город Омск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А46-21626/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4547/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 по делу N А46-21626/2020 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (ИНН 5504055086, ОГРН 1155543009830, адрес: 644089, Омская область, город Омск, проспект Мира, дом 69) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962, адрес: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, 21), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (644046, г. Омск, ул. Училищная, 10), о признании незаконным отказа в согласовании проекта рекультивации земельных участков, выраженного в уведомлении от 19.11.2020, а также о возложении обязанности по согласованию проекта,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области - Юрьева Василия Павловича по доверенности от 10.01.2020 N 37;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (далее - ООО "Сибгидропроект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в согласовании проекта рекультивации земельных участков, выраженного в уведомлении от 19.11.2020, а также о возложении обязанности по согласованию проекта рекультивации земельных участков.
Определением от 12.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - Управление Россельхознадзора, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 по делу N А46-21626/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что обществом оспаривался отказ Администрации в согласовании проекта рекультивации, выполненного специалистом в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в октябре 2020 года, а не проект рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении отвала грунта и строительстве подводного канала, расположенного в границах Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области, выполненный сотрудниками ФГЕОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" А.И. Григорьевым Е.В.. Донец В.И. в 2018 году; судом не учтено до начала осуществления работ по строительству подводного канала к участку добыче песка разработан проект рекультивации земель в составе проектной документации в 2016 году, в соответствии с условиями, определёнными лицензией на пользование участком недр и действующим законодательством на площади, равной 46,1 га (раздел 11.2.1 "Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация"); уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации не содержит рекомендаций по доработке проекта.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Управления Россельхознадзора, установил следующие обстоятельства.
17.12.2015 обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ОМС N 80158 ТР сроком действия до 10.07.2030 года с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча строительных песков на Вачинском участке недр; участок недр расположен в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794,8-1795 км р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 года) в Омском муниципальном районе Омской области; участок недр имеет статус геологического, горного отвода.
Названный горный отвод имеет площадь 46,1 га и расположен в границах испрашиваемого земельного участка, необходимого для осуществления добычи полезных ископаемых.
15.10.2020 ООО "Сибгидропроект" обратилось в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о согласовании технического проекта рекультивации нарушенных земель в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 (т. 1 л.д. 57).
Заявление общества зарегистрировано Администрацией 22.10.2020 (вх. N 20/ОМС-8281) (т.1 люд. 56).
Письмом от 19.11.2020 Администрацией отказано в согласовании проекта рекультивации по следующим основаниям:
* раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых земельных участках (подпункт "д" пункта 19 Правил рекультивации);
* мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечивают соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил рекультивации (подпункт "а" пункта 19 Правил рекультивации);
* несоответствие площади рекультивируемых земель и земельный участков, предусмотренной проектом рекультивации площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации (подпункт "г" пункта 19 Правил рекультивации).
Полагая, что отказ Администрации от 19.11.2020 в согласовании проекта рекультивации является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Сибгидропроект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
16.03.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1); лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (часть 5). Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6).
В силу пункта 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что представленный обществом на согласование технический проект рекультивации нарушенных земель в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 (т. 1 л.д. 57) разработан в целях исполнения предписания от 06.08.2019 N 214, выданного Управлением Россельхознадзора по Омской области обществу.
Указанное предписание от 06.08.2019 N 214 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации выдано обществу по итогам проведенное документарной проверки ООО "Сибгидропроект", в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22 прорыт канал общей площадью около 2,2093 га, шириной от 70 до 85 метров и длинной до 260 метров.
На левой стороне (кромке) канала (по направлению с участка к р. Иртыш) имеются следы перемещения грунта в сторону ранее имеющейся тела карты гидронамыва песка площадью 24057 кв.м. установить плодородный слой, не представилось.
На правой (кромке) стороне канала на площади более 14217 кв.м. (по направлению с участка к р. Иртыш) не проведены мероприятия по рекультивации земельного бурта, насыпей песка (супеси), а также остатков древесных веток после распила взрослых деревьев "Березы". Выявленные признаки свидетельствуют о невыполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые.
Таким образом, Управлением Россельхознадзорав ходе проведения надзорных мероприятий (в т.ч. административного расследования) установлено, что ООО "Сибгидропроект" в нарушение установленных земельным законодательством норм на площади 22093 кв.м. + 24057 кв. м. + 14217 кв.м. = 60367 кв.м. не провело рекультивацию нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22. Аналогичные нарушения были выявлены на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:32.
