г. Киров |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А29-15197/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя истца - Елфимова А.А., действующего на основании доверенности от 14.07.2020;
представителя ответчика - Редько В.А., действующего на основании доверенности от 19.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление-Север"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2021
по делу N А29-15197/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление-Север" (ИНН: 1101058055, ОГРН: 1161101053376)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
о признании торгов недействительными и применении последствий недействительности, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьероуправление-Север" (далее - истец, ООО "Карьероуправление-Север", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительными проведенных Министерством торгов в форме аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток", расположенном на территории муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми, оформленных протоколом заседания аукционной комиссии от 24.12.2019 N 2, о применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права пользования ООО "Карьероуправление-Север" спорным участком недр, обязании ответчика аннулировать лицензию на пользование недрами серии ВОР номер 01112 вид лицензии ПР, зарегистрированную 01.06.2020 за N 2240, возврате Обществу задатка в сумме 690 000 рублей, а также о взыскании 352 500 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Карьероуправление-Север" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец указывает, что в рассматриваемом случае имело место совершение сделки под влиянием заблуждения. Обосновывая данный довод, Общество поясняет, что после проведения аукциона им с привлечением специализированной подрядной организации было установлено, что значительная часть участка недр расположена в водоохранной зоне, в границах которой в силу законодательно установленных положений запрещена разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, перспективы выявления промышленно значимых залежей песчано-гравийной смеси за пределами водоохранной зоны реки Юньяхи весьма ограничены. При этом ООО "Карьероуправление-Север", не являясь профессиональным участником отношений в сфере проведения кадастровых работ и топографической съемки, не могло самостоятельно сопоставить координаты участка недр с установленными границами водоохранных зон. Ссылаясь на пункт 2 Положения о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми, утвержденного приказом Министерства от 07.05.2019 N 714, а также на пункт 31 Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, утвержденного приказом Министерства от 06.10.2015 N 425, Общество отмечает, что соответствующие положения исключают нахождение спорного участка недр в Перечне участков недр местного значения ввиду полного (частичного) расположения такого участка в границах водоохранной зоны водного объекта и, как следствие, возможность выставления данного участка недр на аукцион. Помимо изложенного истец просит принять во внимание, что при обращении с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" сообщил, что граница образуемого земельного участка пересекает границу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:16:0000000:45, находящегося в долгосрочной аренде у третьих лиц, и указал на необходимость представления согласия правообладателя земельного участка с кадастровым номером 11:16:0000000:45 на образование земельного участка. Таким образом, как указывает истец, на момент проведения аукциона часть земельного участка, расположенного над участком недр, находилась в пользовании третьих лиц. Основываясь на обозначенных обстоятельствах, Общество делает вывод о введении его в заблуждение относительно характеристик спорного участка недр, отмечает, что фактические данные об участке недр не соответствуют информации, указанной в аукционной документации. Кроме того, ООО "Карьероуправление-Север" ссылается на наличие существенных нарушений порядка проведения торгов (опубликование двух извещений по одному и тому же предмету аукциона создало для Общества и иных лиц неопределенность в понимании условий проведения торгов, ввело их в заблуждение, лишило третьих лиц возможности принять участие в аукционе; по мнению истца, извещение о проведении торгов от 06.11.2019 N 061119/26393158/03 не относится к торгам, которые Общество просит признать недействительными). Подробно позиция истца изложена в апелляционной жалобе.
Министерство в отзыве и дополнении к отзыву на апелляционную жалобу опровергает доводы истца, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Карьероуправление-Север" - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, состоявшееся 12.05.2021 с участием представителей сторон, на основании статьи 158 АПК РФ было отложено до 14 часов 00 минут 23.06.2021.
23.06.2021 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью по причине нахождения в отпуске дальнейшего участия судьи Минаевой Е.В. в рассмотрении настоящего дела была произведена ее замена на судью Черных Л.И., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 23.06.2021, представители сторон поддержали занятые ими по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством издан приказ от 06.11.2019 N 1840 "О проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток" (далее - аукцион), которым утверждены состав аукционной комиссии по проведению данного аукциона (приложение N 1), порядок и условия его проведения (приложение N 2) (том 1 л.д. 82).
Согласно приложению N 2 к приказу от 06.11.2019 N 1840 "Порядок и условия проведения аукциона" (далее - Порядок) целью проводимого аукциона является определение пользователя недр, способного обеспечить привлечение необходимых финансовых, материальных и кадровых ресурсов для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток" (пункт 1.1). В соответствии с пунктом 1.3 Порядка победителю аукциона будет выдана лицензия, предоставляющая право пользования участком недр сроком на пятнадцать лет.
В пунктах 1.4, 1.5 Порядка определено, что аукцион состоится 24.12.2019 в 11 час. 00 мин. (время московское). По решению председателя аукционной комиссии дата проведения аукциона может быть перенесена на более поздний срок, но не более чем на семь дней с обязательным уведомлением об этом участников аукциона.
Раздел 3 порядка содержит сведения об участке недр. Так, согласно пункту 3.1 Порядка участок недр расположен на территории муниципального образования городского округа "Воркута" в тринадцати километрах на юг от города Воркута. На участке недр разведанных месторождений с промышленными запасами строительного песка и песчано-гравийной смеси нет. В данном пункте Порядка приведены сведения об известных проявлениях песчано-гравийной смеси с предварительно оцененными запасами. При этом обозначено, что проявления не учитываются Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых и Сводным балансом запасов песчано-гравийных смесей на территории Республики Коми. Запасы и прогнозные ресурсы утверждены НТС ПГО "Полярноуралгеология" протоколом от 05.08.1987 N 79. Участок недр является перспективным на выявление месторождений строительных песков и песчано-гравийной смеси.
Согласно пункту 3.2 Порядка участок недр имеет статус геологического отвода. В указанном пункте Порядка отражены географические координаты угловых точек геологического отвода.
Проведение геологоразведочных и добычных работ в пределах участка недр согласовано с Администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" (письмо от 04.10.2018 N 06/1703 - том 1 л.д. 144). Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
В пункте 4.1.1 Порядка отражено, что победитель аукциона обязуется составить программу геологического изучения участка недр, при этом провести в установленном порядке регистрацию работ в Комигеолфонде государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд информации Республики Коми", выполнить поисково-оценочные и разведочные работы в пределах участка недр (в течение пяти лет с даты государственной регистрации лицензии), составить отчет о проведенных работах и в установленном порядке утвердить запасы полезных ископаемых разведанного месторождения, передать в Комигеолфонд на хранение полученную геологическую информацию, для получения права на разработку месторождения, выявленного в процессе геологического изучения и разведки, подать заявление в Министерство на внесение дополнения в условия пользования участком недр, подготовить технический проект разработки выявленного месторождения, получить заключения экспертиз, предусмотренных законодательством, на проектные решения, согласовать проект с Министерством, осуществить ввод в промышленную разработку разведанного месторождения.
Обязательным условием участия в аукционе является внесение задатка, размер которого составляет 690 000 рублей и перечисляется претендентами, допущенными к аукциону, не позднее 20.12.2019 (пункт 5.3 Порядка).
Государственная пошлина за предоставление лицензии на пользование участком недр составляет 7 500 рублей и вносится победителем аукциона до выдачи лицензии (пункт 5.8 Порядка).
Пунктом 6.2 Порядка предусмотрено, что всем заинтересованным лицам предоставляется возможность ознакомиться в Министерстве с геологической информацией по участку недр, необходимой для принятия решения об участии в аукционе; в пункте 6.8 Порядка имеются сведения о том, что претенденты, допущенные к аукциону, получают пакет геологической информации об участке (том 1 л.д. 145-152). При этом пакет геологической информации по участку "Восток" содержит прямое указание на необходимость учета водоохранных зон рек и ручьев при оконтуривании полезной толщи выявленных месторождений (том 1 л.д. 151 обр. сторона).
06.11.2019 на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru Министерством размещено извещение о проведении торгов N 061119/26393158/03. В соответствии с данным извещением датой окончания приема заявок является 06.12.2019, датой проведения аукциона - 24.12.2019 в 11 час. 00 мин., датой подведения итогов - 24.12.2019 (далее - извещение от 06.11.2019, том 1 л.д. 183-184).
