г. Москва |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А41-33097/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2021 по делу N А41-33097/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации городского округа Серпухов Московской области: Сигунов С.А. (по доверенности N 102 от 30.12.2020);
Комитета лесного хозяйства Московской области: Бурцева А.И. (по доверенности от 28.12.2020).
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, ответчик 1), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, агентство, ответчик 2) со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений):
1. Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино площадью 21 919 кв. м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
Х, м |
Y, м |
|
1 |
381613,16 |
2166429,36 |
2 |
381665,88 |
2166536,06 |
3 |
381766,40 |
2166717,08 |
4 |
381849,04 |
2166685,04 |
5 |
381767,78 |
2166536,32 |
6 |
381730,74 |
2166552,42 |
7 |
381644,25 |
2166409,88 |
2. Установить границы земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 26 807,71 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино, в соответствии с геодезическими данными:
Номер точки |
Координаты |
|
Х, м |
Y, м |
|
1 |
381613,16 |
2166429,36 |
2 |
381644,25 |
2166409,88 |
3 |
381657,51 |
2166412,69 |
4 |
381701,24 |
2166453,74 |
5 |
381717,27 |
2166462,19 |
6 |
381726,39 |
2166475,36 |
7 |
381769,83 |
2166536,91 |
8 |
381775,35 |
2166550,18 |
9 |
381849,04 |
2166685,04 |
10 |
381766,40 |
2166717,08 |
11 |
381665,88 |
2166536,06 |
3. Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, площадью 26 807,71 кв. м, путем установления границ земельного участка согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
Х, м |
Y, м |
|
1 |
381613,16 |
2166429,36 |
2 |
381644,25 |
2166409,88 |
3 |
381657,51 |
2166412,69 |
4 |
381701,24 |
2166453,74 |
5 |
381717,27 |
2166462,19 |
6 |
381726,39 |
2166475,36 |
7 |
381769,83 |
2166536,91 |
8 |
381775,35 |
2166550,18 |
9 |
381849,04 |
2166685,04 |
10 |
381766,40 |
2166717,08 |
11 |
381665,88 |
2166536,06 |
4. Внести изменения в сведения государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 26 807,71 кв. м, фактически занятый Калугинским кладбищем, расположенный в деревне Калугино в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда следующих земельных участков:
- площадью 3525,71 кв. м, согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
Х, м |
Y, м |
|
1 |
381767,78 |
2166536,32 |
2 |
381761,40 |
2166539,09 |
3 |
381757,43 |
2166551,73 |
4 |
381766,89 |
2166578,55 |
5 |
381795,29 |
2166638,50 |
6 |
381812,34 |
2166671,08 |
7 |
381815,46 |
2166666,36 |
8 |
381837,91 |
2166689,36 |
9 |
381849,04 |
2166685,04 |
- площадью 802,46 кв. м, согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
Х, м |
Y, м |
|
6 |
381812,34 |
2166671,08 |
7 |
381815,46 |
2166666,36 |
8 |
381837,91 |
2166689,36 |
14 |
381787,28 |
2166708,98 |
5. Признать за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок площадью 26 807,71 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономики и финансов Московской области (далее также - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.04.2021 исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласились ответчики и обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционных жалобах ответчики (далее также - податель жалобы) просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционных жалоб их податели указывают на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечают, что границы земельного участка лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством, собственником земель лесного фонда является Российская Федерация. Сам факт осуществления захоронений на спорном земельном участке не изменяет правового статуса земельного участка, в том числе, с учетом необходимости соблюдения процедуры перевода земельных участков из одной категории в другую.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, общей площадью 2,19 га, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для размещения кладбищ, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Калугино.
Границы участка установлены на основании постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области N 700 от 07.06.1993 (т. 1, л.д. 25), которым утверждена схема расположения участка.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения "Дашковское" Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального район Московской области от 13.12.2018 N 2/6 (т. 1, л.д. 17), участок находится в зоне двойного учета: земли лесного фонда и СП-1 (зона мест погребения - для обеспечения условий использования участков, предназначенных для специализированного размещения и функционирования мест погребения (кладбищ, крематориев, иных мест захоронения).
Как указывает администрация, участок используется под Калугинское кладбище, захоронения на котором производятся с 1988 года, о чем составлен акт осмотра от 29.04.2019 (т. 1, л.д. 8).
