город Воронеж |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А08-107/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой": Нелепа А.В. - представитель по доверенности от 01.04.2021, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от ИФНС России по г. Белгороду: Косова Н.А. - представитель по доверенности от 09.09.2020 N 178, действительна до 09.09.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.03.2021 по делу N А08-107/2021 по заявлению ООО "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" к ИФНС России по г. Белгороду о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по г. Белгороду (далее - налоговый орган, Инспекция) N 26912 от 01.10.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, вынесенного в отношении ООО "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой".
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2021 по делу N А35-113/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" ссылается на ошибочный вывод суда о том, что Обществом не представлено доказательств, подтверждающих представление в инспекцию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения. По мнению Общества, суд первой инстанции не учел, что расписка о приеме документов на государственную регистрацию составляется представителем ИФНС по г. Белгороду, который собственноручно заполняет данную расписку, внося в нее соответствующие сведения и отсутствие в данной расписке Уведомления о применении УСН является ошибкой, которая не была обнаружена должностным лицом Общества при передаче документов на регистрацию.
Вместе с тем, само по себе отсутствие у Общества доказательств передачи уведомления о применении УСН вновь созданной организацией не может служить основанием для отказа заявителю в применении специального режима налогообложения. Суд первой инстанции необоснованно не учел довод Общества о том, что налоговый орган на протяжении более года с момента регистрации Общества не заявлял каких-либо возражений на применение обществом УСН. Ссылка ИФНС по г. Белгороду на камеральную проверку декларации по УСН за 2019 год, представленной Обществом 18.03.2019 является, по мнению Общества, не обоснованной, поскольку камеральная проверка осуществлена с нарушением сроков ее проведения.
По системе электронной подачи документов "Мой арбитр" 22.06.2021 от ИФНС России по г. Белгороду поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложением доказательства направления отзыва в адрес ООО "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой".
Поскольку отзыв был направлен в адрес "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" только 21.06.2021, то есть за 1 день до судебного заседания, апелляционная коллегия на основании ст.ст.159, 184, 266 АПК РФ, отказала в приобщении отзыва на апелляционную жалобу к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.07.2019 (л.д. 14).
18.03.2020 Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2019 год с исчисленной суммой налога к уплате 239 886 руб.
Согласно платежных поручений на перечисление налога N 36 от 30.03.2020 на сумму 220 000 руб., N37 от 02.04.2020 на сумму 19 886 руб. налог по УСН обществом был уплачен. Авансовые платежи по УСН Обществом не производились
Инспекцией проведена камеральная проверка названной декларации,
В рамках проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации направила налогоплательщику 02.07.2020 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) требование от 11.06.2020 N 20352 о предоставлении пояснений, которое получено адресатом 03.07.2020 (подтверждается квитанцией о приеме).
В указанном требовании Инспекция сообщила о том, что по организации ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" не найден действующий объект УСН и потребовала внести соответствующие исправления.
Кроме того, Инспекцией в направленном 30.07.2020 в адрес Общества по ТКС требовании от 30.07.2020 N 22535, которое получено адресатом 30.07.2020 (подтверждается квитанцией о приеме), сообщила о выявленном несоответствии сведений, заявленных налогоплательщиком в налоговой декларации по УСН за 2019 и информации имеющейся у налогового органа, а именно отразив, что "ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения не предоставляло, следовательно, не является плательщиком налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы, применяет общеустановленный режим налогообложения.
В связи с чем инспекция указала на необходимость обществу представлять налоговую отчетность по общей системе налогообложения с момента регистрации организации".
Таким образом, при проведении камеральной проверки налоговым органом установлена необоснованность применения обществом УСН, поскольку не было представлено уведомление о переходе на УСН, и как следствие обязанность применять общеустановленную систему налогообложения.
Как следует из правой позиции Верховного суда РФ, высказанной в Определении от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705, налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящего на учете налогоплательщика. В частности, требовать представления налоговой отчетности по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ). А при неисполнении этих требований - приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках.
Поскольку Обществом не была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019, на основании положений подп.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, ИФНС России по г. Белгороду принято решение от 01.10.2020 N 26912 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств (л.д. 20).
Не согласившись с названным решением, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области с жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области от 16.11.2020 жалоба Общества оставлена без удовлетворения (л.д. 31-33).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд с рассмотренными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что, поскольку Общество не приобрело в установленном порядке право применения УСН, действия налогового органа по направлению требования от 30.07.2020 N 22535 о необходимости представлять отчетность по общей системе налогообложения (л.д. 23) и применению обеспечительных мер в виде приостановления движения денежных средств по банковскому счету являются правомерными.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" 18.03.2020 в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.
