г. Москва |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А41-33097/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица) - Комитета лесного хозяйства Московской области: Бурцева А.И., по доверенности от 28.12.2020;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев 20 сентября 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы
Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2021,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021
по заявлению Администрации городского округа Серпухов Московской области
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области
об установлении границ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, агентство) о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино площадью 21 919 кв. м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно геодезическим данным (приведенным в заявлении); об установлении границ земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 26 807,71 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино, в соответствии с геодезическими данными (приведенным в заявлении); о внесении изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, площадью 26 807,71 кв. м, путем установления границ земельного участка согласно геодезическим данным (приведенным в заявлении); о внесении изменения в сведения государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 26 807,71 кв. м, фактически занятый Калугинским кладбищем, расположенный в деревне Калугино в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда следующих земельных участков: площадью 3525,71 кв. м, согласно геодезическим данным (приведенным в заявлении), площадью 802,46 кв. м, согласно геодезическим данным (приведенным в заявлении); о признании за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок площадью 26 807,71 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Калугино, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, участвует Министерство экономики и финансов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами.
Доводы кассационных жалоб сводятся к указанию о том, что границы земельного участка лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством, собственником земель лесного фонда является Российская Федерация. Сам факт осуществления захоронений на спорном земельном участке не изменяет правового статуса земельного участка, в том числе, с учетом необходимости соблюдения процедуры перевода земельных участков из одной категории в другую.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационных жалоб к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета поддержал доводы и требования кассационной жалобы, дал пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, общей площадью 2,19 га, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для размещения кладбищ, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Калугино.
Границы участка установлены на основании постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области N 700 от 07.06.1993, которым утверждена схема расположения участка.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения "Дашковское" Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального район Московской области от 13.12.2018 N 2/6, участок находится в зоне двойного учета: земли лесного фонда и СП-1 (зона мест погребения - для обеспечения условий использования участков, предназначенных для специализированного размещения и функционирования мест погребения (кладбищ, крематориев, иных мест захоронения).
Как указывает администрация, участок используется под Калугинское кладбище, захоронения на котором производятся с 1988 года, о чем составлен акт осмотра от 29.04.2019.
Согласно данным ВИС ГУАГ МО участок с кадастровым номером 50:32:0010112:1114 частично расположен в квартале 10 выд. 1 Шатовского участкового лесничества филиала "Русский лес", площадь наложения 802,47 кв. м.
В целях разрешения межевого спора, препятствующего распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, пунктами 2 и 5 статьи 4, пунктом 2 статьи 15, пунктом 1 статьи 16, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимая во внимание результаты судебной экспертизы и результаты дополнительной экспертизы, которыми подтвержден факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1114, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судами установлено, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании вышеизложенного, учитывая, что спорное кладбище не относится к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок, на котором находится данное кладбище, не может находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт нахождения кладбища в муниципальной собственности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования об установлении границ, фактически занятых кладбищем, и об установлении границ лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем подлежат удовлетворению.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
Доказательств наличия у Рослесхоза, Комитета оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности, а также полномочий на содержание и обустройство спорного земельного участка в обозначенных целях в случае сохранения его в границах лесного фонда, в материалы дела не представлены, судами не установлены.
Доводы кассационных жалоб, повторяющие ранее изложенные доводы при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и получившие надлежащую оценку, суд округа отклоняет как представляющие собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А41-33097/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2021 г. N Ф05-23851/21 по делу N А41-33097/2020