Согласно данным ВИС ГУАГ МО участок с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 частично расположен в квартале 10 выд. 1 Шатовского участкового лесничества филиала "Русский лес", площадь наложения 802,47 кв. м.
В целях разрешения межевого спора, препятствующего распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является, в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции верно установлено, что права истца на участок с кадастровым номером с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 подтверждены.
Так, согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 названного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 названного Закона установлено предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 названного Закона, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, как верно, вопреки доводам апелляционных жалоб, отметил суд первой инстанции, из приведенных норм следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
В целях определения наличия пересечения земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 с землями лесного фонда определением суда первой инстанции от 16.09.2020 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертной организации ООО "Экспертиза и управление недвижимостью" Боброву Денису Вадимовичу, Окружко Дмитрию Алексеевичу и Покарееву Александру Альбертовичу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) Установить с учетом санитарных норм фактическую границу Калужского кладбища, расположенного в деревне Калугине Серпуховского района Московской области Московской области.
2) С учетом ответа на вопрос N 1 установить, соответствует ли граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114.
3) В случае, если граница земельного участка, определенная при ответе на вопрос N 1, не совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, внесенной в ЕГРН, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 в пределах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого кладбищем (с приложением графического материала).
4) В случае, если фактическое расположение кладбища находится в том числе за пределами муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", установить площадь и координаты данного земельного участка.
5) Установить на основании материалов лесоустройства, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, фактически занятого кладбищем, границы которого установлены в рамках проведения настоящей экспертизы, на границы участка государственного лесного фонда?
6) В случае, если это возможно, установить площадь и координаты участка лесного фонда за вычетом площади наложения.
Из представленного экспертного заключения усматриваются следующие выводы экспертов.
Во-первых, по данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела, экспертами были определены координаты контура фактической границы Калугинского кладбища, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино, а также составлена обзорная схема расположения:
Номер точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,m |
|
1 |
380932.1790 |
2166372.9347 |
2 |
381 188.4992 |
2166702.1739 |
3 |
381189.6368 |
2166708.2796 |
4 |
381270.9797 |
2166853.8539 |
5 |
381540.5887 |
2167342.7408 |
6 |
382384.1807 |
2167011.6414 |
7 |
382323.4667 |
2166631.2209 |
8 |
382324.9842 |
2166601.9455 |
9 |
382291.8595 |
2166449.8745 |
10 |
382247.7105 |
2166373.5301 |
11 |
382229.0594 |
2166339.0064 |
12 |
382210.2210 |
2166293.7787 |
13 |
382136.1271 |
2166188.7936 |
14 |
382058.6623 |
2166077.0169 |
15 |
381994.2833 |
2166043.0605 |
16 |
381674.2037 |
2165742.5662 |
Площадь участка |
|
1 353 582 кв. м |
Во-вторых, по данным фактического расположения Калугинского кладбища определена санитарно-защитная зона в 500 м Калугинского кладбища, расположенного в деревне Калугино Серпуховского района Московской области
Номер точки |
Координаты |
|
X, м |
Y,m |
|
1 |
381620.96 |
2166443.74 |
2 |
381629.11 |
2166454.21 |
3 |
381660.56 |
2166506.28 |
4 |
381666.09 |
2166535.95 |
5 |
381708.08 |
2166611.11 |
6 |
381766.42 |
2166716.88 |
7 |
381826.97 |
2166693.11 |
8 |
381821.35 |
2166657.90 |
9 |
381822.13 |
2166642.86 |
10 |
381819.87 |
2166632.48 |
11 |
381811.28 |
2166617.61 |
12 |
381777.16 |
2166554.52 |
13 |
381769.83 |
2166536.91 |
14 |
381726.39 |
2166475.36 |
15 |
381717.27 |
2166462.19 |
16 |
381701,24 |
2166453,74 |
17 |
381657.51 |
2166412.69 |
Площадь участка |
|
24 856 кв. м |
В-третьих, экспертами были определены координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, фактически занятого Калугинским кладбищем, а также составлена обзорная схема
Номер точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y, м |
|
1 |
381649.89 |
2166419.17 |
2 |
381620.96 |
2166443.74 |
3 |
381629.11 |
2166454.21 |
4 |
381660.56 |
2166506.28 |
5 |
381666.09 |
2166535.95 |
6 |
381708.09 |
2166611,11 |
7 |
381766.42 |
2166716.88 |
8 |
381826,97 |
2166693.11 |
9 |
381821.35 |
2166657,90 |
10 |
381822.13 |
2166642.86 |
11 |
381819.87 |
2166632.48 |
12 |
381811.28 |
2166617.61 |
13 |
381777.16 |
2166554.52 |
14 |
381775,35 |
2166550.18 |
15 |
381767.78 |
2166536.32 |
16 |
381730,74 |
2166552,42 |
Площадь участка |
|
20 021 кв. м. |
На основании проведенного исследования эксперты приходят к выводу, что граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, не соответствует границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114.
