г. Челябинск |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А07-11016/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А.,
рассмотрел без проведения судебного заседания апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.05.2021 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А07-11016/2021.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее - Фонд, ГУ УПФР в Советском районе г. Уфы РБ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Центр кузовного ремонта" (далее - ООО "Центр кузовного ремонта", общество) суммы финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - январь 2020 года по форме СЗВ-М, за 2018 год и за 2019 год по форме СЗВ-Стаж в общей сумме 3500 руб.
Определением суда первой инстанции от 04.05.2021 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное определение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Фонд может обратиться в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, только если их общая сумма, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате сумм финансовых санкций, учитываемого Фондом при расчете общей суммы санкций, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3000 руб., территориальный орган фонда может обратиться в суд в течение шести месяцев со дня, когда такая сумма превысила 3000 руб., а если обозначенный предел не превышен, Фонд может обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. Как указывает податель жалобы, за непредставление обществом сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 г. сумма штрафа составила 500 руб. (срок добровольной уплаты по требованию до 11.08.2020), за непредставление сведений по форме СЗВ-Стаж за 2019 г. сумма штрафа составила 2500 руб. (срок добровольной уплаты по требованию до 01.12.2020). Итого общая сумма штрафа составила 3000 руб. За 2018 г. сумма штрафа составила 500 руб., срок добровольной уплаты по требованию до 08.02.2021. Общая сумма штрафа составила 3500 руб. Сумма штрафа превысила 3000 руб. 19.01.2021 и с этого момента возникло право на обращение в суд, а потому шестимесячный срок для обращения за взысканием истекает 19.07.2021. В этой связи Фонд полагает неверным вывод суда о пропуске заявителем срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон и проведения судебного заседания в порядке пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" и статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
О рассмотрении апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр кузовного ремонта" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1130280071217 и состоит на учете в качестве страхователя в ГУ УПФР в Советском районе г. Уфы РБ.
Сведения о застрахованных лицах по форме по форме СЗВ-М за январь 2020 года обществом представлены в Фонд по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2020. Сведения по форме по форме СЗВ-Стаж за 2019 год представлены обществом в Фонд 22.07.2020. За 2018 год сведения не представлены.
Фондом проведена проверка представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.03.2020 N 002S18200005709, от 17.09.2020 N 002S18200020252, от 18.11.2020 N 002S18200027290. Актами зафиксированы факты представления обществом указанных выше сведений с нарушением установленных законом сроков.
По результатам рассмотрения этих актов Фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.07.2020 N 002S18190011679, 22.10.2020 N 002S19200021858, 21.12.2020 N 002S19200028133, которыми общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа на общую сумму 3500 руб. (штраф за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года - в сумме 500 руб., за 2019 год - в сумме 2500 руб.; штраф за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-Стаж за 2018 год - в сумме 500 руб.).
Требованиями об уплате финансовых санкций от 24.07.2020 N 002S01200012687, 13.11.2020 N 002S0120021743, 19.01.2021 N 002S0121000996 страхователю предложено уплатить указанные штрафы в установленные требованиями сроки (л.д.21, 29, 38).
Неисполнение требований в установленные сроки в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд 23.04.2021 с рассматриваемым заявлением о выдаче судебного приказа.
Отказывая в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии спора о праве, что является препятствием для выдачи судебного приказа.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 229.1 АПК РФ, судебный приказ представляет собой судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Согласно статье 229.2 АПК РФ, судебный приказ выдается, в том числе по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
Пунктом 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ установлено, что арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае, арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Требования заявителя обоснованы привлечением общества к ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за январь 2020 года, за 2018 год и за 2019 год, а также неисполнением в добровольном порядке требований об уплате штрафа.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) необходимые сведения. Такие сведения представляются по форме СЗВ-Стаж, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь дополнительно ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Эти сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с положениями статей 5, 16 Закона N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом, как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Частями 6-16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок выявления, фиксации и применения мер ответственности за совершение страхователем нарушения, ответственность за которое установлена этой статьей. В силу указанных положений при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом. Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений. Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Применив указанные нормативные положения, суд первой инстанции определил предельный срок взыскания в судебном порядке со страхователя финансовых санкций, начисленных в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следующим образом: 3 месяца на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Поскольку отчетность по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2020 года должна быть представлена не позднее 17.02.2020, а по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 год - не позднее 01.03.2019, за 2019 года - не позднее 02.03.2020, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2020 года совершено 18.02.2020, а в части непредставления сведений по форме СЗВ-Стаж за 2018 год - 04.03.2020, за 2019 год - 03.03.2020.
Как указал суд первой инстанции, с этого момента страховщик должен был, как орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
С учетом исчисления совокупности указанных выше нормативно установленных сроков на выявление нарушения и применения принудительных мер, суд первой инстанции определил срок обращения в суд с требованиями о взыскании финансовых санкций по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2020 года - по 25.02.2021, по форме СЗВ-Стаж за 2018 год - по 10.03.2020, за 2019 год - по 09.03.2021. Так как обращение Фондом в суд состоялось 23.04.2021, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент такого обращения срок для взыскания финансовых санкций истек, что и послужило основанием для вынесения оспоренного определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Однако, судом не учтены специальные нормы, регулирующие порядок судебного взыскания рассматриваемых санкций, установленные частями 18-20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. В силу этих нормативных положений территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи. В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом апелляционной инстанции установлено, что сумма требований территориального органа Пенсионного фонда превысила 3000 руб. лишь 19.01.2021 (выставлением требований об уплате финансовых санкций от 24.07.2020 N 002S01200012687, 13.11.2020 N 002S0120021743, 19.01.2021 N 002S0121000996 на 3500 руб.). Следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании этих финансовых санкций истекает лишь 19.07.2021.
Заявление о взыскании предъявлено территориальным органом Пенсионного фонда в течение трех лет со дня истечения срока для исполнения самого раннего требования и в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности по финансовым санкциям превысила 3000 руб., в связи с чем, вывод суда первой инстанции о пропуске Фондом срока на обращение в суд с рассматриваемым требованием, а соответственно и об отсутствии оснований для принятия заявления о выдаче судебного приказа, является ошибочным.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции следует отменить, как принятое с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Руководствуясь статьями 188, 229.4, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.05.2021 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А07-11016/2021 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11016/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы РБ
Ответчик: ООО "ЦЕНТР КУЗОВНОГО РЕМОНТА"
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8540/2021