г. Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А32-6469/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии: от истца: представитель Шлёнских Ю.Л., доверенность от 15.12.2020, паспорт; от ответчика: представитель Тевонян Н.В., доверенность от 17.12.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-6469/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ИНН 2315153325, ОГРН 1092315002911)
о взыскании платы, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (далее - ООО "НМТ", ответчик) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования промежуточных станций в размере 57259 рублей 20 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 916 рублей 15 копеек, с их последующим начислением по день фактического погашения задолженности.
Решением от 12.04.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 12.04.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что со стороны истца в материалы дела были представлены все необходимые документы, в том числе анализы занятости выставочных путей, которые подтверждают исковые требования. Нахождение вагонов на путях общего пользования, по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается составленными в установленном порядке извещениями, актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов в которых указано, что причиной отставления поездов от движения послужил неприем вагонов станцией Новороссийск по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом (невыполнения срока оборота вагонов) ответчиком. В результате нарушения срока оборота вагонов, пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной отставления поездов, следовавших в адрес ответчика. Нарушение сроков доставки подтверждаются представленными в материалы дела дорожными ведомостями. Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм в области перевозок железнодорожным транспортом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, правоотношения между сторонами, связанные с эксплуатацией пути необщего пользования, урегулированы договором N 478/2 от 22.08.2016, в соответствии с пунктом 1 которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего:
- пути NN 6,9 стрелочным переводом N 172 к путям парка "Нижний" станции Новороссийск СКжд;
- путь N 1 к пути необщего пользования N 15 АО "НВРЗ" - филиала АО "Вагонреммаш", являясь его продолжением.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагона на путях необщего пользования:
- в теплый период года- 6 часа;
- в холодный период года - 10 часов.
В соответствии с пунктом б) пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом повышающих коэффициентов.
1) В марте 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя "Новороссийский мазутный терминал" со станции отправления Батайск СКВ ж.д. на станцию назначения Новороссийск-эксп. СКВ ж.д. следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях, в связи с нарушением ответчиком, установленного в договоре технологического срока оборота вагонов, а именно:
- 05.03.2019 года в 15:34 часов времени на станции Георгиевск СКВ ж.д. временно оставлен от движения поезд индекс 5100-925-5209, по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 13 договора, что подтверждается актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов, оперативными приказами соответствующим извещениями.
- 23.03.2019 в18:05 часов времени указанные вагоны был отправлены далее на станцию назначения Новороссийск,
- 24.03.2019 в 09:46 часов времени на станции Минеральные Воды СКВ ж.д. оставлен от движения поезд индекс 5100-925-5209, по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов установленных п. 13 договора, что подтверждается истцом актами общей формы ведомостями подачи и уборки вагонов, оперативными приказами и соответствующими извещениями;
- 25.03.2019 в 22:50 часов времени указанные вагоны бы отправлены далее на станцию назначения Новороссийск.
Указанные вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск СШ ж.д. 28.03.2019 с нарушенным сроком доставки, который истек 06.03.2019, что подтверждается дорожными ведомостями и актами общей формы.
О задержке отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск. NN 2925, 3593, 3606, 3654, 3695 которых имеется отметка о получении представителем ПАО "НМТ".
2) В январе 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя со станции отправления Князевка ПРВ жд на станцию назначения Новороссийск-эксп. СКВ ж.д. следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях, в связи с нарушением ответчиком установленного Договором технологического срока оборота вагонов, а именно:
- 03.01.2019 года в 12:27 часов времени на станции Куберле СКВ ж.д. временно оставлен от движения поезд индекс 6110-917-5210 (2231-103-5210), по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 13 договора, что подтверждается актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов, оперативными приказами и соответствующим извещениями;
- 15.01.2019 в 15:01 часов времени указанные вагоны были отправлены далее на станцию назначения Новороссийск;
- 18.01.2019 в 09:29 часов времени на станции Батайск СКВ ж.д. временно оставлен от движения поезд индекс 6110-917-5210 (2231-103-5210), по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 13 договора, что подтверждается истцом актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов, оперативными приказами и соответствующим извещениями;
- 26.01.2019 в 00:15 часов времени указанные вагоны отправлены далее на станцию назначения Новороссийск.
Указанные вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийске СКВ ж.д. 21.01.2019 с нарушенным сроком доставки, который истек 07.01.2019, что подтверждается истцом дорожными ведомостями и актами формы.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск. NN N 128, 748, 888, 975, 1070 на которых имеется отметка о получении представителем ПАО "НМТ".
