город Москва |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А40-32635/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 марта 2021 года по делу N А40-32635/21,
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(ОГРН 1097746772738)
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании,
в судебное заседание стороны не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось с иском в Арбитражный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 23 635 руб. 20 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2021 года исковые требования истца удовлетворены.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционного суда стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2018 году АО "ФПК", в лице Дальневосточного филиала, предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993.
Согласно реестрам, оформленных Дальневосточным филиалом АО "ФПК" проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом в период 2018 года составила 27 034 руб. 50 коп.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), вспомогательными документами. Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 7 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (далее - Правила перевозок пассажиров N473).
Данные АСУ "Экспресс" содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, стоимости проезда недополученной перевозчиком.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, размере неполученных средств.
Сумма убытков в связи с оформлением АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала АО "ФПК", проездных документов в 2018 году составила 27 034 руб. 50 коп.
В целях досудебного урегулирования спора Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия N 11531/ФПКФ ДВОСТ от 1 октября 2020 года.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 28 октября 2020 г. N 08-05-07/693 отказало в удовлетворении претензионных требований АО "ФПК".
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Соглашения целью его является взаимное признание государствами - участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготы по проезду независимо от их места жительства, что означает, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и передвижении из одного государства в другое (Определение Верховного суда РФ от 24.07.2015 г. N 305-ЭС15-8213).
Указанное Соглашение от 12.03.1993 является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения, инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 - процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, в Определении Верховного суда Российской Федерации от 01.06.2015 N 305-ЭС15-5321 по делу N А40-113442/2013 указано, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении из одного государства в другое.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов Великой Отечественной войны 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 процентная скидка от стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
Согласно ст. 3 Соглашения, участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50 процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 4 Соглашения, лицам, указанным в ст.ст. 2 и 3 Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) указанным видом транспорта.
На основании ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Основанием для приобретения льготного проездного билета, в соответствии со ст.7 Соглашения, является удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В силу ст.8 Соглашения, возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в настоящем Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии со ст.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора, а нормативные акты, принятые на территории Российской Федерации, не должны рассматриваться, как умаляющие права и законные интересы человека и гражданина.
Поскольку специальные правила реализации указанного Соглашения отсутствуют, то необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, согласно положениям которой, исполнение взятых Российской Федерации обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.
Согласно п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство финансов Российской Федерации - в соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Учитывая изложенное, перевозка граждан согласно Соглашению была произведена Истцом в интересах публично-правового образования Российской Федерации, так как осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.03.1993, является обязательством Российской Федерации и подлежит компенсации за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.
Довод Ответчика о том, что Соглашение не должно применяться, поскольку не ратифицировано, не состоятелен, так как в соответствии со ст. 6 ФЗ от 05.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться различными способами.
Кроме того, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 N 12659-р "О подписании протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993", что подтверждает факт признания Российской Федерацией указанных обстоятельств. Необходимо отметить и то, что изменения, внесенные в Соглашение Протоколом от 22.11.2007, не коснулись порядка возмещения транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении. Ссылаясь на указанные изменения, Ответчик, вместе с тем, подтверждения выделения денежных средств на реализацию соответствующих мер социальной поддержки не представил, как и доказательств возмещения понесенных Истцом расходов.
Факт оказания услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, подтверждается данными автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс" (АСУ "Экспресс") - реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира. Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.12.2013 N 473. Эти данные позволяют определить лицо, имеющее право на льготный проезд, в том числе номер удостоверения, маршрут движения и так далее.
В случае сомнений в достоверности сведений, Ответчик имел возможность осуществить проверку соответствующей информации, что им не было сделано. Доказательств того, что лица, указанные в перечисленных документах, не обладают соответствующей льготой (утратили статус лица, имеющего льготу, на момент осуществления перевозки), Ответчиком также не предоставлено.
Далее Ответчик указывает на то, что с 01.01.2005 листы талонов на льготный проезд по территории государств-участников Соглашения от 12.03.1993 в Российской Федерации не изготавливались и ветеранам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, не выдавались.
При этом доказательств того, что талоны с 01.01.2005 на территории Российской Федерации не изготавливались и не выдавались льготным категориям граждан, Ответчик не предоставил.
Согласно ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания. Основанием для приобретения льготного проездного документа является удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые предоставляются в железнодорожную кассу (ст. 7 Соглашения). В связи с чем, граждане, обладающие правом на пользование льготами, подтвержденное соответствующим документом -удостоверением, обращаются в железнодорожные кассы Истца для реализации самого права на пользование льготами. Талон на льготный проезд, предоставляющийся гражданами вместе с документом, удостоверяющим право на льготу, подшивается к купону кассира, номер удостоверения указан в проездном документе и в купоне кассира.
Таким образом, Истец не имеет правовых оснований для отказа ветеранам в реализации их права на пользование льготами, предусмотренными международным Соглашением.
Неисполнение Российской Федерацией в полном объеме своих обязательств по возмещению затрат, произведенных Истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, свидетельствует о неправомерном бездействии государственных органов, возложивших ответственность на Министерство Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Причинная связь между бездействием Ответчика и наступлением вреда выразилась в том, что осуществление указанных правомочий распорядителем бюджетных средств привело бы к перечислению бюджетных средств, достаточных для возмещения расходов Истца.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец документально подтвердил факт несения расходов по перевозке льготных категорий граждан в заявленном размере, обязанность по компенсации которого возложена на Российскую Федерацию.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Доводы апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2021 года по делу N А40-32635/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32635/2021
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