11.12.2019 на указанном сайте за N 111219/0808176/01 также размещено извещение о проведении того же аукциона по той же аукционной документации (далее - извещение от 11.12.2019, том 1 л.д. 84), а именно, дата окончания приема заявок - 06.12.2019, дата и время проведения аукциона - 24.12.2019 в 11 час. 00 мин., дата подведения итогов - 24.12.2019.
ООО "Карьероуправление-Север" направило заявку от 11.11.2019 N 422 на участие в аукционе (получена Министерством 02.12.2019). К заявке Общество приложило документ, содержащий сведения о заявителе, а также договор о задатке в двух экземплярах (том 1 л.д. 12).
Во исполнение условий договора о задатке от 11.12.2019 N 268, вносимом в целях обеспечения исполнения заявителем обязательств по оплате разового платежа за пользование недрами, определенного по итогам аукциона, Общество платежным поручением от 18.12.2019 N 1075 уплатило задаток в размере 690 000 рублей (том 1 л.д. 30-32).
В пункте 3.1 договора о задатке от 11.12.2019 N 268 стороны согласовали, что задаток возвращается в случаях, предусмотренных пунктами 3.2-3.5 указанного договора, то есть в случае, если заявитель участвовал в аукционе, но не выиграл его, в случае отзыва заявителем заявки на участие в аукционе до даты проведения аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся, а также в случае отмены аукциона. Иных случаев возврата задатка стороны не предусмотрели.
Согласно протоколу от 10.12.2019 N 1 заседания аукционной комиссии по проведению аукциона к участию в аукционе допущены четыре участника, в том числе ООО "Карьероуправление-Север" (том 1 л.д. 18-19).
Протоколом от 24.12.2019 N 2 заседания аукционной комиссии по результатам проведения торгов победителем аукциона признано ООО "Карьероуправление-Север"; размер разового платежа за пользование недрами по участку "Восток" составил 8 694 000 рублей (том 1 л.д. 20-21).
Результаты аукциона утверждены приказом Министерства от 14.01.2020 N 26 (том 1 л.д. 53 обр. сторона).
26.05.2020 Общество обратилось в адрес Министерства с заявлением N 226 об оформлении лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток", уплатив платежным поручением от 26.05.2020 N 353 государственную пошлину в размере 7 500 рублей (том 1 л.д. 22-23). Соответствующая лицензия на пользование недрами серии ВОР номер 01112 вид лицензии ПР выдана Обществу и зарегистрирована Министерством 01.06.2020 за N 2240, в качестве даты окончания действия лицензии указано на 25.05.2035 (том 1 л.д. 24).
В качестве неотъемлемой составной части лицензии ВОР 01112 ПР поименованы Условия пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток" (далее - Условия).
В пункте 3.4 Условий указано, что недропользователь оформляет документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода для разработки месторождения, в Министерстве.
Согласно пункту 3.12 Условий добыча песка разрешается при наличии согласованных и утвержденных проектных документов на разработку месторождения, оформленного и зарегистрированного горного отвода в уточненных границах, оформленного земельного отвода, согласованного годового плана развития горных работ.
Письмом от 11.11.2020 N 589 ООО "Карьероуправление-Север" обратилось в Министерство с требованием об отмене результатов торгов, возврата суммы задатка, ссылаясь на наличие со стороны Общества существенного заблуждения в отношении предмета сделки (статья 178 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), изложив следующие фактические обстоятельства.
По результатам проведенного после получения лицензии геологического обследования участка недр, на основании информационного отчета о геолого-геофизических работах, выполненных на участке "Восток" от 25.10.2020, выполненного Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федеральным исследовательским центром "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" в лице Института геологии имени академика Н.П. Юшкина (ИГ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), выступающим подрядчиком по договору от 30.06.2020 N 7-2020, Обществом установлено, что значительная часть участка недр находится в водоохранной зоне; практически все запасы песчано-гравийной смеси на участке недр находятся в границах водоохраной зоны реки Юньяхи; перспективы выявления промышленно значимых запасов песчано-гравийной смеси за пределами водоохраной зоны реки Юньяхи ограничены.
В дополнение к изложенному Общество пояснило, что письмом от 18.06.2020 N 268 обратилось в адрес Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" с просьбой согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 11:16:0401001 (том 1 л.д. 43). В ответ на письмо от 18.06.2020 N 268 Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" в письме от 30.06.2020 N 5157 сообщила, что граница образуемого земельного участка пересекает границу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:16:0000000:45, находящегося в долгосрочной аренде у третьих лиц, в связи с чем указало на необходимость представления согласия правообладателя земельного участка с кадастровым номером 11:16:0000000:45 на образование земельного участка (том 1 л.д. 44).
При обращении ООО "Карьероуправление-Север" письмом от 28.07.2020 N 349 к производственному сельскохозяйственному кооперативу "Оленевод" (правообладателю земельного участка с кадастровым номером 11:16:0000000:45) последний письмом от 24.08.2020 N 165 предложил Обществу направить в его адрес отчет определения убытков (упущенной выгоды) по земельному участку, а также подготовить соглашение о возмещении убытков (упущенной выгоды) арендатора земельного участка (том 1 л.д. 45-47). Проанализировав содержание названного письма от 24.08.2020 N 165, ООО "Карьероуправление-Север" заключило, что правообладатель земельного участка отказал в предоставлении согласия на образование земельного участка без возмещения убытков.
Основываясь на данных обстоятельствах, Общество указало, что при проведении аукциона было введено в заблуждение, поскольку фактические данные об участке недр не соответствуют указанным в аукционной документации сведениям. Также заявитель отразил, что, принимая во внимание пункт 31 Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, спорный участок недр не подлежал включению в Перечень участков недр местного значения.
В ответ на предложение ООО "Карьероуправление-Север", изложенное в письме от 11.11.2020 N 589, в течение пятнадцати календарных дней в добровольном порядке отменить результаты аукциона и возвратить Обществу сумму уплаченного задатка, Министерство в письме от 18.11.2020 N 01-06/16965_Т указало на отсутствие оснований для отмены результатов аукциона и возврата задатка (том 1 л.д. 80-82), что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями о признании недействительными проведенных торгов в форме аукциона и применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права пользования ООО "Карьероуправление-Север" участком недр, обязании Министерства аннулировать лицензию на пользование недрами ВОР 01112 ПР, возврате Обществу задатка в сумме 690 000 рублей, а также о взыскании 352 500 рублей убытков.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении указанных исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, представленных отзыва и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 178 ГК РФ, заблуждение предполагается достаточно существенным, если: сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; сторона заблуждается в отношении природы сделки; сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку (пункт 2 статьи 178 ГК РФ).
Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон (пункт 5 статьи 178 ГК РФ).
Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, является оспоримой, бремя доказывания обстоятельств существенного заблуждения при совершении сделки возлагается на лицо, которое такую сделку оспаривает.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 2 ГК РФ лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.
Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Выявление сторонами деловых просчетов, которые не были учтены на стадии заключения договора, при его исполнении на определенных в нем условиях, являются рисками предпринимательской деятельности (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 366-О-П).
Направляя заявку на участие в аукционе, истец мог и должен был проявить необходимую осмотрительность и разумность при осуществлении намерения вступления в данные правоотношения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, сведения о предмете торгов, предоставленные ответчиком в аукционной документации, позволяли в достаточной степени индивидуализировать спорный участок недр (в Порядке и условиях проведения аукциона, являющихся приложением N 2 к приказу Министерства от 06.11.2019 N 1840, определены географические координаты угловых точек геологического отвода, указано на отсутствие на участке недр разведанных месторождений с промышленными запасами строительного песка и песчано-гравийной смеси, в пакете геологической информации по участку "Восток" отражена площадь участка поисковых работы, а также отмечено, что при оконтуривании полезной толщи выявленных месторождений необходимо учитывать водоохранные зоны рек и ручьев).
Указание на то, что участок недр является перспективным на выявление месторождений строительных песков и песчано-гравийной смеси не может рассматриваться в качестве безусловной гарантии возможности использования природного объекта в испрашиваемых потенциальными недропользователями целях без дополнительного изучения соответствующих перспектив.