В-четвертых, путем сопоставления контура земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, фактически занятого Калугинским кладбищем, с контуром государственного лесного фонда по данным ЕГРН экспертами были определены координаты и контур наложения границ, а также составлена обзорная схема наложения границ.
Номер точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,m |
|
1 |
381649.89 |
2166419.17 |
2 |
381620.96 |
2166443.74 |
3 |
381629.11 |
2166454.21 |
4 |
381660.56 |
2166506,28 |
5 |
381666.09 |
2166535,95 |
6 |
381708.09 |
2166611,11 |
7 |
381766.42 |
2166716.88 |
8 |
381826.97 |
2166693.11 |
9 |
381821,35 |
2166657.90 |
10 |
381822.13 |
2166642.86 |
11 |
381819.87 |
2166632.48 |
12 |
381811.28 |
2166617.61 |
13 |
381777.16 |
2166554.52 |
14 |
381775.35 |
2166550.18 |
15 |
381767.78 |
2166536.32 |
16 |
381730.74 |
2166552.42 |
Площадь участка |
20 021 кв. м |
В связи с возникновением в процессе рассмотрения дела дополнительных вопросов, требующих специальных знаний, определением суда первой инстанции от 25.11.2020 по делу назначена дополнительная судебная экспертиза.
Проведение дополнительной экспертизы поручено экспертам экспертной организации - общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза и управление недвижимостью" Боброву Денису Вадимовичу, Окружко Дмитрию Алексеевичу и Покарееву Александру Альбертовичу.
На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос: с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 таким образом, чтобы его границы не нарушали прав смежных землепользователей, с учетом фактического нахождения на участке кладбища.
На основании проведенного исследования экспертами были определены площадь и координаты земельного участка:
Номер точки |
Координаты |
|
Х, м |
Y, м |
|
1 |
381613,16 |
2166429,36 |
2 |
381644,25 |
2166409,88 |
3 |
381657,51 |
2166412,69 |
4 |
381701,24 |
2166453,74 |
5 |
381717,27 |
2166462,19 |
6 |
381726,39 |
2166475,36 |
7 |
381769,83 |
2166536,91 |
8 |
381775,35 |
2166550,18 |
9 |
381849,04 |
2166685,04 |
10 |
381766,40 |
2166717,08 |
11 |
381665,88 |
2166536,06 |
Площадью 26 807,71 м кв.
Экспертные заключения являются полными и обоснованными, выводы экспертов носят последовательный непротиворечивый характер, экспертами дана подписка о том, что они предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключения по форме и содержанию соответствуют требованиям части 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 подтвержден.
Таким образом, граница участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить участок в площади наложения.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании вышеизложенного, учитывая, что спорное кладбище не относится к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок, на котором находится данное кладбище, не может находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт нахождения кладбища в муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования об установлении границ, фактически занятых кладбищем, и об установлении границ лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд обоснованно отметил, что установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
Доказательства наличия у Рослесхоза, комитета оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности, а также полномочий на содержание и обустройство спорного земельного участка в обозначенных целях в случае сохранения его в границах лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
Довод подателей жалоб о необходимости инициирования процедуры перевода земельного участка лесного фонда, занятого спорным участком, в земли иных категорий, то есть избрания иного способа внесудебной защиты, является несостоятельным, поскольку в данной конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела не может являться самостоятельным основанием для отказа в праве на судебную защиту и отказе в удовлетворении требований, основанных на законе.
На основании вышеизложенного, а также с учетом экспертных заключений, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2021 по делу N А41-33097/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33097/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЭКСПЕРТИЗА И УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ", Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агенство лесного хозяйства
Третье лицо: Министерство имущественных отношенийМосковской области, ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области