г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-230424/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-230424/20
по заявлению АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822),
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве,
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Сагаровский А.А. по дов. от 02.10.2019; |
от заинтересованного лица: от третьего лица: |
Панин А.А. по дов. от 11.01.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Почта России" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 05.10.2020 N 77-0-1-71/3149/2020-567, об обязании.
Решением суда от 16.03.2021 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что согласно ст. 19 Закона N 171-ФЗ состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества, определяется передаточным актом. Вместе с тем, документы, подтверждающие, что указанное сооружение относится к имуществу АО "Почта России" в Управление не представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.06.2020 через МФЦ районов Нижегородский и Лефортово, ЮВАО в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) подано заявление N 77-0-1-71/3149/2020-567) о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости:
- сооружение (транспортный туннель), расположенное по адресу: 107140, Российская Федерация, г. Москва, Краснопрудный пер., д. 7, соор.2, общей площадью 469,4 кв.м.
Вместе с заявлением представлены документы:
- заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от26.06.2020 N 77-0-1-71/3149/2020-567;
- технический план здания. Оптический компакт-диск, размер файла 2МБ.
- доверенность от 08.10.2019 N 2571509 -распоряжение от 20.09.2019 N 2131-р; -декларация.
Государственным регистратором 03.07.2020 принято решение N 77-0-1-71/3149/2020-567 о приостановлении государственного кадастрового учета в виду следующих причин:
1) Отсутствии заявления о государственной регистрации права собственности с приложением в соответствии с требованием действующего законодательства правоустанавливающих документов.
2) Согласно ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), при отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В нарушение п. 8 ст. 24 Закона о недвижимости, п. 20 Требований представленный на государственный кадастровый учет технический план не содержит в своем составе соответствующую указанным выше требованиям законодательства проектную документацию и сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в техническом плане в электронной форме не подтверждаются такими сведениями в представленной документации.
Не согласившись с выводами государственного регистратора, в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" 24.07.2020 в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее- Апелляционная комиссия) было подано заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 03.07.2020, принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете N 77-0-1-71/3149/2020-567 от 26.06.2020.
05.08.2020 апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
05.10.2020 Управлением Росреестра по Москве вынесено решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, которое получено в МФЦ 02.11.2020.
Посчитав решение Управления об отказе в государственной регистрации незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 4 ст. 20 федерального закона N 171 от 29.06.2018 "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171) до 1 октября 2020 года Акционерное общество "Почта России" проводит мероприятия по подготовке объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте "б" пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также земельных участков, занятых такими объектами недвижимого имущества, к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, включая мероприятия по кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Порядок проведения государственного кадастрового учета и регистрации права в отношении данного имущества установлен частями 11 - 18 ст. 20 Закона N 171. Данный порядок предусматривает последовательные действия по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав с разрывом во времени, а именно:
Сначала осуществляется постановка объекта на кадастровый учет, далее АО "Почта России" размещает на Федресурсе сообщение о намерении зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимости и в случае отсутствия сообщений от лиц, требующих признания права собственности на такой объект недвижимости, подтверждаемого выпиской с Федресурса, АО "Почта России" удостоверяет у нотариуса факт возникновения права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности. Впоследствии перечень объектов утверждается ТУ/МТУ Росимущества и регистрируется право собственности Российской Федерации. Соответственно постановка объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет необходима с целью размещения данного объекта на Федресурсе.
Частью 19 статьи 20 Закона N 171 предусмотрено, что положения Федерального закона N 218 "О государственной регистрации недвижимости" применяются с учетом положений данной статьи. Таким образом, принцип об одновременности кадастрового учета и государственной регистрации прав в рассматриваемом случае не применим.
Согласно ч. 11 ст. 20 Закона N 171 до 2022 года документом, который является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, указанных в настоящей статье, содержит описание таких объектов недвижимости и на основании, которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таких объектах недвижимости.
Форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений установлены Приказом Минэкономразвития России от 14.12.2018 N 710 "Об утверждении формы декларации о земельном участке, ином объекте недвижимого имущества, указанных в статье 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требований к заполнению декларации, состава включаемых в нее сведений и изменений, которые вносятся в отдельные приказы Минэкономразвития России в части подготовки необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости документов".
Таким образом, в соответствии с Законом N 171 проектная документация на объект недвижимости - не требуется, постановка на кадастровый учет осуществляется в упрощенном порядке на основании декларации.
Документ-основание для осуществления кадастрового учета (декларация) предоставлен в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 2022 года документом, который является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, указанных в настоящей статье, содержит описание таких объектов недвижимости и на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таких объектах недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что заявителем были представлены все необходимые документы для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет (декларация), оснований для отказа у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Как указано выше, в соответствии с ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен упрощенный порядок постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, подлежащего передаче в уставной капитал заявителя. Для постановки на кадастровый учет таких объектов достаточно предоставить только декларацию о таких объектах недвижимости.
Таким образом, данная норма постановки объекта на кадастровый учет является специальной по отношению к нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при этом регистрирующий орган, при рассмотрении заявления о постановки объекта на государственный кадастровый учет не применил норму права, подлежащую применению, а именно положения ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ, а применил нормы права, не подлежащие применению - положения Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ, что повлекло за собой принятие незаконного отказа в постановки объекта на ГКН.
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Москве в постановке на ГКН, не соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральному закону от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы АО "Почта России" в сфере экономической деятельности в виде чинения незаконных препятствий в получении Заявителем недвижимого имущества в свой уставной капитал.
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации.
Согласно положениям ст. 200 АПК РФ на орган, который принял решение, возлагается обязанность доказывать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Управление не доказало наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого отказа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-230424/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230424/2020
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