3) В феврале 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя со станции отправления Кашпир КВБ жд на станцию назначения Новороссийск-эксп. СКВ ж.д. следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях, в связи с нарушением ответчиком установленного Договором, технологического срока оборота вагонов, а именно:
13.02.2019 в 11:25 часов времени на станции Мечетинская СКВ ж.д, временно оставлен от движения поезд индекс 6361-149-5210 (5100-848-5209, 5254-193-5209), по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 13 договора, что подтверждается истцом актами общей формы, ведомостями подачи и уборки. вагонов, оперативными приказами и соответствующим извещениями;
15.02.2019 в 00:34 часов времени указанные вагоны отправлены далее на станцию назначения Новороссийск;
28.02.2019 в 11:25 часов времени на станции Махачкала СКВ ж.д. временно оставлен от движения поезд индекс 6361-149-5210 (5100-848-5209, 5254-193-5209), по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 13 договора, что подтверждается актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов, оперативными приказами и соответствующим извещениями;
19.03.2019 в 06:16 часов времени указанные вагоны отправлены далее на станцию назначения Новороссийск.
Указанные вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск СКВ ж.д. 21.03.2019 с нарушенным сроком доставки, который истек 15.02.2019, что подтверждается истцом дорожными ведомостями и актами общей формы.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск. NN 2012, 2079, 2681, 3406, 2168, ЭД9 3698, на которых имеется отметка о получении представителем ПАО "НМГ".
В связи с указанными обстоятельствами на станции назначения Новороссийск были составлены акты общей формы, которые были подписаны ответчиком с возражениями.
На основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства, была рассчитана плата в размере 57 259 рублей 20 копеек.
В адрес ответчика направлена претензия от 07.10.2019 N 751 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, что со стороны общества оставлено без ответа и удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указал, что отсутствует причинно-следственная связь между нарушением ответчиком технологического срока оборота вагонов и вышеуказанными задержками вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях с апреле 2018 года. Более того, ведомости подачи и уборки вагонов, представленные истцом в подтверждение своих доводов, не являются надлежащим доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, в связи с тем, что согласно п. 8 договора одновременно на железнодорожные выставочные пути необщего пользования подается не более 67 вагонов, но договором не предусмотрен одновременный возврат всей поданной группы вагонов, так как в силу п. 9 договора возврат вагонов производится по мере их готовности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статьей 39 УЖТ также предусмотрено, что "Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве".
Размер платы с 07.06.2015 определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Предметом рассмотрения данного спора являются задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях в январе - марте 2019 года.
Мазутный терминал ООО "НМТ" предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт.
В связи с чем, строительство ООО "НМТ" предусматривало путевое развитие выставочного парка ООО "НМТ", включающее в себя 6 принадлежащих на праве собственности ООО "НМТ" выставочных железнодорожных путей NN 6, 7, 8, 9, 10, 11, на двух из которых, а именно на железнодорожных путях N 6 и N 7, возможно накопление танкерных партий груза.
Оставшиеся выставочные железнодорожные пути NN 8, 9, 10, 11 согласно заключенным договорам переданы в пользование ООО "ИПП" и ООО "Кубанский топливный терминал" для выставления вагонов, прибывших в их адрес.
Согласно условиям договора, ответчику на выставочные пути общего пользования NN 36, 37, 38 одновременно может подаваться не более 67 вагонов.
Слив мазута осуществляется на двух железнодорожных эстакадах N 1 и N 2.
Эстакада N 1 рассчитана на прием 60 вагонов-цистерн, а эстакада N 2 рассчитана на прием 48 вагонов-цистерн. При отсутствии фронта для слива вагоны-цистерны оставляются на собственные выставочные пути ООО "НМТ" NN 6, 7. После слива порожние вагоны-цистерны с путей слива возвращаются на железнодорожные выставочные пути общего пользования NN 35, 36, 37, 38 парка "Нижний" станции Новороссийск по мере готовности, что предусмотрено п. 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года.
Ответственность за груженые вагоны, находящиеся на железнодорожных путях - общего пользования NN 36, 37, 38, возникает у ООО "НМТ" только после их осмотра, а также с момента составления памяток приемосдатчика.
Однако, не все принятые вагоны могут быть поданы под слив по следующим причинам:
1. Подача коммерчески неисправного вагона;
2. Подача вагонов с 3 степенями защиты слива;
3. Несоответствие качества груза;
4. Накопление вагонов для слива одной партии груза и другое.
Вследствие чего, на поданные вагоны автоматически увеличивается время слива, но при этом технологический срок оборота вагонов не увеличивается, так как на свободные выставочные пути общего пользования NN 36, 37, 38 ОАО "РЖД" может подать следующий состав.
Технологический срок оборота вагонов не является временем слива вагонов на эстакадах ООО "НМТ", а является временем, в течение которого грузополучатели используют вагоны. И, как следствие, право требования платы за сверхнормативное пользование вагонами возникает у собственника подвижного состава, кем не является истец.
Однако, у ОАО "РЖД" возникает право требования платы и право задержки вагонов в пути следования только в том случае, если в данный период времени из-за действий (бездействий) грузополучателя произошел простой вагонов, прибывших в адрес данного грузополучателя, на железнодорожных путях общего пользования станции назначения, что подтверждается составленным истцом актом общей формы на данный простой вагонов.
Следовательно, надлежащим доказательством возникновения простоя вагонов, готовых к подаче на территорию ООО "НМТ", по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, является составленный сотрудниками истца акт общей формы ГУ-23ВЦ.