ООО "Сибгидропроект", являясь фактическим пользователем земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32, несет ответственность за соблюдение правил охраны окружающей среды при проведении работ на указанных земельных участках, однако, в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, Правила N 800) и иных правил, вело работы по строительству водного подходного канала к Вачинскому участку недр, связанные с изменением дна и берега реки Иртыш, перпендикулярно руслу реки путем разборки коренного берега реки Иртыш и гидроперемещения водогрунтовой смеси на карту намыва песчаного грунта, устроенную в 50 метрах к северу от канала.
Управлением Россельхознадзора по Омской области в рамках административного расследования и при проведении документарной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" установлено, что технические и биологические мероприятия, направленные на восстановление земельного участка с кадастровым номером, 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 до состояния, пригодного для его использования в сельхозпроизводстве проведены не в полном объеме в отсутствии утвержденного с Администрацией проекта рекультивации.
За нарушение (неисполнение) требований пункта 5, пункта 6 части 1 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 ЗК РФ, части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" постановлением по делу об административном правонарушении от 08.10.2019 N136/2019 ООО "Сибгидропроект" привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ за несвоевременное (не проведение) выполнение мероприятий по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых на участке недр.
Решением от 30.01.2020 Советского районного суда г. Омска по делу N 12-5/2020 постановление от 08.10.2019 N 136/2019 о привлечении ООО "Сибгидропроект" к ответственности оставлено без изменении.
Решением от 04.03.2020 Омского областного суда N 77-145(960/2020 решение от 30.01.2020 Советского районного суда г. Омска по делу N 12-5/2020 оставлено без изменения.
Таким образом, Управлением Россельхознадзора, а также вступившими в законную силу судебными актами установлено, что обществом в нарушение требований статей 12, 13, 42 ЗК РФ, постановления Правительства РФ N 800, на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 проводились работы, связанные с перемещением плодородного слоя почвы и добычей песка без утвержденного с правообладателем проекта рекультивации нарушенных земель.
В рассматриваемом случае общество до начала осуществления работ по строительству подходного каналу к участку добыче песка было обязано разработать и утвердить проект рекультивации земель, которые в последующем будут подвергаться перемещению (деградации).
В силу положений статей 13, 42 ЗК РФ, пунктов 5, 14, 15, 24 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800. мероприятия, предусмотренные в проекте рекультивации нарушенных земель должны обеспечить восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Вместе с тем представленный обществом на согласование технический проект рекультивации нарушенных земель в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 (т. 1 л.д. 57) не соответствует требованиям статей 13, 42 ЗК РФ, пунктам 5, 14, 15, 24 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800).
Согласно пункту 16 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Пунктом 19 Правил N 800 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления заявителю уведомления об отказе в согласовании проекта рекультивации.
Пунктом 18 Правил N 800 установлено, что в срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
В соответствии с подпунктом "а" пункта Правил N 800 раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации включает, в том числе кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивации, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
В рассматриваемом случае представленный на согласование технический проект рекультивации должен был подготовлен в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:22 и 55:20:150709:32.
Вместе с тем пояснительная записка проекта рекультивации содержит сведения только о земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22.
Кроме того, мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не являются достаточным и полным комплексом мер по устранению выявленных Предписанием нарушений требований действующего законодательства.
Также, проект рекультивации предусматривает только проведение работ по рекультивации земель путем возврата плодородного слоя почвы толщиной 10 см, на площади 3287 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, где ранее была размещена карта намыва.
Вместе с тем, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:10:150709:22 значительно больше. В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:32 проведение работ по рекультивации земель проектом рекультивации не предусмотрено.
Управлением в ходе проведения надзорных мероприятий (в т.ч. административного расследования) установлено, что ООО "Сибгидропроект" в нарушение установленных земельным законодательством норм на площади 22093 кв.м. + 24057 кв. м. + 14217 кв.м. = 60367 кв.м. не провело рекультивацию нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22. Аналогичные нарушения были выявлены на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:32.
В связи с тем, что мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил; площадь рекультивируемых земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, не соответствует площади земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации; раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, земельных участках, Администрацией правомерно отказано в утверждении данного проекта на основании подпунктов "а", "г", "д" пункта 19 Постановления Правительства РФ N 800
Тот факт, что уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации не содержит рекомендаций по доработке проекта, вопреки доводам жалобы, не лишает общество возможности устранить допущенные в нарушения и не является основанием для признания оспариваемого отказа незаконным.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 по делу N А46-21626/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (ИНН 5504055086, ОГРН 1155543009830, адрес: 644089, Омская область, город Омск, проспект Мира, дом 69) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку по операции Сбербанк онлайн от 01.04.2021 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21626/2020
Истец: ООО "СИБГИДРОПРОЕКТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области