Инспекцией в ходе проведения камеральной проверки названной декларации было установлено, что заявителем не представлялось в налоговый орган уведомление о переходе на УСН, в связи с чем, Общество обязано применять общеустановленную систему налогообложения.
Ввиду непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019, ИФНС России по г. Белгороду было принято решение от 01.10.2020 N 26912 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств (л.д. 20).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В пункте 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса).
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного 04.07.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
Из материалов дела следует, что в рамках проведенной камеральной проверки представленной Обществом 18.03.2020 налоговой декларации по УСН за 2019 Инспекция, направила налогоплательщику 02.07.2020 по телекоммуникационным каналам связи требование от 11.06.2020 N 20352 о предоставлении пояснений, которое получено адресатом 03.07.2020, что подтверждается квитанцией о приеме.
В указанном требовании Инспекция сообщила о том, что по организации ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" не найден действующий объект УСН и потребовала внести соответствующие исправления.
Кроме того, Инспекция в направленном 30.07.2020 в адрес Общества по ТКС требовании от 30.07.2020 N 22535, которое получено адресатом 30.07.2020, сообщила о выявленном несоответствии сведений, заявленных налогоплательщиком в налоговой декларации по УСН за 2019 и информации имеющейся у налогового органа.
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств направления уведомления в налоговый орган о применении ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" упрощенной системы налогообложения в установленной срок.
Согласно расписке о принятии документов (вх.N 14752А) заявитель 10.07.2019 обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица - ООО "Архитектурно-проектное бюро "Белэнергострой" и удостоверил этой же датой передачу в налоговый орган следующих документов: 1. Р11001 заявление о создании ЮЛ; 2. протокол; 3. документ об оплате государственной пошлины; 4. документ об оплате государственной пошлины; 5. гарантийное письмо; 6.уУстав ЮЛ.
Таким образом, довод общества о предоставлении уведомления о применении УСН вместе с комплектом документов при регистрации юридического лица, имеющейся в материалах дела расписке о принятии документов (вх.N 14752А), отклоняется коллегией, как не подтвержденный надлежащими доказательствами.
Положениями пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять УСН.
Таким образом, поскольку в установленный положениями п. 2 ст.346.13 НК РФ срок: не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (15.07.2019) и по настоящее время в Инспекцию вышеуказанное заявление от налогоплательщика не поступало, Общество необходимо применять общую систему налогообложения.
При этом, сам по себе факт представления налоговой декларации по УСН за 2019 год не является достаточным доказательством волеизъявления налогоплательщика применять УСН в 2019 г.
Руководствуясь положениями статьей 346.12, 346.13 НК РФ, разъяснениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным 04.07.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, учитывая в совокупности указанные обстоятельства и принимая во внимание требования налогового органа о представлении заявителем отчетности по налогу на добавленную стоимость, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество в 2019 году являлся плательщиком налогов, исчисляемых и уплачиваемых по общей системе налогообложения, о чем ему было известно, и правильно отклонил ссылки заявителя на представление им в 2020 году в налоговый орган налоговой декларации по УСН за 2019 год и уплаты им в 2020 году налога.
Ссылка общества на то, что камеральная налоговая проверка по представленной Обществом налоговой декларации по УСН за 2019 проведена за рамками трех месячного срока установленного ст. 88 НК РФ, не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о неправомерности мероприятий налогового контроля и незаконности оспариваемого решения.
Установленный ст. 88 НК РФ трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций не является пресекательным. Поэтому, само по себе нарушение его не является основанием для признания неправомерным направления требования о представлении пояснений и незаконным решения, вынесенного ими по результатам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).
В связи с чем направление Инспекцией требований о представлении пояснений по истечении установленного ст. 88 НК РФ трехмесячного срока не является существенным нарушением процедуры проверки и не служит основанием для отмены решения, вынесенного по результатам проверки.
Принятие Инспекцией налоговой декларации по УСН также не свидетельствует о незаконности решения Инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 01.10.2020 N 26912.
В силу абз. 3 п. 2 ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком декларации.
Следовательно, принятие налоговым органом деклараций Общества по УСН не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение данного налогового режима.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводах его электронных денежных средств в случае непредставления этим налогоплательщиком - организацией налоговой декларации в налоговый орган в 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
Положениями пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ предусмотрено право налоговых органов приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, в том числе, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
Поскольку Обществом налоговая отчетность, соответствующая режиму ОСН, а именно: налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 со сроком 27.01.2020, налогоплательщиком не представлялась, Инспекция в соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 31, пп.1 п. 3 ст. 76, пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ правомерно вынесла решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 01.10.2020 N N 26912.
С учетом изложенного, суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.03.2021 по делу N А08-107/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-107/2021
Истец: ООО "Архитектурно-проектное бюро "БелЭнергоСтрой"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду