город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2021 г. |
дело N А32-16337/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей М.Ю. Долговой, Д.В. Емельянова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Краснодарскому краю: представитель Гавриляк А.Д. по доверенности от 20.01.2020,
посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью фирма "Лига" Волохова Р.Н.: представитель Акименко Т.К. по доверенности от 30.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Лига" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 по делу N А32-16337/2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Лига" в лице конкурсного управляющего Волохова Романа Николаевича (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании инспекцию возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 1 137 800,32 руб. (с учетом уточнения заявленного требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 по делу N А32-16337/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Лига" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособность и материнством в сумме 1 137 800,32 руб., что подтверждается справкой от 31.03.2020 N 277584 о наличии переплаты, поэтому суд необоснованно отказал в удовлетворении заявления. У конкурсного управляющего ООО "Лига" отсутствуют документы, подтверждающие основание возникновения переплаты, поэтому возврат излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством должен осуществляться инспекцией в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.09.2019 конкурсный управляющим ООО Фирма "Лига" обратился в Межрайонную ИФНС России N 17 по Краснодарскому краю с заявлением о возврате переплаты сумм налогов и взносов согласно справке N 189575 от 03.06.2019 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе переплаты в размере 1 137 800,32 руб. по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2017 КБК 18210202090070000160.
Налоговый орган в ответе от 11.09.2019 N 06-2-16/10238 проинформировал заявителя о том, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимаются соответствующими органами государственных внебюджетных фондов при получении заявления плательщика страховых взносов. Заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017 перенаправлено для рассмотрения в Управление ПФР в Крымском районе Краснодарского края. 10.09.2019 инспекцией принято решение об отказе в возврате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 1062 от 10.09.2019. Решение мотивировано отсутствием у общества переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 на сумму 1 137 800,32 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего ООО Фирма "Лига" в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекцию возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 1 137 800,32 руб.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лига" в периоды 2017 - 2020 годы являлось плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и предоставляло в налоговый орган соответствующие расчеты по страховым взносам.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов па обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон) и от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно пункту 1.1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно пункту 2 статьи 431 НК РФ (действовал до 31.12.2020) сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15 -го числа следующего календарного месяца.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 8 статьи 431 НК РФ (действовал до 31.12.2020) проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения органом Фонда социального страхования Российской Федерации (вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом).
Порядок представления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.
В соответствии с пунктом 16 статьи 431 НК РФ (действовал до 31.12.2020) данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.
Из приведенных выше норм законодательства по уплате страховых взносов, следует, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется только на фактически исчисленные в установленном порядке и уплаченные в фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как следует из материалов дела, переплата по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 800,32 руб. образовалась не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, что подтверждается представленными в материалы дела расчетами ООО Фирма "Лига" по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Суд установил, что обществом были произведены расходы на сумму 1 564 099,27 руб., начислены страховые взносы на сумму 426 298,95 руб.
Страховые взносы за указанные периоды обществом не уплачивались.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что переплата по страховым взносам в сумме 1 137 800,32 руб. в том смысле, который предусмотрен статьей 78 НК РФ, у общества не возникла.
Согласно пункта 9 статьи 431 НК РФ (действовал до 31.12.2020), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Важное значение при рассмотрении вопроса о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет то, что предметом регулирования статьей 78 НК РФ является зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, и указанная статья не определяет порядок возврата плательщику страховых взносов сумм превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика (ФСС) выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть только зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования или возмещена территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
С учетом установленных фактических обстоятельств суд правомерно отклонил довод конкурсного управляющего о том, что у общества имеется переплата по страховым взносам в фонд социального страхования, подлежащая возврату в порядке статьи 78 НК РФ.
Установив фактические обстоятельства дела, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования заявителя.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, так как основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета (фонда) денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета (фонда) излишне уплаченных либо взысканных сумм налога (взноса) непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога (взноса) в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
В рассматриваемом деле суд установил, что страховые взносы в Фонд социального страхования за указанные периоды обществом не уплачивались. Обществом были произведены расходы на выплату страхового обеспечения на сумму 1 564 099,27 руб., тогда как начислены страховые взносы на сумму 426 298,95 руб. в связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что переплата по страховым взносам в сумме 1 137 800,32 руб. в том смысле, который предусмотрен статьей 78 НК РФ, у общества не возникла.
К спорным правоотношениям не подлежат применению нормы статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Компенсация расходов на выплату страхового обеспечения производится Фондом социального страхования после представлением документов, подтверждающих обоснованность и размер произведенных выплат. Отсутствие у конкурсного управляющего общества документов, подтверждающих обоснованность и размер страховых выплат, не порождает у Фонда и инспекции обязанности произвести выплату автоматически, без документального подтверждения произведенных расходов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 по делу N А32-16337/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16337/2020
Истец: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ООО фирма "Лига"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Краснодарскому краю
Третье лицо: конкурсный управляющий Волохов Роман Николаевич