г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-210467/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.В.Бекетовой, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2021 по делу N А40-210467/20 (147-1482) судьи Дейна Н.В.
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Департамент культурного наследия города Москвы, 2) ГБУ МосгорБТИ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Лопатина Е.Б. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: от третьих лиц: |
Власов Д.Е. по дов. от 05.05.2021; 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 03.09.2020 N 30-5174718 и N 77/999/001/2020-749799.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2021 суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации не соответствует действующему законодательству о недвижимости и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением суда, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств дела, имеющих значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу от заявителя в порядке ст.262 АПК РФ не поступил.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание третьи лица своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями от 21.05.2020 N 30-5174718 и N77/999/001/2020-749799 об осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет и учете как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.1.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве принято решение от 03.09.2020 N N 30-5174718, 77/999/001/2020-749799 об отказе в государственном кадастровой учете указанного объекта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
В соответствии с п.12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом городского имущества города Москвы требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3).
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов (часть 4).
В соответствии с п.7. ч.3 ст.3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Таким образом, Департамент является уполномоченным органом по осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение государственного кадастрового учета бесхозяйных объектов недвижимости на территории города Москвы.
Заявленный к учету объект находится в пределах административных границ города Москвы.
В соответствии с ч.5 ст.18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее - Порядок учета бесхозяйных вещей), с заявлением об учете бесхозяйной вещи может обратиться исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов (пункт 5).
В соответствии с ч.10 ст.32 Закона N 218-ФЗ органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машиноместа на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с ч.16 ст.32 Закона N 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями, в том числе 10 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления документов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов:
а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:
-документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
-документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
Согласно Порядку учета бесхозяйных вещей Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:
-из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
-в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
-из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
-ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю;
-в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
-собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
-собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.
Вышеуказанные перечни документов и основания для отказа в учете бесхозяйной вещи в совокупности со ст.ст.26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.
По адресу: г.Москва, ул.Пресненский Вал, д.14, "пр. 1 ранее располагалось трехэтажное нежилое здание 1 884 года постройки площадью 12 347,4 кв.м.
В состав данного объекта недвижимости входило нежилое помещение общей площадью 9 193,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004025:2152, на которое было оформлено право собственности города Москвы.
На основании акта о сносе от 26.01.2015, а также ордера на производство земляных работ обустройство и содержание строительной площадки от 24.07.2014 в 13012107/4, представленных Казенным предприятием города Москвы "Управление гражданского строительства", Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТИ были проведены кадастровые работы по снятию указанного здания с государственного кадастрового учета.
17.11.2015 Управлением Росреестра по Москве объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0004025:2152 (помещение) и 77:01:0004023:1007 (здание) сняты с кадастрового учета.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 13.09.2013 N 494-РП предусмотрен частичный разбор указанного здания с сохранением исторической части строения.
После сноса осталась часть здания площадью 1 043,2 кв.м. (далее - Объект), которая по информации Департамента культурного наследия города Москвы представляет историческую ценность (сохранившаяся часть основного фабричного корпуса середины XIX века - часть строения по Расторгуевскому переулку (1854-1914 годов).
В связи с этим, Департаментом проводились мероприятия по постановке на кадастровый учет и учет как бесхозяйной оставшейся части данного здания.
В целях осуществления постановки на кадастровый учет данного Объекта в адрес Управления Росреестра по Москве были направлены соответствующие заявления с приложением технического плана, однако по результатам их рассмотрения, государственным регистратором направлено решение об отказе в проведении учетно-регистрационных действий по следующим причинам:
-в нарушение п.43 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), в представленной с заявлением о постановке на ГКУ XML-схеме не приведены сведения о годе завершения строительства образуемого объекта недвижимости. Однако сведения о годе завершения строительства конкретной части Объекта не были указаны, в связи с тем, что дата не известна;
-раздел "План этажа (этажей)" в составе технического плана оформлен в нарушение п. 52 Требований. При этом Требования не запрещают использование иных условных знаков, не указанных в разделе "Специальные условные знаки";
-не представлен документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества.
Однако согласно письму Департамента от 28.11.2019 N ДГИ-И-84997/19 спорный объект в реестре имущества города Москвы не учтен, право собственности до 1998 года не регистрировалось.
Следует также отметить, что согласно письму ТУ Росимущества в городе Москве от19.12.2019 N 77-12/29946 в реестре федерального имущества сведения о данном объекте отсутствуют;
-не представлен документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации".
Однако в технический план включены документы о том, что данный объект недвижимости не учтен в реестре объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, право собственности до 1998 зарегистрировано не было и в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об учете объекта недвижимости, что соответствует приказу Управления Росреестра по Москве от 13.04.2010 N 113 в части примерного перечня документов, необходимых для постановки на учет недвижимого имущества как бесхозяйного.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета и учета бесхозяйного объекта недвижимости на территории города Москвы достаточно предоставления в регистрирующий орган технического плана сооружения, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости, а так же документов, подтверждающих отсутствие такого объекта в реестрах государственной собственности.
Указанные документы предоставлены Департаментом в регистрирующий орган в полном объеме.
Сведений о наличии в ЕГРН записи о государственном кадастровом учете или регистрации права собственности не имеется.
Истребование же государственным регистратором дополнительных документов, необходимость которых для целей осуществления регистрационных действий законом не предусмотрена, недопустимо.
В соответствии с ч.2 ст.8.1, ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое-вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет я государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект Незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на автором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи (часть 1).
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (часть 10).
Таким образом, застройщик может приобрести право собственности на вновь созданный объект капитального строительства, либо объект незавершенного строительства, только при условии наличия зарегистрированного права на земельный участок, на котором такой объект расположен.
Однако в настоящее время земельный участок, на котором расположен спорный объект, находится в собственности города Москвы, никому не передан, в аренде не находится, сторонние землепользователи отсутствуют.
Сама по себе процедура учета зданий, строений или сооружений в качестве бесхозяйных не может расцениваться как нарушение имущественных прав каких бы то ни было лиц, поскольку направлена на установление собственника такого имущества и выяснение его намерения принять объект в собственность, а если оно брошено, то намерение вернуться к владению объектом.
В случае же, если собственник в срок, установленный ст.225 ГК РФ, не предпримет юридически-значимых действий по принятию в собственность или к возврату к владею вещью, такая вещь по решению суда может быть принята в собственность города Москвы дня последующего вовлечения в хозяйственный оборот.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности города Москвы на спорный объект недвижимого имущества.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2021 по делу N А40-210467/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210467/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