020 ответчик несет ответственность перед истцом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (в установленном размере) после принятия его ответчиком и до выдачи груза грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые ответчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Пунктом 3.8. Договора предусмотрено, что истец вправе удерживать из стоимости подлежащих оплате услуг ответчику денежные суммы в счет погашения убытков, возникших в результате оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества или невыполнением ответчиком условий поручения и/или договора и предъявленных ответчику в претензионном порядке.
В соответствии с условиями договора истцом в одностороннем порядке в счет убытков была удержана провозная плата, а также составлен и направлен Акт зачета взаимных требований б/н от 19.01.2021.
Таким образом, с учетом удержания истцом провозной платы, задолженность ответчика перед истцом составляет 120 935 руб. 32 коп.
Претензионные требования истца об исполнении обязательств ответчиком не удовлетворены в добровольном порядке, что и послужило основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Истцом требований исходил из отсутствия доказательств приемки товара по количеству, а также нарушения целостности пломбы при приемке товара.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Как следует из статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 34 Устава, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно части 1 статье 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных названным Уставом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38 Устава, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров (часть 2 статьи 38 Устава).
Согласно подпункту в пункта 79 Правил перевозок (действовавших в спорный период) в случае повреждения (порчи) груза составляется акт.
На основании пункта 80 Правил перевозок акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В пунктах 82 и 83 Правил перевозок указано, что акт должен быть составлен в присутствии водителя и содержать в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер. При этом к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза. В соответствии с пунктом 84 Правил перевозок в случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
Согласно пункту 86 Правил перевозок в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Устава пломбирование транспортных средств, контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Согласно пункту 56 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, по окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузовов транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер. Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной (пункт 57 Правил).
Пункт 26 Правил предусматривает, что перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.
В обоснование заявленных доводов о недостаче товара при разгрузке Истцом в материалы дела представлен акт об установленном расхождении по количеству при приемке МТЦ от 12.11.2020 в соответствии с которым зафиксирована недостача груза в количестве 1152 кг. и 8 кг., а также имеется указание на нарушение целостности пломбы.
Также данный акт содержит отметку водителя о не согласии с актом в части нарушения пломбы.
Представленные в материалы дела ТТН не содержат отметок о составлении указанного акта, а также каких либо замечаний при доставке груза в том числе исправности пломбы.
Акты о возврате ТМЦ от 11.11.2020 содержат отметку кладовщика грузополучателя о приеме груза без замечаний, в том числе в отношении пломбы N 0133548. Исправления в отношении количества внесены ручкой в акт от 11.11.2020 N АN1406537790, без указания лица которое их внесло, а также без ссылок на обстоятельства при которых установлено расхождение.
При этом в данных актах отсутствует подпись водителя о приеме груза по количеству и наименованию.
ТТН имеют указания на общий вес и количество мест.
В силу части 8 статьи 15 Устава автомобильного транспорта выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.
Судом установлено и Истцом не оспаривается, что товар получен к перевозке ответчиком в опломбированных контейнерах и доставлен в опломбированных контейнерах. При погрузке товара расхождения в массе груза относительно массы заявленной истцом отсутствовали. Грузополучатель принял груз без замечаний до начала выгрузки о чем свидетельствуют отметки в ТТН.
Доказательства и основания считать, что в процессе перевозки произошла утрата части груза, отсутствуют.
Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств как приема груза с проверкой по количеству, так и нарушения целостности пломбы при прибытии ТС, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Истцом требований.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2021 по делу N А56-12191/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12191/2021
Истец: ООО "Интакт"
Ответчик: ООО "СЫРНАЯ ИМПЕРИЯ"
Третье лицо: ООО "АРЛА ФУДС"