город Омск |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А75-14891/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4043/2021) общества с ограниченной ответственностью "Северархпроект" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в от 18.02.2021 по делу N А75-14891/2020 (судья Чешкова О.Г.), принятое по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8602017528, ОГРН 1028600585970, 628416, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Майская, 8/1) к обществу с ограниченной ответственностью "Северархпроект" (ИНН 8602215826, ОГРН 1148602004110, 628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Инженерная, 20, эт. 1, оф. 10) о взыскании штрафных санкций в размере 34 500 руб.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северархпроект" (далее - ООО "Северархпроект", общество) о взыскании 34 500 руб. штрафа за совершение правонарушений предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ), выразившихся в представлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М и по форме СЗВ - СТАЖ с нарушением сроков, установленных пунктом 2 и пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в от 18.02.2021 по делу N А75-14891/2020 заявленные требования удовлетворены, с ООО "Северархпроект" в пользу УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры (межрайонное) взысканы штрафы по решениям от 28.10.2019 N 27S19190013965, от 24.07.2019 N 27S19190010726, от 24.07.2019 N 27S19190010729, от 18.06.2020 N 27S19200004437, от 18.06.2020 N 27S19200004432, от 18.06.2020 N 27S19200004433, от 18.06.2020 N 27S19200004490 в общей сумме 34 500 руб. Этим же судебным актом с ООО "Северархпроект" в федеральный бюджет взыскана государственная пошлину в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, снизив штраф до 1000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в условиях пандемии введен мораторий на штрафы; штраф подлежит уменьшению в связи с тяжелым финансовым состоянием общества; УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры допущено несвоевременное выявление нарушений.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
ООО "Северархпроект" в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ является страхователем и обязано представлять сведения о каждом застрахованном лице.
Страхователь представил 15.11.2018 в УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года своевременно.
Управлением обнаружены ошибки и несоответствия имеющимся сведениям в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем 17.12.2018 страхователю направлено и получено последним 17.12.2018 уведомление. Уточненные сведения по форме СВМ-М за отчетный период октябрь 2018 года должны быть представлены в течении пяти рабочих дней с момент получения уведомлении, т.е. по 24.12.2018. Страхователем в имеющиеся ошибки и несоответствия не устранены.
По факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании в отношении общества составлен акт от 27.09.2019 N 27818190013489.
Решением от 28.10.2019 N 27S19190013965 ООО "Северархпроект" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М за октябрь 2018 в виде уплаты финансовых санкций в 500 рублей в отношении одного застрахованного лица.
Страхователь представил 15.03.2019 в УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года своевременно. Управлением обнаружены ошибки и несоответствия имеющимся сведениям в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем 28.03.2019 страхователю направлено и получено последним 28.03.2019 уведомление.
Уточненные сведения по форме СВМ-М за отчетный период февраль 2019 года должны быть представлены в течении пяти дней по 04.04.2019. Страхователем в течении пяти рабочих дней имеющиеся ошибки и несоответствия не устранены.
По факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании составлен акт от 26.06.2019 N 027S18190010167. Решением от 24.07.2019 N 27S19190010726 ООО "Северархпроект" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по формам СЗВ-М за февраль 2019 года в виде уплаты финансовых санкций в 500 рублей в отношении 1 (одного) застрахованного лица.
Страхователь представил 13.04.2019 в УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры сведения по форме СЗВ-М за март 2019 года своевременно. Управлением обнаружены ошибки и несоответствия имеющимся сведениям в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем 14.04.2019 страхователю направлено и получено последним 14.04.2019 уведомление.
Сведения по форме СВМ-М за отчетный период март 2019 год уточненные должны быть представлены в течении пяти дней по 19.04.2019. Страхователем в течении пяти рабочих дней имеющиеся ошибки и несоответствия не устранены.
По факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании составлен акт от 26.06.2019 N 027S18190010170.
Решением от 24.07.2019 N 27S19190010729 ООО "Северархпроект" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М за март 2019 года в виде уплаты финансовых санкций в 500 рублей в отношении 1 (одного) застрахованного лица.