Для выводов Общества о нецелесообразности использования спорного участка недр в своей предпринимательской деятельности истцу потребовалось привлечение специализированной подрядной организации (ИГ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), осуществившей проведение геологического обследования на участке песка и песчано-гравийной смеси с наземными геофизическими работами и установившей, что перспективы выявления промышленно значимых запасов песчано-гравийной смеси за пределами водоохраной зоны реки Юньяхи ограничены, между тем, имеются (песчано-гравийная смесь зафиксирована на пикете ПК 34 и ее нахождение подтверждено шурфом, также в ПК 1 и ПК 17 заложены шурфы, где выявлены валунные суглинки и суглинки).
Правового обоснования того, что подобные исследования и работы должны были осуществляться организатором торгов до выставления участка недр на аукцион, истец не привел. При этом пункт 4.1.1 Порядка возлагает обязанность по составлению программы геологического изучения участка недр, выполнению поисково-оценочных и разведочных работ в пределах участка недр, составлению отчета о проведенных работах и утверждению запасов полезных ископаемых разведанного месторождения именно на победителя аукциона.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются лишь предварительные границы горного отвода; уточненные границы горного отвода, в том числе учитывающие возможность добычи полезных ископаемых, удостоверяются после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта.
Кроме того, само по себе нахождение части спорного участка недр в водоохранной зоне реки не свидетельствует о том, что на момент принятия участия в аукционе Общество добросовестно заблуждалось относительно характеристик такого участка недр. Доказательств того, что проявив должную для субъекта предпринимательской деятельности осмотрительность, истец, тем не менее, не имел возможности установить данное обстоятельство (учитывая, что ширина водоохранных зон рек устанавливается законом - часть 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а расположение реки Юньяхи отражено как на картографических материалах, так и устанавливается путем фактического осмотра на местности, не ограничиваясь изучением аукционной документации), в материалы дела не представлено (пункт 1 статьи 65 АПК РФ). Также истцом не представлено и доказательств того, что ответчик необоснованно умолчал об указанных обстоятельствах либо скрывал их от истца (в пакете геологической информации по участку "Восток" указано на необходимость учета водоохранных зон рек и ручьев при оконтуривании месторождений полезных ископаемых).
Довод апелляционной жалобы о том, что истец не мог самостоятельно сопоставить содержащиеся в аукционной документации координаты участка недр с установленными границами водоохранных зон, поскольку ООО "Карьероуправление-Север" не является профессиональным участником отношений в сфере проведения кадастровых работ и топографической съемки, не исключает возможности обращения Общества в обозначенных целях к специализированным организациям для того, чтобы до принятия решения об участии в торгах оценить свои предпринимательские риски и перспективы осуществления деятельности на спорном участке недр, а также не устраняет права ООО "Карьероуправление-Север" как лица, желающего принять участие в торгах, на обращение в адрес Министерства с целью предоставления информации по вопросам проведения аукциона (пункт 11.1 Порядка).
Аргумент ООО "Карьероуправление-Север" о необоснованном включении и нахождении спорного участка недр в Перечне участков недр местного значения ввиду полного (частичного) расположения такого участка в границах водоохранной зоны водного объекта, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку оценка законности действий по включению участка "Восток" в Перечень участков недр местного значения в предмет исследования по настоящему делу не входит. К тому же, как обоснованно указано в решении суда первой инстанции, положения статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации не препятствуют геологическому изучению в границах водоохранных зон, а границы горного отвода предварительны и подлежат уточнению после выдачи лицензии и разработки недропользователем технической документации.
Относительно довода заявителя апелляционной жалобы об отсутствии возможности образования земельного участка в связи с отказом правообладателя земельного участка с кадастровым номером 11:16:0000000:45 предоставить согласование без возмещения убытков, суд отмечает следующее.
Из положений Закона о недрах (статьи 7 и 11) вытекает, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Таким образом, пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельными участками, под которыми залегают недра.
