город Омск |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А46-11874/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Халявина Е.С.,
судей Бацман Н.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании посредством веб-конференции апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14919/2023) общества с ограниченной ответственностью "Компания "Агропром" на решение от 28.11.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11874/2023 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Агропром" (ИНН 5505063347, ОГРН 1195543028240) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз" (ИНН 5003021311, ОГРН 1025000653930) об обязании совершить действия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Агропром" - Таранов Р.Н. по доверенности от 30.09.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз" - Голубева А.С. по доверенности от 06.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Агропром" (далее - общество "Компания "Агропром") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз" (далее - общество "Газпром Межрегионгаз") изъять часть земельного участка площадью 905 697 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, пгт. Черёмушки, ул. Бенеша, кадастровый номер 55:20:00 00 00:6799, с выплатой ответчику денежной компенсации в размере 2 997 857,07 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство).
Решением от 28.11.2023 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал данный судебный акт в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы указано, что возводимые ответчиком сооружения фактически лишают собственника земельного участка права на его использование, соответственно данный участок подлежит изъятию с выплатой компенсации, рассчитанной в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений от 20.11.2020 N 45-п.
В письменном отзыве ответчик просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда представители сторон выступили с пояснениями по делу.
Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, отзыв, заслушав сторон, явившихся в судебное заседание, суд пришел к следующему.
Распоряжением Министерства от 30.06.2021 N 1194-р об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта газоснабжения регионального значения "Газопровод-отвод к ГРС-29" установлен публичный сервитут. В границах полосы отвода общество "Газпром Межрегионгаз" проводит работы по прокладке газопровода на следующих земельных участках:
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:6799 местоположение: Омская область, г. Омск, п. Черёмуховское, ул. Бенеша, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для растениеводства, границы которого определены согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
- земельный участок с кадастровым номером 55:20:05 06 01:266 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание магазина. Участок находится примерно в 4 150 м, по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, птг. Черемушки, ул. Бенеша, д. 15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельскохозяйственного производства, границы определены согласно данным ЕГРН.
В ходе проведённой выездной проверки общество "Компания "Агропром" выявило, что на земельном участке с кадастровым номером 55:20:00 00 00:6799 помимо размещения газопровода, ведутся работы по строительству мачты связи и электрической подстанции; мачта связи строится на фундаменте, что, по мнению истца, фактически лишает собственника земельного участка возможности использовать участок по целевому назначению.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 14.09.2021 и явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил основанием для обращения истца в суд с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещным правом наряду с правом собственности являются сервитуты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ.
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
Исходя из пункта 8 статьи 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения).
Как следует из пункта 1 статьи 39.48 ЗК РФ если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков.
Требования о выкупе объектов недвижимости, возмещении убытков, указанных в пункте 1 статьи 39.48 ЗК РФ, предъявляются к обладателю публичного сервитута, а при наличии нескольких публичных сервитутов к обладателю того публичного сервитута, осуществление которого стало наиболее обременительным для использования земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 39.48 ЗК РФ правообладатель земельного участка (на праве собственности), в отношении которого установлен публичный сервитут имеет право требовать выкупа соответствующего земельного участка, а арендатор земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут имеет право на возмещение убытков, которое может быть реализовано только после истечения срока, предусмотренного подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в случае установления публичного сервитута, в любом случае имеет место быть невозможность или существенное затруднение использования части земельного участка в соответствии с целью договора и видами разрешённого использования земельного участка, вместе с тем указанные обстоятельства могут быть установлены только на определённый срок и если существуют после истечения такого срока, только тогда имеет место нарушение прав и законных интересов землепользователя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.
Само по себе обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Из материалов дела следует, что публичный сервитут установлен в целях размещения линейного объекта газоснабжения регионального значения: "Газопровод - отвод к ГРС-29 г. Омск Омской области (Qпp_пepc = 77 тыс. куб.м/час) в г. Омске с подключением к МГ СРТО - Омск км 1758", в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:00 00 00:6799, расположенный по адресу: Омская обл., г. Омск, п. Черёмуховское, ул. Бенеша, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего площадь 6 769 074 кв.м, принадлежащего истцу на праве собственности.
Срок, в течение которого использование земельных участков (их частей) и (или) расположенного на нём объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешённым использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута составляет 11 месяцев (пункт 4 Распоряжения N 1194-р).
Согласно письму от 06.06.2022 N 445 общество "Компания "Агропром" от подписания соглашения об осуществлении публичного сервитута отказалось.
Ответчик 23.08.2022 осуществил действия по внесению платы за публичный сервитут на депозит нотариуса (распоряжение о зачислении безналичных денежных средств на публичный депозитный счет нотариуса от 23.08.2022 N 02-27-388).
Вместе с тем в жалобе истец указывает, что ответчиком ограничен доступ общества "Компания "Агропром" к земельным участкам, поскольку там располагаются антенно-мачтовые и иные сооружения постоянного пользования, возведенные обществом "Газпром Межрегионгаз". В данной ситуации участок подлежит изъятию с выплатой компенсации.
Вместе с тем доказательств того, что установление публичного сервитута в границах, указанных в распоряжении Министерства от 30.06.2021 N 1194-р об установлении публичного сервитута (в редакции распоряжения от 11.03.2022 N 328-р), повлечет невозможность использования истцом земельного участка согласно его назначению и разрешенному использованию в материалы дела не представлено.
Возводимые объекты являются составной частью обеспечения газопровода.
Осуществление деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании указанного земельного участка. Доказательств обратного подателем жалобы не представлено.
Кроме того, обществом "Компания "Агропром" не учено, что в соответствии с действующим законодательством изъятие земельного участка возможно только для государственных и муниципальных нужд (статья 279 ГК РФ), а также земельного участка, который не используется по целевому назначению (статья 284 ГК РФ).
В суде первой инстанции истец пояснил, он просит обязать ответчика обратиться с соответствующим ходатайством об изъятии земельного участка.
Как следует из материалов дела и отзыва, направленного в суд апелляционной инстанции, оснований для изъятия земельного участка, установленных статьей 49 ЗК РФ, ответчиком не установлено, поскольку решение о таком изъятии может быть принято в исключительных случаях, тогда как в данном случае имелась возможность строительства газопровода с наименее обременительными для землепользователей ограничений, то есть путем установления на земельные участки публичного сервитута, поскольку в данном случае участки остаются в собственности землепользователей (истца) и могут быть ими использованы в соответствии с видом разрешённого использования (в данном случае для ведения сельскохозяйственной деятельности), а ограничения возникающие в связи с установлением публичного сервитута компенсируются платой за публичный сервитут.
Арбитражным судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что публичный сервитут установлен в отношении части участка площадью 95 114 кв.м, в то время как общество "Компания "Агропром" предъявило требование о выкупе части участка площадью 905 697 кв.м, то есть превышающей площадь, обременённую сервитутом, почти в 9 раз. В то же время в заключении специалиста указано, что означенная площадь определена на момент строительства газопровода, то есть по завершении работ площадь может измениться.
Учитывая, что зона строительства газопровода не относится к охранной зоне, доказательств невозможности (ограниченного) использования истцом земельного участка по назначению материалы дела не содержат, соответственно оснований для обязания ответчика выкупить участок, тем более произвести изъятие не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2023 по делу N А46-11874/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.С. Халявин |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11874/2023
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "АГРОПРОМ"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Омской области