1). 05 марта 2019 года в 15:34 часов поезд N 2528 с индексом 5100-925-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Георгиевск ж. д. в соответствии с извещением от 05 марта 2019 года за N 2925 и был отправлен 23 марта 2019 года в 18:05 часов согласно извещению от 23 марта 2019 года за исх. N 3593.
В период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
2). 24 марта 2019 года в 09:46 часов поезд N 2605 с индексом 5100-925-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Минеральные воды ж. д. в соответствии с извещением от 24 марта 2019 года за N 3606 и был отправлен 25 марта 2019 года в 22:50 часа согласно извещению от 25 марта 2019 года за исх. N 3654.
В период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
3). 03 января 2019 года в 12:27 часов поезд N 2183 с индексом 6110-917-5209 в количестве 14 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Куберле ж. д. в соответствии с извещением от 03 января 2019 года за исх. N 128 и был отправлен 15 января 2019 года в 15:01 часов согласно извещению от 15 января 2019 года за исх. N 748.
Данный состав был сформирован в количестве 57 вагонов для 12 разных грузополучателей. Из данного состава только 14 вагонов шли в адрес ООО "НМТ".
Ввиду того, что в период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36. 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, Истцом не доказано, что задержка вагонов произошла именно по вине ООО "НМТ".
4). 18 января 2019 года в 09:29 часов поезд N 2701 с индексом 2231-103-5210 (ранее поезд N 2183 с индексом 6110-917-5209) в количестве 62 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Батайск ж. д. в соответствии с извещением от 18 января 2019 года за исх. N 888 и был отправлен 20 января 2019 года в 00:15 часов согласно извещению от 20 января 2019 года за исх. N 975.
После того, как данный состав 15.01.2019 был отправлен на станцию назначения Новороссийск, ОАО "РЖД" направило по неизвестным суду причинам спорный состав на расформирование на станцию Батайск ж. д., при том, что все вагоны в составе были адресованы на станцию назначения Новороссийск, следовательно, данный состав не нуждался в расформировании.
При формировании состава 14 вагонов адресованных ООО "НМТ" были разделены на 3 разных состава, один из которых и был задержан 18.01.2019 в пути следования уже с истекшим сроком доставки. Однако ООО "НМТ" готово было принять данный состав, ввиду того, что в период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
5). 13 февраля 2019 года в 11:25 часов поезд с индексом 6361-149-5210 (5100-848-5209) был задержан на станции Мечетинская ж. д. в соответствии с извещением от 13 февраля 2019 года за исх. N 2925 и был отправлен 15 февраля 2019 года в 00:34 часов в соответствии с извещением от 15 февраля 2019 года за N 3593.
Причиной задержки спорного состава являлась отцепка 4 вагонов по причине лишнего веса, как указывает истец в транспортной железнодорожной накладной на данный состав. Однако с таким весом вагоны могут прибывать на станцию назначения Новороссийск, следовательно, причина задержки вагонов, на которую ссылается истец, является необоснованной и не доказывает наличие вины ответчика.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Таким образом, фактические причины задержки поездов в пути следования, описанные выше, а также нормы законодательства Российской Федерации, свидетельствуют об отсутствии вины ответчика и причинно-следственной связи между действиями ООО "НМТ" и задержкой ОАО "РЖД" вагонов на промежуточных станциях.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика платы в размере 57259 рублей 20 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 916 рублей 15 копеек, с их последующим начислением по день фактического погашения задолженности, судом первой инстанции отказано.
ОАО "РЖД" не представило доказательств того, что факт превышения ответчиком технологического срока оборота вагонов повлиял на занятость как станционных, так и выставочных путей, и на фактическую способность станции принять спорные вагоны, задержанные в пути следования. При этом сведений о приостановлении или прекращении в спорные периоды операций по приему-сдаче вагонов на выставочных путях ответчика истцом не представлено.
Как верно отмечено судом первой инстанции, невозможность приема вагонов станцией назначения должна быть напрямую связана с действиями (бездействием) ответчика. Только в этом случае последний является надлежащим лицом, несущим ответственность перед истцом в виде уплаты платежей за использование железнодорожной инфраструктуры. Несоблюдение срока выгрузки в отношении части вагонов, находящихся на путях необщего пользования ответчика, даже при доказанности данного обстоятельства не порождает безусловную необходимость бросания вагонов. Это следует из анализа представленных истцом ведомостей подачи и уборки вагонов, из которых видно, что моменты начала и окончания бросаний зачастую не зависели от превышения ответчиком технологического срока оборота вагонов.
Таким образом, само по себе превышение срока оборота вагонов в отрыве от отсутствия у станции реальной технологической возможности приема вагонов не имеет правового значения.
В этой связи, ведомости подачи и уборки вагонов, представленные истцом в материалы дела, не являются достаточным доказательством вины ответчика в бросании вагонов - ввиду отсутствия в деле подтверждения того, что станция назначения не имела возможности принять вагоны.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-6469/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6469/2020
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: ООО "Новороссийский мазутный терминал", ООО "Новороссийский мазутный терминал"