При этом действующим законодательством (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
На основании статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" в письме от 04.10.2018N 06/1703 подтверждала и впоследствии не отзывала согласия о предоставлении земельного участка для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток" после выполнения заинтересованными лицами требований статьи 25.1 Закона о недрах. Обратного из материалов дела не следует.
То обстоятельство, что граница образуемого земельного участка, который был заявлен к утверждению и согласованию, пересекает границу иного земельного участка, находящегося в долгосрочной аренде, не исключает возможности образования соответствующего участка при получении согласования правообладателя. Из письма от 24.08.2020 N 165 производственного сельскохозяйственного кооператива "Оленевод" отказа в согласовании не усматривается.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, которыми истец мотивирует заявленные требования, не могут служить достаточными для признания аукциона недействительным.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе ссылается на существенные нарушения, допущенные Министерством при проведении торгов.
Рассмотрев данные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В данном случае аукцион проведен на основании Закона о недрах, согласно статье 13.1 которого объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за девяноста дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за сорок пять дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.
Действительно, как указывает истец, извещение о проведении аукциона было опубликовано организатором дважды, более раннее извещение размещено 06.11.2019 с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 13.1 Закона о недрах. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
По сути, позиция истца заключается в том, что повторное размещение извещения от 11.12.2019 о проведения аукциона отменяет ранее опубликованное извещение от 06.11.2019.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, апелляционный суд находит данную позицию Общества несостоятельной. Из материалов дела, в том числе из содержания извещения от 11.12.2019, не усматривается, что ранее размещенное извещение от 06.11.2019 отменено или скорректировано. Дата и время проведения аукциона в извещениях от 06.11.2019, от 11.12.2019 определена 24.12.2019 в 11 час. 00 мин., дата подведения итогов - 24.12.2019, что не противоречит положениям приказа Министерства от 06.11.2019 N 1840 "О проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Восток". Каких-либо сведений о переносе даты аукциона извещение и материалы дела не содержат.
В аукционе приняли участие четыре участника, данных о ненадлежащем и несвоевременном извещении которых о предстоящем аукционе материалы дела не содержат, соответствующих доводов не приведено.
Исследуя вопрос о нарушении прав и законных интересов истца вследствие опубликования извещения о проведении аукциона дважды, суд апелляционной инстанции не усматривает такого нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу положений статьи 4 АПК РФ, статей 11, 449 ГК РФ лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.
Применительно к настоящему делу истец должным образом не подтвердил, что спорный аукцион нарушает его права и законные интересы. Наличие прав на защиту интересов иных потенциальных участников аукциона, которые могли быть нарушены, Обществом не раскрыто.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания торгов недействительными с применением заявленных Обществом последствий недействительности.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В состав убытков, предъявленных к возмещению ответчиком в связи с предоставлением недостоверной информации об участке недр, истец включил уплаченную в пользу Министерства государственную пошлину за выдачу лицензии в сумме 7 500 рублей, а также 345 000 рублей, перечисленных во исполнение обязательств, взятых на себя в рамках договора от 30.06.2020 N 7-2020 на выполнение работ "Геологическое обследование на лицензионном участке песка и песчано-гравийной смеси "Восток" с наземными геофизическими работами".
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривает, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав аргументы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о недоказанности совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков. Доказательств наличия противоправности в поведении ответчика не представлено, не усматривается и наличия причинно-следственной связи между действиями Министерства и убытками Общества, связанными с уплатой денежных средств за выдачу лицензии и с оплатой выполненных по договору работ по геологическому обследованию на лицензионном участке.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Все доводы, изложенные Обществом в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2021 по делу N А29-15197/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Карьероуправление-Север" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на решение суда составляет 3 000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Карьероуправление-Север" обратилось с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины. Определением апелляционного суда от 01.04.2021 данное ходатайство удовлетворено, предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, соответственно, с истца подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2021 по делу N А29-15197/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление-Север" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление-Север" (ИНН: 1101058055, ОГРН: 1161101053376) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15197/2020
Истец: ООО "Карьероуправление-Север"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Коми, Верховный суд Республики Коми, Второй арбитражный апелляционный суд, Сыктывкарский городской суд Республики Коми