г. Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-28123/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-28123/2021
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Лопатина Е.Б. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 14.11.2020 N КУВД-001/2020-10942411/2, суд обязал Управление в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента путем снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006033:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 11а.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель Управления не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 07.08.2020 Департамент обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2020-10942411 о снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006033:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 11а.
13.08.2020 Управление уведомлением N КУВД-001/2020-10942411/1 приостановило регистрационные действия.
В связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, 14.11.2020 Управление уведомлением N КУВД-001/2020-10942411/2 отказало по снятию с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0006033:1018 по адресу: г. Москва, ул. Рогожский Вал, д. 11а.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 1 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Судом установлено, что основанием для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности города Москвы на вышеуказанный объект, послужил вывод Управления об отсутствии в составе приложений к актам обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта.
С целью проведения вышеуказанных учетно-регистрационных действий в ГБУ МосгорБТИ было заказано осуществление работ по составлению акта обследования, подтверждающего прекращение существование объекта недвижимости.
В качестве приложений к актам обследования были представлены: акт обследования от 15.06.2020 N 46, выданный Управой Таганского района города Москвы, подтверждающий снос до 04.08.2018; письмо Росреестра от 07.12.2018 N 14-13485/18 по вопросу снятия объектов недвижимости с ГКУ и государственной регистрации прекращения права собственности.
Подпунктом 7 пункта 2 ст. 14 Закона о недвижимости предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации. Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абз. 2 пункта 3 Требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования.
В таком случае кадастровый инженер указывает причину их отсутствия в заключении. Позиция Управления Росреестра по данному вопросу изложена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18.
Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетнорегистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 07.12.2018 N 14-13485118, ни Требованиями к подготовке акта обследования N 861, ни Закона о недвижимости не предусмотрена обязанность органа регистрации осуществлять проверку соблюдения установленного порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости.
Согласно Закона о недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, который прекратил свое существование, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Закона о недвижимости, в связи с чем, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимого, отсутствуют.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемых отказов, следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-28123/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28123/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