Обществом с нарушением установленного законом срока 14.04.2020, 19.04.2020 соответственно представлены в Управление сведения: по форме СЗВ-М (исходная) за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 года в отношении 54 застрахованных лиц, в связи с чем составлены акты от 20.05.2020 N 027S18200003517, N 027S18200003378, N 027S18200003394, от 20.05.2020 N 027S1X200003383 об обнаружении фактов, свидетельствующих о\ нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением приняты решения от 18.06.2020 N 27S19200004437, от 18.06.2020 N 27S19200004432, от 18.06.2020 N 27S19200004433, от 18.06.2020 N 27S19200004490 о привлечении юридического лица к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ в виде уплаты финансовых санкций по 2000, 2000, 2000 и 27000 рублей соответственно.
В общей сумме ответчику начислены финансовые санкции в сумме 34500 руб.
Обществу выставлены требования от 19.11.2019 N 027S01190013893, от 14.08.2019 NN 027S01190010619, 027S01190010620, от 13.07.2020 NN 027S01200006278, 027S01200006280, 027S01200006279, 027S01200006277 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке соответственно в срок до 09.12.2019, 03.09.2019, 31.07.2020.
Неисполнение ответчиком требований об уплате штрафных санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в суд с соответствующим заявлением.
18.02.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 ААПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, нарушение обществом сроков представления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, влечет наступление ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии со статьёй 8 Закона 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 17 Закона 27-ФЗ определено, что лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответчик вынесенные в отношении него решения не оспорил, доказательства иного в суд не представлены.
В соответствии со статьёй 17 Закона N 27-ФЗ, в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплатепредставителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Накопленная свыше трёх тысяч рублей задолженность у общества перед Управлением возникла после принятия решений от 18.06.2020 и выставления требований от 18.06.2020 со сроком исполнения до 31.07.2020.
Заявление о взыскании финансовых санкций подано в суд 18.09.2020, срок для взыскания накопленной задолженности в судебном порядке не истёк.
По периодам за октябрь 2018, февраль, март 2019 штраф наложен за непредставление исправленных сведений в отношении застрахованных лиц, в связи с выявлением Пенсионным фондом и направлением в адрес ответчика уведомления об ошибке.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с положениями пункта 39 Инструкции N 766н и действующей в спорный период до 27.07.2020, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В результате проведенной Управлением проверки сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, за февраль, март 2019 года (по уведомлениям и выявленной ошибке), за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года (исходная), по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 года обнаружено, что сведения по форме СЗВ-М представлены с нарушением срока предоставления сведений.
Поскольку факт несвоевременного представления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержден материалами дела и допущенные обществом ошибки не были выявлены самостоятельно и не исправлены, следовательно, у УПФР в г. Сургуте ХМАО - Югры имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и взыскания штрафных санкций.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 114 Кодекса).
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции, исходит из того, суд первой инстанции обоснованно не снизил размер штрафа.
В рассматриваемом случае предотвращение совершения нарушения и своевременное исправление допущенных ошибок полностью зависели от волеизъявления общества, но последним не были предприняты меры по устранению выявленного нарушения в установленный законом срок, несмотря на соответствующие уведомления Фонда.
Заявленный ко взысканию размер штрафа соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, не возлагает на страхователя чрезмерного бремени по уплате штрафа и является соразмерным допущенному правонарушению. При э том ссылка общества на мораторий является уклонением от ответственности за выявленные нарушения.
Кроме того, апелляционным судом учитывается, что срок нарушения представления индивидуальных сведений значительный, в связи с чем правовых оснований для уменьшения размера подлежащих взысканию штрафных санкций суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в от 18.02.2021 по делу N А75-14891/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северархпроект" (ИНН 8602215826, ОГРН 1148602004110, 628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Инженерная, 20, эт. 1, оф. 10) в федеральный бюджет государственную пошлину 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14891/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: ООО "СЕВЕРАРХПРОЕКТ"